Важно сделать любую профессию, особенно дефицитную, привлекательной Старший преподаватель кафедры «Журналистика и социальные науки» СКУ им. М. Козыбаева Павел Притолюк
Молодым – везде у нас дорога. Будущее нашей страны – в руках интеллектуальной, образованной, идущей в ногу со временем молодёжи. Об этом заявил Президент, выступая на молодёжном форуме «Жаңа адамдар». Касым-Жомарт Токаев отметил, что возлагает большие надежды на молодых казахстанцев. Своим мнением о наиболее важных реформах, произошедших в Казахстане, затрагивающих сферу молодёжной политики и систему образования, с нашей редакцией поделился старший преподаватель кафедры «Журналистика и социальные науки» СКУ им. М. Козыбаева Павел Притолюк.
Павел Павлович, Президент на форуме заявил: «Казахстан – одна из немногих стран в мире, в которой дети и молодёжь получают всестороннюю поддержку государства». К примеру, по словам К. Токаева, для детей с пяти лет действует программа «Келешек», которая помогает родителям накопить деньги на будущее образование детей. Как Вы оцениваете инициативу по внедрению Единой добровольной накопительной системы?
Конечно же, плюсом всё это идёт. Это тот самый эффект, та самая инвестиция, которая закрепит молодёжь на местах, хотя бы в Казахстане конкретно. Сейчас всё-таки видно, даже с оглядкой на российские вузы, что по многим профилям там гораздо дороже обучение, чем у нас. И нам это на пользу идёт, потому что это позволяет наших ребят задержать здесь, а также привлечь кадры потенциальные из других стран. А тут плюсом идёт накопительная программа, это вообще хороший прецедент, таких инициатив нужно побольше.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в стране немало квалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям: учителей, врачей, учёных, инженеров, рабочих и других. 2025 год по инициативе Президента объявлен Годом рабочих профессий. Какие перспективы это откроет для казахстанцев и экономики страны?
Выступая на форуме, Президент акцентировал внимание на том, что в Казахстане принимают меры для повышения статуса человека труда в обществе. Приоритетной задачей является формирование культа труда. Любой труд – в почёте, - резюмировал глава государства, особенно большого уважения заслуживает наша молодёжь, выбравшая рабочие профессии, считает Касым-Жомарт Кемелевич. Ранее Президент заявил о том, что в рамках Года рабочих профессий намечены важные мероприятия и проекты. Я считаю, что это очень важная инициатива. Хочу отметить, что, исследуя многие годы с точки зрения журналиста рынок нашей Северо-Казахстанской области, в частности сельскохозяйственной отрасли, я прихожу к неутешительным выводам, что у нас в регионе очень сильный кадровый дефицит наблюдается. Фермеры постоянно находятся в поисках специалистов. У нас в области очень большая утечка кадров, «утечка мозгов». А всё это начинается чуть ли не со школьной скамьи, потому что молодёжь не видит для себя перспектив, не то, что в рабочих профессиях, а в регионе в принципе.
В чём причина сложившейся ситуации?
Связано это с рядом факторов: прежде всего, это маленькие заработные платы, тяжёлые условия труда и жизни. Всё это накапливается в единый снежный ком, создаёт эффект отсутствия позитивных ожиданий от жизни в родном регионе. Эту картину необходимо менять всеми доступными способами, в том числе повышая престиж рабочих специальностей, повышая уровень их значимости, показывая делом, что специалисты эти будут востребованы, что у нас будут производства, куда их не просто позовут на работу, но и где станут достойно оплачивать их труд, это очень важный момент. Поэтому я всецело рад инициативе «Год рабочих профессий» и всецело её поддерживаю.
Достаточно ли в регионе учебных заведений, на базе которых молодые люди могут получить рабочую специальность? Пользуются ли они популярностью среди студентов?
У нас в регионе хватает профессионально-технических колледжей, которые, объективно, находятся, если не на стадии выживания, то близки к этому положению. Молодёжь не особо горит желанием идти туда учиться. А порой и вовсе может сложиться ощущение, что на профессионально-технические специальности идут те, у кого не получилось больше никуда поступить по ряду факторов. Это могут быть как интеллектуальные способности, так и материальное положение семьи. То есть, условно, у ребёнка не было выбора, а учиться где-то надо, вот он и пошёл. Но это очень плохо, если именно такой подход определяет будущих представителей профессионально-технической сферы. Конечно, и дарований хватает – наши воспитанники стабильно показывают высокие результаты на конкурсах профмастерства, в том числе достигая там чемпионских высот.
Рабочая профессия должна быть действительно престижной. Нужно показывать, что рабочие специальности сегодня – это не какие-то копеечные зарплаты, это не сомнительное будущее, не разбитая инфраструктура, не какие-то старые предприятия, а растущие производства, вместе с которыми молодой специалист может дорасти до управляющих должностей.
Глава государства подчеркнул: «Очень важно честно трудиться и зарабатывать, то есть быть ответственным гражданином». На Ваш взгляд, как обстоит ситуация с трудоустройством молодёжи? В каком направлении необходимо усилить работу?
