Светильник мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, картина «Казахский воин», фрагмент купола мавзолея Айша Биби и другие бесценные артефакты из Казахстана хранятся в крупнейших музеях мира, включая Лувр, Эрмитаж и другие. Будут ли они возвращены на родину?
«Наша многовековая история – это предмет нашей национальной гордости, важная составляющая культурного кода нашего народа. Поэтому одной из первостепенных задач государства является создание необходимых условий для её всестороннего изучения, осмысления и популяризации», - сказал, выступая на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», Глава государства. При этом Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что одна из отличительных особенностей казахского народа заключается в том, что он является наследником кочевой цивилизации. «Это один из главных брендов нашего народа, известный всему миру», - сказал в этой связи Президент.
В этом контексте немалую важность приобретает научно-исследовательская работа по выявлению и возвращению имеющих сакральное значение для Казахстана и ее культурного наследия артефактов, которые по тем или иным причинам оказались в фондах различных музеев мира.
Руководитель управления музейнего дела Минкультуры республики Гульзейнеп Пазылова ответила на вопросы редакции.
Гульзейнеп Анафияовна, как известно, в настоящее время значительная часть артефактов, документов из Казахстана хранится в крупнейших российских музеях и архивах. Какая работа проводится для их возвращения?
В рамках визита министра культуры и информации РК Аиды Балаевой в Санкт-Петербург в ноябре прошлого года состоялась встреча с министром культуры РФ Ольгой Любимовой, на которой обсуждался вопрос возврата исторических артефактов и культурных ценностей, которые находятся в фондах Эрмитажа и других учреждениях России. Данный вопрос также был предметно обсужден со спецпредставителем Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким в рамках встречи в Астане в октябре этого года.
В связи с этим при Национальном музее РК была создана специальная рабочая группа, занимающаяся вопросами возврата и инвентаризации культурных ценностей, находящихся за рубежом и исторически принадлежащих Казахстану. На сегодняшний день данной рабочей группой проработан вопрос по составлению списка артефактов и культурных ценностей. В данный список вошли ценности, находящиеся на хранении в федеральных музеях России. По имеющимся данным казахстанских специалистов в области музейного дела, в настоящее время в федеральных музеях России хранятся экспонаты, переданные в дар либо закупленные в ходе научных экспедиций XIX-XX вв.
Казахстанские артефакты, вывезенные в разное время из страны, сегодня хранятся в крупных музеях России, таких как Государственный Эрмитаж, Музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера), Российский этнографический музей (РЭМ) в г. Санкт-Петербург, а также Государственный исторический музей (ГИМ), Научный архив Института Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклай Российской Академии наук (ИЭА РАН), Москва.
В 60-70 годы ХХ века Хорезмская экспедиция провела комплексные исследования на археологических памятниках Южный Тугискен и Жетыасар, расположенных на территории Кызылординской области. Археологические экспонаты, найденные в ходе раскопок, переданы в фонд Института антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая и Российского государственного музея истории Востока. На сегодняшний день в фондах этих музеев хранится около 10 тысяч археологических предметов, найденных в Сырдарьинском регионе. В этом году на основе археологических материалов из фондов этих музеев были произведены реконструкции «Тугенской вождь» и «Знатной женщины из Жетыасара», таким образом, впервые в страну были привезены копии экспонатов Хорезмской экспедиции.
В фондах Кунсткамеры хранятся около одной тысячи предметов по казахской культуре. Среди них вещи, характерные для скотоводческого образа жизни, средства передвижения, оружие, украшения, предметы и аксессуары традиционного костюма, уникальные образцы домашних ремесел и промыслов, юрты и их модели, предметы внутреннего интерьера, музыкальные инструменты.
Разные годы советского периода (1950-1971 годы) из фондов Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева в фонды Государственной Третьяковской галереи, Музея восточных культур города Москвы, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина переданы 29 творческих произведений.
Однако в соответствии с законодательствами сторон, музейные экспонаты вошедшие в фонд музеев, не подлежат возврату. В связи с этим министерством культуры РК прорабатывается вопрос изготовления копий исторических артефактов и архивных документов.
Центральным государственным музеем Республики Казахстан в сентябре-октябре текущего года организованы археографические командировки в музеи и архивы городов Омска, Астрахани и Оренбурга.
В итоге Омского историко-краеведческого музея были получены электронные копии 11 ранее неопубликованных фотографий, связанных с этнографией казахского народа, а из фондов Государственного исторического архива Омской области сделаны копии 45 дел, относящихся к национально-освободительному движению против царской империи в 1825-1836 годы.
