Уникальнейшая встреча минувшей осени состоялась в книжном пространстве магазина «Меломан» в Алматы, которая подарила читателям незабываемое общение с интереснейшим итальянским писателем, сценаристом и режиссером Федерико Моччиа — автором всемирно известных романов о молодости, любви, дружбе и поиске жизненного ориентира.
Популярнейшие книги Федерико Моччиа — «Три метра над небом», «Счастливый миг», «Прости за любовь», «Прогулка» и другие произведения — завоевали множество литературных премий и признание читателей по всему миру. Проза Федерико Моччиа пользуется широкой популярностью среди подростков, молодого поколения и представителей зрелого возраста благодаря своей правдивости, искренности и откровенности. А экранизация таких книг, как «Три метра над небом» и «Трижды ты», значительно расширила аудиторию, привлекая новых поклонников к творчеству мастера. По рассказам автора, его отец Джузеппе Моччиа работал оператором в съемках фильма «Укрощение строптивого», с участием легендарного Адриано Челентано. Многие собравшиеся находили сходство с Адриано Челентано, когда Федерико Моччиа с серьезным видом рассказывал о забавных историях, создавая тем самым шуточную атмосферу. Вспоминая публикацию своей первой книги «Три метра над уровнем неба» автор признался, что ни одно крупное издательство не захотело взяться за эту работу, и даже обсуждать было не принято попытки начинающего писателя. Лишь одно из малоизвестных издательств согласилось напечатать книгу минимальным тиражом за счёт автора. Этот небольшой тираж разошелся мгновенно и стал невероятно востребованным. Молодые люди начали делать фото-копии, перепечатки и передавать друг другу фотографии с фотопленок того времени. Благодаря этому роману, молодежь вновь заинтересовалась чтением. В результате книга «Три метра над небом» (Tre metri sopra il cielo) стал литературной сенсацией 2004 года, продав более одного миллиона экземпляров. Книга принесла Федерико Моччиа победу в престижных итальянских премиях: Torre di Castruccio и Insula Romana в номинации «Молодые взрослые» (Giovani adulti). Одним из первых вопросов на встрече был: как появилась книга «Три метра над небом»?
«Я очень рад быть здесь, среди вас, — начал Федерико Моччиа. — На самом деле «Три метра над небом» — это история, которая во многом основана на моей жизни. Когда-то меня бросила девушка, и эта боль, как ни странно, стала отправной точкой для создания книги. Иногда из самых глубоких переживаний рождаются самые хорошие произведения. Кто-то даже шутил, что я должен был передать часть авторских прав той девушке, которая меня бросила. Ведь, по сути, она тоже внесла свой вклад в создание этой книги, став источником вдохновения для рождения такого шедевра. Девушка эта была белокурой, с голубыми глазами, — с улыбкой вспоминает Федерико Моччиа. — И мало того, что она меня бросила, так некоторые ещё шутили, что я должен был ей заплатить за это. На самом деле я невероятно счастлив, что со мной приключилась эта история, благодаря ей я смог написать «Три метра над небом». Я просто не мог не рассказать об этой истории, настолько она была для меня важной. Я сам опубликовал эту книгу за свой счёт, вложив в это свою первую зарплату, которую заработал на телевидении. Я сам развозил её по книжным магазинам, чтобы её начали продавать. Постепенно, шаг за шагом, книга находила своих читателей. Но издательство, где я её напечатал, внезапно закрылось. Казалось, что история книги закончится на этом. Однако молодые ребята, которым она понравилась, начали делать ксерокопии и распространять их между собой. Я даже не знал, что так происходит, пока книга уже не стала по-настоящему популярной среди молодёжи. Это продолжалось довольно долго, я даже не представлял, что книга каким-то образом распространялась, двигалась и набирала популярность. Для меня это было полной неожиданностью. Все изменилось благодаря случаю, когда один из моих коллег кинопродюсеров зашел в копицентр, чтобы отксерить какие-то документы. И вдруг его взгляд упал на стопку копий книги с названием “Три метра над небом”. Одну из книг кинопродюсер забрал домой. Это было началом новой главы в истории моего романа. Тем же вечером к продюсеру пришла его племянница и сказала: “Эту книгу сейчас читает вся молодёжь! Ты просто обязан снять по ней фильм!”