В 90-х на заре создания государства остро возник вопрос самостоятельного социально-экономического развития молодой республики. Учитывая, что Казахстан богат углеводородами логически были сделаны ставки на максимальную добычу – извлечение прибыли для развития. Здесь необходимо отметить, обладание богатыми недрами не означает ничего без технологий, компетенции, восприятия собственных сил в освоении гигантских нефтегазовых месторождений.
Шаги в привлечении инвестиции дали свои плоды, мировые ТНК (транснациональные компании) начали изучать возможности добычи нефти в Казахстане, хотя переговоры с Шевроном были начаты в поздний советский период и были продолжены с новыми властями.
В результате, ТНК посчитали все риски, появляются Соглашения о разделе продукции, документ, в высшей степени имеющий приоритет над национальным законодательством республики.
Конкретно, речь идет о месторождении Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Здесь нужно отметить, кроме Кашагана, месторождения Тенгиз и Карачаганак были открыты, требовались значительные инвестиции, технологии в увеличение добычи. Сотрудничество с ТНК принесли свои выгоды, как в части применения новейших технологий, огромного роста добычи нефти, помноженные также на факторы благоприятного внешнеэкономической конъюнктуры, что с 2001 года по 2014 добывающие страны чувствовали себя прекрасно в связи с попаданием в период суперцикла высоких цен на углеводороды.
Ветер политических перемен постепенно начал приходить и в нефтяную отрасль Казахстана, основного донора бюджета. Преобразования в обществе связанные с политикой Слышащего государства как и ожидания ускоренных социально-экономических реформ, их широкого разъяснения, не могут остаться вне поля Нового Казахстана, понимания последним, формулы - драйвером экономического роста Казахстана еще долгое время будет нефтегазовый сектор.
Объективные факторы применения энергетической дипломатии
Принимая во внимание, активную роль властей, текущий социальный запрос, интерес общества к событиях нефтегазового сектора Казахстана объективно создаются предпосылки для реализации энергетической дипломатии в укреплении своих позиции в заключенных контрактах с ТНК, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, распределения доходов, локализации учебных центров, строительства НПЗ.
Для достижения целей энергетической дипломатии используются как традиционные средства и методы, так и специальные, свойственные только энергетическому взаимодействию инструменты. Прежде всего переговоры со всеми участниками ТНК, участниками консорциумов.
Цель Нового Казахстана путем активного энергетического взаимодействия и дипломатии, найти убедительные аргументы и подходы, которые, заключаются в достижении взаимоприемлемого компромисса. Очень важно сохранить партнерство и доверительные отношения.
Прагматика республики в выстраивании диалога с ТНК
Энергетика на данном этапе развития Казахстана является основным источником решения социальных и стратегических задач республики. Различные виды безопасности представляют собой состояние защищенности от угроз интересов в той или иной сфере жизнедеятельности.
Современный мир сталкивается с проблемой определения экономической роли государства. В государстве Казахстан основным донором бюджета является нефтяная отрасть. Актуальность состоит в том, что энергетико-экономическая роль государства является основным регулятором многих процессов в стране. Государство имеет возможность влиять на экономику через различные инструменты, такие как налоговая политика, корректировка энергетической политики в связи с объективными изменениями в мире политика, инвестиционная политика и другие.
Одной из главных причин проблемы является трудность определения идеального баланса между свободной рыночной экономикой и государственным регулированием. Слишком жесткое государственное вмешательство могло бы привести к бюрократическому контролю и ограничению предпринимательской инициативы, тогда как недостаток государственного регулирования мог бы спровоцировать экономическую нестабильность и неравномерное распределение благ.
Однако, учитывая изменения как в мире так и в самом Казахстане предпочтительным видится изучение вопроса усиление роли Казахстана на стратегических направлениям по увеличению поступлений в бюджет Казахстана, что в свою очередь повысит доходы населения увеличит способности государства к развитию.
На примере компании Тенгизшевройл рассмотрим предложения на которые стоит обратить внимание Казахстану а конкретно в какую сторону можно было бы повести энергетическую политику. Бесспорно, сотрудничество и организация производства в этой компании выше многих похвал, главное идет постоянное увеличение добычи и отчисления налогов, внутренние процедуры, менеджмент можно поставить в пример многим казахстанским компаниям. На кону инвестиционный имидж страны, но сильна, огромна, занятая роль ТНК в экономике Казахстана.
Предлагается несколько пунктов нуждающихся во внимании. Абсолютно, ясно, Тенгизшевройл организован по Западным стандартам с очень жесткой Диаграммой ответственности и Полномочий. Тем не менее, обозначим несколько возможных направлений:
- Анализ и рекомендации по управлению затратами ТШО. Строго говоря ТШО - это не СРП, тем не менее накопленные затраты подлежат возмещению по сложной формуле. За 30 лет деятельности проекта накопились как финансовые так и юридические вопросы: что из этих исторических затрат (приближается к $50 млрд.) действительно признается к возмещению из текущей и будущей добычи, а что подлежит списанию. Потребуется технический и юридический анализ, включая как старые акты признания и согласования затрат, так и новые проектные затраты.
- Социальные, учебные и культурные программы. В целом ТШО ведет достаточно масштабные работы в этом плане. Вложили почти $3 млрд за 30 лет. Тем не менее, необходим как исторический аудит этих затрат, так и оптимизация текущих социальных программ с упором на нужды Региона.
- Экология и природохранные мероприятия. Проект Тенгиз по природе своей является экологически сложным, где никуда не деться от H2S. Однако это не уникальная ситуация. В целом, оператор ведет разумную природоохранную деятельность. Горы складированной серы встречаются на подобных проектах в разных странах (в том числе, и рядом с аэропортом в Калгари). Другое дело, что здесь нужно спокойно и профессионально работать как с Оператором ТШО, так и с общественностью.
- Начать диалог с ТНК поиск точек мотивации для базирования главных подразделений Шеврона на территории Казахстана, создание совместных с государством нефтехимических, нефтеперерабатывающих заводов возможно с экспортной составляющей части нефтепродуктов
- Если говорить о влиянии ТНК на инновационное развитие, то следует отметить, что практически половина мировых затрат на НИОКР и не менее 65% коммерческих расходов на исследования и новые разработки приходится именно на них. При этом данные затраты могут превышать аналогичные показатели многих стран мира. Одним из основных направлений инновационной деятельности международных компаний является поиск путей снижения издержек и задействование ресурсной базы принимающих стран, что должно привести к новому логическому шагу производственной кооперации с ТНК.
В этой связи, нужно изучить вопрос переноса инновационных центров ТНК в Казахстан. Вопрос необходимо ставить не банально в финансировании отечественных проектов а в полноценной кооперации, организации инновационных центров на территории страны. Интерес ТНК, мотивация, должны быть учтены республикой.
Необходимо отметить, для достижения поставленных задач, следует вести диалог со всеми партнерами Тенгизшевройла, хоть и большая роль отведена Шеврону все же организована компания-коллегиально, требует учета бизнес моделей, планов развития каждой из них, следовательно, понадобится гибкий подход и время.
Так или иначе, история все равно даст свою детальную оценку, что можно было сделать а что не было просчитано.
Абилдаев Алмаз, PhD, эксперт в сфере энергетики, 22.02. 2025 г., Аналитический центр «Энергетические аспекты Казахстана».