Выход к морю: почему новые транспортные коридоры важны для Казахстана

79838
Фото: freepik.com

В рамках визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Туркменистан, обсуждался вопрос о сотрудничестве в области транспорта, логистики и транзита между двумя странами. В результате чего было подписано соответствующее Соглашение. Также Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством РК и Правительством Туркменистана о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов от 27 февраля 1997 года и Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта РК и Агентством транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана.

По словам министра транспорта РК Марата Карабаева один из межправительственных документов предусматривает совместное развитие Трансафганского транспортного коридора идущего по территории Казахстана, Туркменистана, Афганистана с выходом в Пакистан, Персидский залив и Индийский океан.

Стоит отметить, что развитие международных транспортных коридоров (МТК) является одним из ключевых инструментов по развитию торговли, экономического сотрудничества между странами, а также стимулом для укрепления региональной экономической интеграции. В результате диверсификации производства, государства Центральной Азии, в том числе и Казахстан, получают доход от участия бизнеса, коммуникаций и взаимной торговли.

Но для Казахстана, не имеющего выхода к морю, крайне важно расширять возможности уже существующих транспортных путей или подключаться к новым, альтернативным маршрутам. Так, к примеру, Концепция развития транспортно-логистического потенциала РК предполагает увеличение объемов транзита через территорию страны до 35 миллионов тонн груза к 2030 году.

В 2023 году объем железнодорожных перевозок между Казахстаном и Туркменистаном вырос на 20%, достигнув 1,5 миллиона тонн. И потенциал сотрудничества в данной сфере еще не исчерпан. Еще во время шестого консультационного саммита лидеров Центральной Азии, прошедшего в августе 2024 года, Касым-Жомарт Токаев предложил создать Международный водно-энергетический консорциум, который бы обеспечил устойчивое управление водными ресурсами и их справедливое распределение между странами Центральной Азии. В данном контексте можно рассматривать и сотрудничество стран в рамках транспортной инфраструктуры в Каспийско-Центральноазиатском регионе.

И здесь, как отмечает эксперт Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения РК Руслан Изимов, Казахстан и Туркменистан обладают уникальными транзитными возможностями, благодаря своим стратегическим географическим позициям. По словам эксперта, железная дорога «Казахстан-Туркменистан-Иран» открыла новые возможности для интеграции Центральной Азии с Персидским заливом, предоставив более прямой путь для международной торговли. Кроме того, обе страны заинтересованы в развитии транзитной инфраструктуры, которая бы способствовала укреплению регионального сотрудничества.

Транспортные коридоры через Туркменистан

Выход на Иран давно интересен Казахстану. Еще в 2014 году президенты Казахстана, Туркменистана и Ирана приняли участие в церемонии открытия международной железнодорожной магистрали «Узень (Казахстан) – Кызылгая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран)». Тогда также отмечалось, что ввод в строй международной магистрали открывает новые перспективы для экономики региона.

Железнодорожная ветка, связывающая три страны Казахстан – Туркменистан – Иран имеет и другое название – Восточный маршрут Север – Юг. Старая его ветвь проходит через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен – Серахс.

Новая железнодорожная ветка, запущенная в 2014 году, проходит через станцию Болашак (на западе Казахстана) в Туркменистан и выходит на Иран переходу Этрек – Горган. Она позволяет сократить расстояние от Китая до Ирана через Казахстан на 500 км.

Изначально предполагалось, что грузопоток по этому маршруту может составить около 10 миллионов тонн ежегодного товарооборота. В первую очередь Казахстан заинтересован в поставках своего зерна в Иран. Еще в 2010 года Национальная компания "Продкорпорация", входящая в структуру АО "Национальный холдинг "КазАгро"", ввела в эксплуатацию в каспийском порту Амирабад в Иране собственный зерновой терминал. Как сообщалось тогда, стоимость проекта составляла около 2,7 миллиарда тенге (18,2 миллионов долларов США.), он реализован на паритетной основе казахстанской и иранской сторонами. Пропускная способность терминала – до 700 тысяч тонн зерна в год, объем единовременного хранения – 53 тысячи тонн.

Между тем Туркменистан заинтересован в участии Казахстана и в другом проекте – строительстве новой железнодорожной магистрали «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Булдак», которая пройдет с западной границы Туркменистана через Афганистан в Пакистан и далее в Индию. Данные перспективы обсуждались летом 2024 года в рамках транспортного торгово-экспортного форума в Актау, где состоялась трехсторонняя встреча представителей Казахстана, Туркменистана и Афганистана.

«Мы приглашаем к участию в строительстве казахстанскую сторону. Известно, что у вас налажено качественное производство верхнего железнодорожного полотна. Есть и много других возможностей. «Тургунди – Герат» это не только строительство железной дороги, но и дальнейшее развитие грузопотока, привлечение грузов по данному направлению. С участием казахстанской стороны мы можем в разы увеличить привлекательность этого коридора» Мамметхан Чакыев, глава Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете министров Туркменистана

Вместе с тем, еще одним вариантом для создания транспортной артерии, который теоретически может быть интересен Казахстану, является так называемый «Лазуритовый коридор», соединяющий Турцию, Грузию, Азербайджан, Туркменистан и Афганистан. Свое название этот маршрут получил от афганского лазурита — небесно-голубого камня с золотистыми прожилками. Он пролегает от афганской провинции Герат до Ашхабада, далее от морского порта Туркменбаши до порта Баку по Каспийскому морю. Затем он, как планируется, будет пролегать через Тбилиси до Анкары с ответвлениями в Поти и Батуми и от Анкары до Стамбула.

Однако военно-политическая ситуация в перманентно нестабильном Афганистане, вызывала определенные сомнения у казахстанских экспертов в перспективности данного коридора. С другой стороны, есть и те, кто в качестве преимуществ этого маршрута называют транзит, связывающий Центральную Азию через Туркменистан с Евросоюзом, в обход России и Ирана, от сотрудничества с которыми требует отказываться Америка. Но на этом фоне, проект «Казахстан-Туркменистан-Иран» по которому было подписано соглашение в рамках состоявшегося 10 октября 2024 года визита казахстанской делегации во главе с президентом Токаевым выглядит более перспективным.

Транспортные коридоры интересные для Казахстана

Напомним в резолюции 74/15, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2019 года, содержится рекомендация о поощрении подхода, основанного на использовании коридоров, в целях повышения эффективности торговли и транзитных перевозок.

«Развивающие страны, не имеющие выхода к морю, должны … применять комплексный и рациональных подход к управлению МТК с тем, чтобы способствовать региональному сообщению и максимально использовать соответствующие экономические возможности» Отмечено в документе

Казахстан, собственно, так и поступает, проявляя интерес ко всем возможным транспортно-логистическим путям. Так, еще в 2003 году РК присоединилась к участникам меридианного коридора транспортного каркаса Евразии – «Север – Юг». До российско-украинских военных действий этот так называемый Северный коридор представлял собой высокоразвитую и удобную для торговли и транзита логистическую инфраструктура связывающую Азию и Европу. И данный маршрут приносил пользу Казахстану, поскольку более 80 процентов железнодорожных грузов из Евразии следовали транзитом через территорию нашей республики. Но в результате возникших военных конфликтов и последующих за этим западных санкций, страны Центральной Азии оказались уязвимыми для политических и логистических рисков; нагрузка на инфраструктуру Транскаспийского международного транспортного маршрута и коридора «Север-Юг» увеличилась, вследствие чего возникла необходимость в альтернативных транспортных коридорах.

Как следствие интерес возник к Транскаспийскому международному транспортному маршруту, также известному как «Срединный коридор». Этот мультимодальный маршрут соединяет Азия и Европу, проходя через территорию Казахстана, через Каспий в Азербайджан, Грузию и далее в Европу через Черное море и Турцию. Этот коридор позволяет использовать Казахстану свое стратегическое положение в регионе. Для развития данного маршрута на Каспийском море планируется запустить казахстанское судостроительное производство. До 2030 года власти РК намерены расширить также паромный флот и нарастить танкерный.

Казахстан граничит с Китаем и Россией, и расположен на пересечении основных торговых путей, таких как Северный коридор и Транспортный коридор «Север – Юг» в Иран, что делает его точкой входа на региональный рынок Центральной Азии и Кавказа. А так как серьезный поток евразийских железнодорожных грузов проходит транзитом через Казахстан (более 80 процентов), то выход РК через Каспийское море лишь способствует росту грузоперевозок. Только за 2022 год объемы грузоперевозок Казахстана по Каспию выросли в 6,5 раза по сравнению с 2021 годом.

«В ходе моего недавнего визита в Иран состоялся запуск первого контейнерного поезда из Казахстана в Турцию через территорию Туркменистана и Ирана. Это новое логистическое решение позволяет преодолеть свыше 6 тыс. км всего за 12 дней. Выход на рынки стран Ближнего Востока и Европы могут предоставить казахстанские морские порты Актау и Курык» Отметил Касым-Жомарт Токаев, выступая на IV консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей в Чолпон-Ате (Кыргызстан) летом 2022 года

Наша страна также заинтересована и в Трансафганском коридоре. В рамках встречи заместителей премьер-министров Казахстана и Афганистана Серика Жумангарина и Абдула Гани Барадара, состоявшейся 24 апреля 2024 года, стороны выразили взаимную заинтересованность в развитии сотрудничества по проектам транспортной интеграции Центральной и Южной Азии. В частности тогда казахстанская сторона обозначила свою готовность принять участие в развитии Трансафганского коридора, включая строительство железных дорог «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар и Герат – Кандагар – Спин-Булдак». Проект даст возможность сократить время доставки грузов между странами региона почти в 10 раз, а также снизить стоимость перевозок грузов.

В апреле 2024 года стартовал пилотный проект по налаживанию нового мультимодального экспортного маршрута из Казахстана через Узбекистан, Афганистан, Пакистан и далее морским путем до порта Джебель-Али в ОАЭ. Погрузка товара началась в Павлодарской области, в Алматы груз был перегружен в контейнеры, а далее автотранспортом – через Узбекистан и Афганистан до порта Карачи в Пакистане. Оттуда два контейнера отправились морем до порта Джебель Али в Дубае. Альтернативой Джебель Али могут стать порты Хамрия в Дубае и Халид в Шардже, но тарифы и стоимость обработки контейнеров в них дороже, по сравнению с Джебель Али.

В целом, Казахстан заинтересован в активном сотрудничестве, как со странами региона, так и со странами дальнего зарубежья. Как отметил глава Казахстана в ходе переговоров с Сердаром Бердымухамедовым, этот визит стал важным шагом к достижению общей цели – вывести многогранные межгосударственные связи на качественно новый уровень.

Мадия Торебаева

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -