Казахстан и БРИКС: взгляд эксперта на глобальные изменения

63327
Фото: Economist.kg

Сегодня общественность активно обсуждает вопрос членства Казахстана в БРИКС. Обществоведы высказывают разные мнения. Мы задали актуальные вопросы эксперту Института инновационной экономики, профессору Казахского национального университета имени аль-Фараби Магбату Спанову.

©️ Руслан Пряников/ kapital.kz

Магбат Спанов:

Появление БРИКС, говорит о том, что очень сильно изменилась геополитическая и геоэкономическая ситуация. Естественно появление и расширение новой структуры вызывает неподдельный интерес. Сразу многие эксперты задаются вопросом: что это за организация, кто в неё входит, на каких принципах она будет работать?

Немного исторического ракурса: первое упоминание о БРИКС было в начале двухтысячных, то есть на данный момент эта организация – почти ровесник этого тысячелетия. Долгое время ей уделяли недостаточно внимания, но после начала специальной военной операции (СВО) ситуация резко изменилась. Как и изменилось отношение ко многим проектам, в которые вовлечена Россия.

Здесь необходимо упомянуть Бреттон-Вудскую систему, на которой основана вся мировая финансовая система торговых и экономических отношений мира. Именно в этом контексте возникновение и развитие БРИКС вызывают интерес, так как одной из его главных задач – создание новой мировой платежной системы для обхода санкций и исключения из этой цепочки доллара. Хочу отметить, что Бреттон-Вудская система была принята в 1944 г., и в этом году ей исполняется 80 лет.

Почему некоторые эксперты считают, что БРИКС не является полноценной организацией?

     – Дело в том, что в БРИКС нет четкой иерархии и структуры. В обычных организациях создаются регламенты и правила, но здесь таких четких организационных правил и структуры не существует. Этим БРИКС отличается от многих международных организаций, включая ООН, где существует четкая структура, правила, регламент поведения и документация. Первоначально в БРИКС было четыре страны, потом присоединилась ЮАР. И должны были войти еще шесть стран, но две страны пока приостановили процесс вхождения.

А какова мотивация стран-участников БРИКС?

– Среди инициаторов создания БРИКС – есть несколько стран, которые стремятся противопоставить себя Западу, Америке и или так называемому англо-саксонскому миру. Именно это создает уникальную динамику внутри группы, хотя и добавляет сложности в её функционировании. На самом деле проблема глубже, потому что многие страны, которые входят в БРИКС, к примеру, Индия или ЮАР, не хотят разрушать свои отношения со странами англо-саксонского мира. По большому счету мир глобализирован, и мы все связаны друг с другом. И это дает возможность многим странам зарабатывать финансовые ресурсы. С чем они согласны в этом вопросе, что должны быть альтернативные возможности развития в финансовом секторе. Например ранее оплата в мировой торговле шла исключительно через систему SWIFT. А теперь Россия и Китай пытаются создать новую глобальную систему оплаты. Это будет выгодно для их торговли, и она не привязана к резервной валюте мира – доллару.

Еще один аспект функционирования мировой экономики говорит о том, что вопрос о появлении такой организации как БРИКС был необходим, это увеличении общего мирового долга, на данный момент эта сумма составляет 100 трлн долларов причем из них 35 трлн приходится на долю США. Причем США вместе с Западной Европой после кризиса 2007 г. и пандемии 2020 г. для поддержания своих национальных экономик напечатали огромное количество денег. Эксперты заявляют, что эта сумма в долларах составляет свыше 30 трлн долл. США. Все понимают, что этот пузырь когда-нибудь должен лопнуть, особенно когда долг превышает ВВП, который производит страна. Соответственно, опасаясь этого многие страны ищут вариант, который позволит уйти от давления доллара.

Здесь необходимо упомянуть, что многие страны воспринимают БРИКС как альтернативу и конкурентов, это в первую очередь страны Большой семерки J7. Туда вошли самые экономически развитые страны в 70-е годах, и основная мировая доля экономики принадлежала им. Сейчас, после того, как мир был глобализирован, появились страны, такие как Китай, Индия, ЮАР, Россия, где экономика начала производить больше продукции, товаров и услуг, чем страны большой семерки. И соответственно, экономика этих стран выросла. Хочу отметить важный нюанс, есть несколько методик подсчета ВВП. Но любая страна в своей конкурентной борьбе старается использовать именно ту методику, который показывает ее в выгодном свете. И Казахстан – не исключение. Конечно, не взирая на трудности, наша страна достигла тоже определенных успехов. Но сейчас самое главное – не остановиться на этом и идти дальше.

Стоит ли Казахстану вступать в БРИКС?

– Я считаю, что нам изначально не надо было торопиться. Наверное надо было взять пример с Саудовской Аравии, которую приняли, но полноценно она не вошла в организацию. Но ни в коем случае, не с Аргентины, которая вначале подала заявку, но после смены власти в стране категорически отказалась и приостановила вхождение.

С этой точки зрения, Казахстану не следует торопиться с вступлением в новую организацию, лучше выступить в роли партнера как Саудовская Аравия и внимательно присмотреться к ситуации. Отмечу, что Казахстан находится между двумя крупнейшими членами БРИКС – Китаем и Россией, что создает нам возможности для логистического сотрудничества. Мы активно развиваем Транскаспийский коридор, так как основной рост товарооборота идет именно с этими двумя странами.

В целом, ситуация с логистикой изменилась вследствие конфликта между Россией и Украиной, и мы хотим, чтобы часть продукции России в рамках транспортного коридора «Север-Юг» направлялась через Казахстан. Здесь у России существует несколько маршрутов, включая транзит через Каспий и Азербайджан.

Для нас очень важно также учитывать, что Россия и Китай имеют значительные военные и экономические ресурсы. Однако англосаксонские страны могут рассматривать это как угрозу своему влиянию.

В любом случае, нам не нужно спешить, а выбрать пока партнерство и в случае, если нам будет это выгодно, тогда вступать окончательно. Если минусов будет больше, чем плюсов, тогда просто сотрудничать на двусторонней основе. Или в рамках ЕАЭС или Совета тюркских государств (СТГ).

Важно следить за этими процессами и руководствоваться национальными интересами Казахстана. Руководителям страны необходимо соблюдать баланс: не спешить с вступлением в новые организации и трезво оценивать их преимущества и возможные риски. Кроме того, вступление в любую организацию требует финансовых вложений и участия в различных мероприятиях, а также подразумевает обязательства, которые могут возникнуть в случае форс-мажорных обстоятельств. Думаю, наше руководство взвешенно подходит к этому вопросу и тщательно просчитывает все риски и угрозы.

БРИКС – это новое веянье, инновация. Чтобы стать традицией, должно пройти достаточно много времени. Организация хорошо работала, когда было 5 стран. Как будет работать, если будет больше 10 стран, мы пока не знаем. Есть прогнозы, эксперты выступают, пытаются смоделировать ситуацию, но пока мы не знаем. Наверное, сейчас есть смысл в том, чтобы не торопиться и присмотреться.

Интервью провела Светлана Абылгазыкызы

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -