Всю осень в Париже одно за другим проходили культурные события, привезенные из Казахстана: кинофестивали, конференции в ЮНЕСКО, концерты, показы мод. Апофеозом такого культурного сезона можно назвать выставку, открывшуюся в государственном музее азиатских искусств – Musée Guimet под названием «Kazakhstan. Trésors de la grande Steppe» – «Сокровища Великой степи». Перед открытием выставки в большом зале музея состоялся концерт казахской современной и традиционной музыки. А вернисаж открыли президенты Казахстана и Франции Касым-Жомарт Токаев и Эмманюэль Макрон.
Это не первая выставка, посвященная Казахстану, в музее Guimet. В 2011 г. здесь уже проходила экспозиция «Казахстан. Люди, животные и боги степей».
Что нового в сегодняшней выставке, которая продлится до 25 марта 2025 года?
С такого вопроса начался наш разговор с научным консультантом выставки, руководителем коллекций буддистских искусств Китая и Центральной Азии музея Гимэ Valérie Zaleski.
– Первая выставка проходила в дополнительном здании музея и посвящалась в основном искусству жизни кочевников. Там были юрта, предметы кочевого быта, украшения. Наша выставка выстроена в совершенно ином ключе и рассчитана на очень широкую публику. Мы показываем редчайшие сокровища, которые были свидетелями пяти важных моментов 4-тысячелетней истории Казахстана.
– Валери, не скрою, что я была все-таки удивлена малым размером экспозиции для такого длительного периода.
– Дело в том, что у нас было очень мало времени. Мы подготовили выставку меньше, чем за один год. Обычно подготовка экспозиции у нас занимает как минимум 3 года.
– Идея этого проекта зародилась во время визита Эмманюэля Макрона в Казахстан в 2023 году…
– И конечно, эта выставка не могла быть готова за такой рекордный срок без помощи Казахского Национального музея. Благодаря совместной работе с казахскими коллегами нам удалось это сделать. Мы вместе решили сосредоточиться на самых важных моментах истории. И подача выставки получилась, на мой взгляд, очень необычная.
Сценограф выставки Sylvain Roca предложил новаторское решение – в небольшом зале мы представили экспонаты как драгоценные ювелирные изделия на округленных подвешенных витринах, специально изготовленных для этого. Вы обратили внимание, что вход в зал перекрыт занавесом, будто посетителя ждет какой-то сюрприз, а оказавшись здесь, он чувствует себя в очень уютном и таинственном месте. В зале мягкое ковровое покрытие пола, на все стены проецируются видеоизображения казахских пейзажей, слышатся звуки степи, ветра, звучит музыка, появляются кадры с «Золотым человеком», мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Игра света тоже помогает создать загадочную атмосферу. Все сделано для того, чтобы погрузить посетителя в далекий мир, мир мечтаний и медитаций, увести его отсюда в путешествие в неизведанные края, в далекие степи. Карта Казахстана тоже необычная – с подсветкой, где отражаются все пять полюсов нашей экспозиции. Такая ультрамодерновая сценография в нашем музее практикуется впервые. Ее цель – познакомить очень широкую публику с Казахстаном. Есть люди, которые знают вашу страну и специально приходят на выставку, но очень много французов плохо представляют себе, как выглядит Казахстан.
Я часто слышу отклики от людей, что после выставки им захотелось поехать туда. А то, что экспозиция носит минималистский характер, – это нравится особенно юным посетителям, школьники не любят читать долгие, детальные объяснения. Зато у нас есть уникальная возможность так близко рассматривать золотые украшения с головного убора «Золотого человека».
– Кстати, о «Золотом человеке», я искала его модель в полный рост на выставке. Но увидела только на видео...
– Да, мы над этим тоже долго думали. Как мы поняли, то, как обычно представляют «Золотого человека», – это предположения ученых, существуют разные альтернативы, поэтому нам не хотелось навязывать ту или иную версию. Благодаря тому, что есть видеоизображение, мы решили показать только элементы головного убора «Золотого человека», это символические оригиналы, которые можно разглядывать очень близко, видеть разницу в цвете деталей золотых изделий.
Это редчайшая уникальная возможность. Дети, например, очень любят фигурки животных. Еще нам хотелось представить момент, как господин Акишев со своей командой увидел все эти сокровища, рассыпанные в могильнике во время раскопок курганов.
– Валери, а почему пять полюсов истории?
– Мы выбрали все самые уникальные сокровища истории Казахстана и остановились на пяти основных. Самый древний экспонат, которому 4 или 5 тысяч лет, – это таинственная, мистическая каменная скульптура «Тобольский мыслитель», которая завораживает всех посетителей. Ее еще называют «Человек, смотрящий в небо». Это чрезвычайная находка, ее обнаружил случайно на реке Тобол в Костанайской области тракторист. Ничего подобного не удалось найти ни рядом, ни в отдалении. Так что очень сложно точно датировать ее происхождение, но благодаря этой удивительной антропоморфной фигурке можно представить себе ту эпоху, когда собиратели и охотники постепенно начинали разводить лошадей и другой скот и уже в то время имели духовную культуру и философские взгляды на жизнь. «Золотой человек» 4-3 вв. до н.э. представляет эпоху сакских племен, или, как их еще называли, скифов.
Следующий полюс – две каменные фигуры – балбалы символизируют новую главу истории, когда в середине первого тысячелетия тюркские племена заселили бескрайние степи Казахстана и территории за его пределами. И если балбалы и другие каменные погребальные стелы встречаются на обширной территории Центральной Азии, то женская фигура, на мой взгляд, – это редкое явление.
Хотя стилистически она упрощена, в ней можно разглядеть черты представительницы тюркского племени кипчаков, и коническая форма верхней части напоминает саукеле современных невест. Светильники из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави изготовлены в конце 14 в. мастерами из Исфахана, но этот мавзолей, возведенный при Тамерлане, послужил моделью для возведения знаменитого Самарканда.
И пятый этап, более близкий к нам – это чапан знаменитого Казыбек би Келдибекулы. Он был советником казахского хана Тауке, главным бием Среднего жуза, дипломатом и прожил почти сто лет в 17 и 18 вв.
– Я слышала, что одна наша соседняя страна не согласилась сотрудничать с Лувром, который предлагал ей выставить археологические ценности.
– Да, к сожалению, в наше время организация исторической выставки зачастую приобретает политический характер, кое-кто не доверяет, сомневается. Но для избежания всех проблем, например, когда мы отправляем наши экспонаты в страну, где не была подписана конвенция о музеях, мы просим предоставить нам сертификат о неприкосновенности одолженных экспонатов.
И когда мы выставляем у себя коллекции из других стран, как в нашем случае с Казахстаном, мы просим, чтоб их сопровождали официальные конвоиры, которые присутствуют на каждом этапе и оставляют подписи. Они проверяют, например, что экспонаты не были повреждены в дороге, и не должны спускать глаз при работе реставраторов. Конвоиры присутствуют при открытии сейфа, когда экспонаты переносятся в витрины выставки и закрываются на замок.
То же самое будем делать при закрытии выставки. Иначе невозможно будет проводить экспозиции. Если не придерживаться определенных правил, не доверять друг другу, то сокровища будут оставаться на своих местах. И мы лишимся возможности открывать новые дали.