. Именно этот момент стал отправной точкой для экранизации моего романа. Однажды вечером, придя домой после работы, я прослушал автоответчик и услышал сообщение от кинопродюсера, который попросил меня перезвонить ему, что и стало поворотным моментом. В конце концов, мы связались, и он предложил мне экранизировать книгу. Как только процесс начался, все издательства, которые ранее отказывались публиковать мою работу, внезапно проявили интерес и захотели её напечатать. То есть после экранизации, книга словно обрела новую жизнь. Неожиданно для всех, книга, которая раньше не вызывала интереса у издательств, вдруг стала чрезвычайно востребованной, несмотря на то, что оставалась той же самой, что и прежде, которую изначально не хотели даже рассматривать. С тех пор как я впервые опубликовал свою книгу небольшим тиражом, прошло 10 лет. За это время «Три метра над небом» стала настоящим бестселлером, удерживая лидерство по продажам в Италии на протяжении трех лет. Общее количество проданных копий составило 1 миллион 800 тысяч. Тогда ещё, я пришел к выводу, что к цели нужно идти с полной решимостью, не страшась трудностей и не оглядываясь, когда что-то идет не по плану. Главное — продолжать двигаться вперед, несмотря на разного рода преграды. С тех пор я написал много других книг.
Расскажите о другой книге, которая сегодня здесь представлена «Счастливый миг»?
Я даже не сразу узнал свою новую книгу, ещё не видел её в таком оформлении. Подумал, что вот сейчас выйдет другой автор и расскажет о своей книге, а это оказывается тоже моя. Одна из последних, в переводе с итальянского звучит как «Момент счастья» или «Счастливый миг», которую вы видите здесь, рассказывает историю о девушке, увлечённой игрой на фортепиано. Из-за каприза главной героини, Софии, её спутник жизни оказывается в инвалидной коляске. В процессе преподавания музыки в церкви появляется мужчина, чьё присутствие кардинально меняет жизнь Софии. И те же вечные темы: любовь и предательство, опьянение надеждой и горечь разочарования — интригующая история подлинных чувств. Та история, важнее которой ничего в этой жизни с нами случиться не может. Иногда в подростковом возрасте люди теряют родителей, и в этот момент старший брат становится для младших не только братом, но и отцом, принимая на себя ответственность за их благополучие. Часто мы не можем объяснить ситуации, которые происходят в жизни, но, к сожалению, она устроена именно так. Когда же возникает языковой барьер, появляется некий «сверхязык» — универсальное средство общения, которое позволяет людям, несмотря на различия в языке, понять друг друга. Этот язык может быть основан на жестах, эмоциях, интуитивных реакциях или даже на общих жизненных ценностях, которые объединяют людей за пределами слов. Люди часто понимают друг друга не только словами, но и на уровне взгляда и чувств, через интуицию и ощущения. Та красота, которая привлекает нас в человеке, часто не является просто внешним образом, а скорее тем, что мы ощущаем — её глубина и энергия, которые невозможно передать словами, но которые мы воспринимаем сердцем. Это та невидимая связь, которая возникает на уровне эмоций и душевных откликов. Любовь дарит способность видеть в обычных людях нечто уникальное, превращая их в источники вдохновения и чудес. Благодаря любви человек открывает в себе возможности, о которых раньше и не догадывался, и совершает поступки, которые прежде казались невозможными. Это сила, которая побуждает к большему, заставляет расти и изменяет восприятие мира. Этот миг счастья — по-настоящему мимолетен, словно драгоценный момент, когда все проблемы и трудности исчезают. Это состояние, когда время замирает, и ты целиком поглощён ощущением покоя и радости, забыв обо всём, что могло бы омрачить этот момент. Счастье — это мгновение, которое словно дарит ощущение вечности, но при этом уходит так же быстро, как и приходит. Действительно, часто мы начинаем