Из Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея получен список и научная атрибуция копий 309 экспонатов этнографических материалов казахского народа, относящихся к XIX-XX векам. Также из Государственного архива Астраханской области привезена копия электронной версии 923 страничного материала, в котором имеется дело о присвоении статуса «хана» Жангир султану, подписанного Указом императора Российской империи Александра I.
Кроме того, из Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея были получены копии фотографий 21 музейного предмета (57 фото), относящиеся к исторической национальной одежде, украшений XIX-XX вв.
Также из Объединенного Государственного архива Оренбургской области сделаны копии материалов на 620 страниц о проведении археологических работ на территории Казахстана, о строительстве музея в Оренбурге и т.д.
Какие артефакты были возвращены в Казахстан с момента обретения независимости?
Процесс реституции, или простыми словами возврата, длительный и непростой. В 1989 году и только дважды в 2016 году были достигнуты результаты по этому вопросу, и экспонаты вернулись в страну.
Первый, Тайказан, принадлежавший мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави, который был выставлен в Эрмитаже в 1935 году – это большой ритуальный котел, отлитый из семи драгоценных металлов весом 2 тонны в 1399 году.
Второй – череп Нурмагамбета Кокембаевича (Кейки батыра), участвовавшего в национально-освободительном движении 1916 года, доставленный в Казахстан. Череп знаменитого героя хранился в антропологической коллекции Русского музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) почти сто лет.
С какими странами у Казахстана есть договоренности о возврате артефактов?
Ведутся переговоры с Российской Федерацией и Китаем относительно возврата артефактов и возможности их репатриации на историческую родину.
Какова процедура их возвращения?
Процедура возвращения культурных артефактов в Казахстан включает несколько ключевых этапов и требует согласованной работы государственных органов, международных организаций и дипломатических представительств, в том числе проведение научных исследований, направленных на идентификацию артефактов, юридическая оценка артефакта, определяющая доказательство происхождения артефактов из Казахстана, оценка правового статуса артефакта, дальнейшее проведение международных переговоров, с возможностью привлечения международных организаций, и иные дальнейшие вопросы в рамках правового поля договаривающихся стран.
В каких еще странах найдены артефакты из Казахстана?
Большинство национальных культурных ценностей (этнографические, антропологические, археологические, изобразительные, нумизматические), помимо России, находятся в таких странах, как Китай, Монголия, Франция, Великобритания, Германия, Швейцария, Египет, Турция, Венгрия, Австрия, США и Индия.
К примеру, в Лувре (Франция) хранится светильник мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, в музее истории Берна (Швейцария) – картина «Казахский воин», в музее Салар Джунг (Индия) – письмо хана Абдирахима Тауекел хану, в музее Дрездена (Германия) – фрагмент купола мавзолея Айша Биби.
В Британском музее (Лондон) хранятся немалая казахская коллекция декоративно-прикладного искусства и монет. Его коллекции из Центральной Азии являются преимущественно этнографическими. Из них около 70 предметов, таких как войлочные изделия, костюмы, сапоги, родом из Казахстана, в основном, собранные в XIX – конце XX вв.
Какие из артефактов, находящихся за рубежом, представляют наибольшую ценность и почему?
Каждый из артефактов, хранящихся в зарубежных музеях, представляет собой большую ценность и одинаково важен как с исторической, так и с культурной точки зрения для казахского народа.
Вместе с тем особую значимость представляют светильники мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, которые в 1935 году были вывезены на выставку в Эрмитаж из Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет-Султан». Безусловно, к этому перечню стоит добавить череп хана Кенесары, поиски которого ведутся по сей день, а также каменную плиту с надписью Тамерлана о его походе 1391 года против Тохтамыша, найденную академиком Канышем Сатпаевым в 1935 году, коллекцию Чиликтинского клада из Восточного Казахстана, несколько сотен посткраниальных скелетов казахов и многое другое.
Ведется ли работа по изготовлению точных или цифровых копий особо значимых артефактов, находящихся в инсторанных музеях?
Как я уже сказала, в соответствии с законодательством сторон, музейных экспонаты, вошедшие в фонд музеев, не подлежат к возврату. В этой связи министерством прорабатывается вопрос по изготовлению копий исторических артефактов и архивных документов.
Кроме того, с 2022 по 2024 год киностудией «Казахфильм» была проведена работа по оцифровке 28 фильмов, хранящихся в Государственном фильмофонде РФ, которые являются золотой коллекцией казахского кино, а также реставрация 8 фильмов, созданных в советское время на киностудии «Казахфильм». На 2025 год также запланирована оцифровка 15 фильмов и реставрация еще 15 фильмов.
Спасибо за интервью!