По трудоустройству молодёжи ситуация у нас интересная. У нас огромный дефицит кадров во многих сферах экономики, при этом растущее число молодёжи, но дефицит кадров сохраняется, особенно как раз-таки по рабочим профессиям. На предприятиях идёт старение персонала, люди преклонного возраста покидают профессии, а прийти им на смену некому. Здесь можно много и долго рассуждать о том, насколько легко или сложно трудоустроиться. Работу то можно найти, это сто процентов, вопрос в том: какие ожидания у самой молодёжи по работе и что предлагают работодатели? Потому что, с одной стороны, часто работодатель хочет получить специалиста, но при этом только на выгодных для себя условиях, в то время как молодой специалист, который без опыта, но имеет много амбиций, сразу же хочет себе огромную зарплату, и, при этом, не слишком пыльную работёнку. Нужно как-то между «Сциллой и Харибдой» находить какой-то компромисс, хотя бы в части заработных плат для того, чтобы сделать любую профессию, особенно дефицитную, привлекательной.
Ранее Президент говорил о том, что пора начать масштабную трансформацию системы технического и профессионального образования. Насколько это необходимо?
Трансформация, естественно, необходима. Я чуть выше уже говорил о деятельности наших профессионально-технических училищ, наверное, последние несколько десятилетий они находятся на каком-то «статусном отшибе». Они вроде бы есть и работают, но престиж в молодёжной среде минимальный. Поэтому трансформация необходима. Конечно же, я вижу этот процесс в максимальном обновлении материально-технической базы. В некоторых колледжах уже идут по этому пути, приобретая технику, что делает их конкурентоспособными, допустим, с соседними российскими регионами, это большой плюс. Но нужно эти темпы как ускорять, так и обрамлять в какую-то качественную оболочку для того, чтобы техника не просто была закуплена и стояла на базе этого учебного заведения, но и использовалась. А для этого нужны учителя, мастера производственного обучения, им тоже необходимо уделить внимание, также решив вопрос с заработными платами, уровняв их по статусу с учителями школ. То есть максимально необходимо все эти вопросы включить в трансформацию. Потому что специалисты профессионально-технического профиля, учителя, мастера, насколько я знаю, зарабатывают в пределах 250 тыс. тенге, тогда как у сельского учителя, как часто бывает, зарплата вдвое больше. При том, что значимость и важность того, что делает учитель в том же колледже профессионально-техническом, ничуть не ниже, чем те, что делает сельский учитель. Но почему тогда зарплаты такие разные? Нужно этот момент учесть.
Касым-Жомарт Токаев отметил, что деньги из бюджета должны получать только те университеты, институты и учёные, которые реально проводят качественные и востребованные научные исследования. Разделяете ли Вы эту позицию?
По научным исследованиям здесь сложно что-то добавить, картина
неприглядная, на самом деле, и непонятная. Потому что наука у нас в стране находится не на самом лучшем уровне, не на самых лучших позициях, это ни для кого не секрет. Наука — это часто дело энтузиастов, когда ты хочешь повысить свой собственный научный статус, это требует от тебя финансовых затрат внушительных. То есть категориально быть учёным в нашей стране сегодня просто-напросто как будто бы невыгодно, и нужно тоже здесь менять подходы. Потому что вроде бы инициатив много, но и бюрократии много, финансовых проволочек много, деньги на те или иные исследования получить сложно, и бизнес плохо привлекается в научные изыскания. Поэтому нужно, наверное, все эти местечковые проблемы решить, и после этого уже рассматривать вопросы конкретного финансирования той или иной деятельности, которой занимается университет любой или любой учёный.
Какие возможности появляются у молодёжи страны в связи с открытием филиалов мировых вузов в Казахстане?
По филиалам известных зарубежных вузов, скажу так, что это действительно здорово. Северо-Казахстанский университет, можно похвалиться, уже который год работает с университетом Аризоны. Это действительно большое начинание, поскольку открываются невероятные перспективы, хотя бы та же стажировка студентов в США. Плюсы здесь в изучении международного опыта, извлечении международных подходов, «не барахтанья» в местечковой среде, где часто всё очень бывает консервативно, а взгляд в сторону и позитивность. Поэтому я очень рад, на самом деле, что у нас тенденция сейчас нарастает. Хочется, чтобы больше ребят имели возможность, если не по стажировкам, то получить образование в рамках двудипломных международных программ, сейчас условия позволяют это делать. Может быть, просто нужно наращивать позиции, дополнительно обучая, в том числе и преподавателей, повышая языковую базу и предоставляя максимальные возможности для всех желающих попробовать себя в рамках образовательных программ, в то же время не делать из них «проходной двор». Это должно быть статусно, это должно быть правильно с точки зрения рынка, и этому нужна нормальная адекватная реклама со стороны вузов, государства. То есть никто у нас никакие беспилотники не делает и так далее, это всё нормальное международное межвузовское сотрудничество.
Какие наиболее значимые реформы, произошедшие за последние годы в системе образования и в сфере молодёжной политики Вы можете выделить?
Считаю, что это как раз-таки появление международных двудипломных программ, это действительно большое событие. Плюс в сфере образования — это инициатива Президента по поддержке представителей рабочих специальностей, тоже значимое долгожданное событие. Что касается реформ в сфере молодёжной политики, наверное, здесь стоит выделить повышение статуса и рост волонтёрского движения, это значимое событие, которое очень хорошо практически показало себя во всех выгодных позициях, как раз во время минувших паводков, когда было непонятно, как бы мы справились, если бы не представители волонтёрского движения молодёжного. Они просто максимально всю свою энергию и силы отдали на борьбу со стихией, а потом и на ликвидацию её последствий. Но есть и недоработки развития сферы молодёжной политики, они в том, что молодёжь по-прежнему остается у нас в качестве «массовки». Это большой минус, который никуда не девается, это было и в моё время, когда я был юным, и сейчас остаётся. Нужно заканчивать с этим и давать возможность выбирать молодым людям, где им присутствовать, а где нет. Извините, но я так считаю.