замечать важные вещи только в моменты, когда переживаем трудности. В такие моменты мы становимся более чуткими к окружающему миру, к людям и к себе. Когда же все идет хорошо, мы часто забываем о ценности этих мелочей, принимая их как должное. Это парадокс: именно в периоды стресса или боли мы можем осознать, что действительно важно, а в моменты счастья — редко уделяем внимание этим деталям. Это удивительно, когда жизнь преподносит неожиданные, но прекрасные сюрпризы. Порой мы строим какие-то планы, но судьба ведет нас по совсем другому пути. Проживать такие моменты с особым воодушевлением — это признание того, как многогранен и удивителен наш жизненный путь. Быть в настоящем моменте и наслаждаться тем, чего не ожидали. Например для меня, находиться сейчас здесь, в Алматы, в Казахстане на встрече с вами никак не входило в планы моей жизни. Для меня это просто подарок. Преодолев долгий путь и неудобные стыковки, я все-таки здесь, чтобы встретиться с вами. Это напоминание о том, как важны такие встречи и как они наполняют жизнь смыслом. Это дает мне ощущение, что я становлюсь живой частью большого мира, что мы входим в жизни друг друга, обогащая ее, обменявшись культурой и опытом. И если мы не научимся находить радость в таких моментах, то никогда не сможем по-настоящему быть счастливыми.
Как поэтичная итальянская культура и литература повлияли на ваше творчество?
В детстве я погружался в мир литературы, увлекаясь произведениями итальянских авторов, особенно теми, что входили в школьную программу. Книги всегда занимали важное место в моей жизни, и я с радостью читал их. Но особенное впечатление на меня производил театр, где произведения оживали, становясь ярче и живописнее, чем в учебниках. Театральные постановки дарили мне возможность увидеть знакомые истории с новой, более глубокой стороны, позволяя прочувствовать их смысл на эмоциональном уровне. Каждая книга, каждое произведение, которое мы читаем, оставляет след в нашем сознании, формируя нас изнутри. Тот уникальный дар, которым обладал Данте, он отразил через свою “Божественную комедию”, создавая произведение, наполненное глубокими посланиями и универсальными истинами. Искусство передавать такие послания через творчество — это что-то по-настоящему уникальное, что может воздействовать на поколения, оставляя неизгладимый след в сердцах людей.
Какие произведения итальянской литературы вы бы порекомендовали прочитать в первую очередь?
Существует множество авторов, чьи произведения, возможно, не так известны широкому читателю, но которые оказали на меня глубокое влияние. Одним из таких писателей является Алессандро Барикко. Его творчество наполнено невероятной силой и глубиной, и хотя его книги, возможно, не были переведены на все языки, для меня они стали источником вдохновения.
Какие бы вы дали рекомендации начинающим писателям, стремящимся создать хорошее произведение?
Первая шутка, которая приходит на ум в ответ, — это расстаться с любимым человеком. Говоря точнее, для тех, кто хочет попробовать себя в роли автора, важно помнить несколько ключевых правил. Одно из них — других не существует. Иначе ты всегда будешь ориентироваться на то, как воспримут твое творчество другие, и это не даст тебе свободы для полного самовыражения. Будет одолевать страх, что тебя осудят. Все эти предубеждения, скажу вам честно, только мешают. По этой причине не советую опираться на чьи-либо мнения, а действовать следует по велению сердца. И вообще, хорошее произведение рождается либо из состояния необъяснимого счастья или из глубокой боли и никак иначе. Только пережив что-то, можно искренне и полноценно это передать. Творчество часто рождается из боли и недопонимания, из недосказанности и переживаний. Любой пережитый опыт способен обрести смысл, вдохновляя и пробуждая в читателях схожие чувства. Главное, чтобы это было искренне, ведь только тогда опыт раскрывает свой истинный смысл. Писать никогда не рано и никогда не поздно! Даже самый долгий путь начинается с первого шага, а дорогу, как мы знаем, осиливает идущий. Любой успех — результат верных шагов, на пути к поставленной цели.