Эксперт прокомментировал поручение Токаева по ставке НДС

Фото: Gov

Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил Правительству дополнительно проработать вопрос по ставке НДС и высказался о необходимости дифференциации ставки. По мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудника ИФПР КН МНВО РК Вячеслава Додонова, глава государства отреагировал на мнение бизнеса и экспертного сообщества о предложении Правительства поднять ставку до 20%.

 - Глава государства на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил Правительству дополнительно проработать вопрос по ставке НДС. Как вы прокомментируете его заявление о том, что предложенная Правительством ставка НДС была завышена?

- Очевидно, речь идет о предложении поднять ставку до 20%, которое прозвучало на расширенном заседании Правительства. То, что этот уровень был назван завышенным, связано, видимо, с реакцией бизнеса и экспертного сообщества на это предложение, которая была достаточно острой. Это действительно очень радикальное предложение, потому что при действующей ставке в 12% ее повышение до 20% означает рост на две трети. Это представляется завышенным уровнем. Для того, чтобы обоснованно судить о размере повышения ставки, на мой взгляд, надо понимать цели этого повышения. Основная цель – повысить получаемые за счет НДС (крупнейшего по объему сборов налога) налоговые поступления в бюджет. В прошлом году по НДС был допущен значительный недобор – при плане в 5,8 трлн тенге фактические поступления составили менее 5,2 трлн, меньше на 11%. В бюджете текущего года поступления НДС предусмотрены уже в размере 6,5 трлн тенге, с ростом на 25% при том, что в прошлом году поступления НДС были меньше, чем в 2023, то есть, не только не было такого интенсивного роста, но было даже снижение. Повторюсь, НДС это ведущий налог, крупнейший источник формирования доходов республиканского бюджета, поэтому недобор по этому налогу чреват очень большими проблемами с исполнением расходной части, что приведет к новым внеплановым трансфертам из худеющего Нацфонда. Поэтому повышение ставки стало неизбежным. А размер этого повышения в первом приближении можно определить хотя бы по размеру запланированного увеличения поступлений НДС – в текущем году это, как сказано выше, 25%. Значит, и ставка НДС должна быть повышена примерно на 25%, то есть, где-то до 15%. Но у Правительства есть планы (озвученные на расширенном заседании) по сокращению социального налога и каким-то другим корректировкам, которые, очевидно, должны компенсироваться тем же повышением ставки НДС, поэтому, видимо, ее нижний порог будет на уровне не менее 16%.

- Президент заявил о необходимости дифференцированной ставки НДС. Как это может повлиять на различные отрасли экономики и какие преимущества, по вашему мнению, такие изменения могут принести?

- Дифференциация ставки необходима для того, чтобы смягчить давление на цены, которое возникает при повышении ставки НДС. НДС – это косвенный налог, который закладывается в цену продукции и оплачивается конечными потребителями, населением. Учитывая, что инфляция и так начала ускоряться, проблема ее ограничения также должна учитываться при реформе НДС и, понятно, что желательно чтобы ставка НДС была минимальной на товары первой необходимости, повышение цен на которые будет наиболее болезненным для населения и, особенно, его наименее обеспеченной части. Поэтому можно ожидать, что льготные ставки будут применяться к соответствующим отраслям, в первую очередь, к сельскому хозяйству и АПК. Это позволит минимизировать ценовое давление на их продукцию и смягчить продуктовую инфляцию, хотя оно все равно будет из-за того, что многие компоненты себестоимости этой продукции будут включать повышенную ставку НДС.

- Президент отметил необходимость всестороннего анализа и продуманной стратегии при внедрении изменений в НДС. Какие ключевые факторы должны быть учтены в таком анализе, чтобы повысить эффективность налоговой системы?

- Я думаю, что очень важным вопросом, может быть, даже более важным, чем повышение ставки, является степень охвата хозяйствующих субъектов НДС. Тут важно не перестараться в попытках увеличить число плательщиков налога. Предложение, прозвучавшее на расширенном заседании, по снижению порога НДС до 15 млн тенге с существующих 78 млн, по-моему, также чрезмерно радикально. Такая мера может существенно усложнить условия ведения бизнеса для большой (если не большей) части МСБ. Думаю, этот порог не должен быть таким низким. Также важно повысить эффективность администрирования по НДС – на том же заседании было сказано, что фактически оплачивают НДС 88 тысяч хозяйствующих субъектов из 138 тысяч, которые должны это делать. На мой взгляд, правильнее повысить собираемость за счет наведения порядка в отношении этих 50 тысяч неплательщиков, а не опускать настолько резко планку постановки на учет. Ну и еще один момент – я думаю, что не стоит затягивать с соответствующими мерами. Если процесс согласований растянется на весь текущий год, может опять повториться прошлогодняя ситуация с недобором налогов в республиканский бюджет и перерасходом Нацфонда. Повторюсь, в бюджете этого года заложены поступления НДС, на четверть большие, чем в прошлом году, и есть сомнения, что такой амбициозный план удастся выполнить без повышения ставки.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -