Жакып Хайрушев: Ядерный кластер станет драйвером индустриального роста Казахстана

Фото: Pixabay; Kazinform; DALL-E
Расширение ядерного кластера станет мощным драйвером индустриального роста. Заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев

В прошлом году по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева началась реализация Национального проекта, который предусматривает модернизацию 86 тысяч километров инженерных сетей, а также ввод новых мощностей генерации. На этом акцентировал внимание Премьер-министр РК в статье «Шесть лет прогресса: Казахстан на пути устойчивого развития». Олжас Бектенов рассказал о перспективах проекта, отметив, что будет максимально задействовано отечественное производство. Приоритеты развития энергетического сектора РК наша редакция обсудила с заслуженным энергетиком Казахстана, управляющим директором НПП РК «Атамекен» Жакыпом Хайрушевым.

Жакып Галиевич, как Вы оцениваете результаты модернизации инфраструктуры, проводимой в Казахстане?

Модернизация инфраструктуры в Казахстане за последние годы демонстрирует значительный прогресс, однако остаётся ряд вызовов, которые требуют более глубокого анализа и стратегического подхода. С одной стороны, Правительство активно инвестировало в строительство и реконструкцию дорог, железнодорожных путей, энергетических объектов и коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, несмотря на значительные финансовые вложения, модернизация инфраструктуры сталкивается с проблемами, связанными с износом основных фондов, бюрократическими барьерами, коррупционными рисками и недостаточной эффективностью некоторых проектов. В энергетическом секторе сохраняется высокий уровень физического износа оборудования, особенно на региональных электростанциях и в системах теплоснабжения, что требует более масштабного обновления. В сфере ЖКХ модернизация идёт медленно, а тарифное регулирование не всегда стимулирует инвестиции в сети. В транспортной отрасли хотя и строятся новые дороги, качество некоторых объектов вызывает вопросы, особенно в части эксплуатации и долговечности. Таким образом, модернизация инфраструктуры в Казахстане движется в правильном направлении, но для достижения устойчивого эффекта необходимо усилить контроль за качеством реализации проектов, повысить прозрачность финансирования и эффективнее привлекать частные инвестиции в стратегически важные объекты.

Какие проблемы инфраструктурного развития страны требуют срочного решения?

Несмотря на позитивные изменения в инфраструктурном развитии Казахстана, существует ряд критических проблем, требующих срочного решения. Около 60–70% генерирующих мощностей выработали свой ресурс, а потери в электрических сетях достигают 14–16%, что выше мировых стандартов. Дефицит мощностей особенно остро ощущается в южных регионах, что требует ускоренного строительства новых энергоблоков, модернизации ТЭЦ и активного развития возобновляемых источников энергии с обеспечением их балансировки. В некоторых городах теплотрассы и водопроводы не обновлялись десятилетиями, что приводит к высоким потерям тепла и воды, аварийным ситуациям и снижению качества услуг ЖКХ.

Насколько, на Ваш взгляд, эффективны меры, предусмотренные в Национальном проекте по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры?

Меры, предусмотренные в Национальном проекте по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры, в целом соответствуют актуальным вызовам, но их эффективность зависит от качества реализации, достаточности финансирования и контроля за исполнением. В проекте заложены ключевые инициативы, направленные на обновление энергетических мощностей, сокращение потерь в сетях, модернизацию теплоснабжения и водоснабжения, а также развитие возобновляемых источников энергии. Однако существуют серьёзные риски и ограничения, которые могут снизить результативность данных мер. Во-первых, многие энергоблоки и сети физически изношены, и модернизация требует значительных инвестиций, которых не всегда достаточно. Важно не просто латать старую инфраструктуру, а внедрять современные технологии, которые обеспечат долговременную эффективность. Во-вторых, проблема тарифного регулирования остаётся нерешённой, без рыночных механизмов ценообразования инвесторы неохотно вкладываются в коммунальную сферу, а государственное субсидирование не всегда эффективно расходуется. В-третьих, в энергетическом секторе наблюдается нехватка квалифицированных кадров, что замедляет внедрение инновационных решений. В-четвертых, существуют бюрократические барьеры и коррупционные риски, которые могут замедлить реализацию проекта или привести к снижению качества выполнения работ. Если Национальный проект будет реализован в полном объёме, с прозрачным механизмом контроля и привлечением частных инвестиций, он действительно сможет значительно улучшить состояние инфраструктуры и повысить надёжность энергоснабжения. Однако без кардинальных реформ в сфере управления, финансирования и тарифной политики модернизация может затянуться, а эффект от неё окажется частичным.

Как Вы оцениваете инициативу К. Токаева по строительству трёх АЭС?

Инициатива Президента по строительству трёх АЭС в Казахстане выглядит стратегически оправданной с учётом текущих и будущих энергетических вызовов страны, требующие детального анализа с точки зрения технологического выбора, финансирования и управления рисками. Казахстан, обладая значительными запасами урана и опытом работы в ядерной отрасли, объективно имеет потенциал для развития атомной энергетики. В стране наблюдается дефицит генерирующих мощностей, повторюсь, особенно в южных регионах, а также необходимость декарбонизации экономики в рамках международных климатических обязательств. АЭС могут стать надёжным источником базовой нагрузки, снижая зависимость от угольных станций и сокращая выбросы CO. В целом инициатива главы государства по строительству трёх АЭС очевидно выглядит логичной и перспективной, осталось специалистам тщательно подготовиться к реализации этого проекта и выбрать надёжных партнёров.

Какие возможности перед РК откроет развитие ядерной кластера?

Развитие ядерного кластера в Казахстане открывает перед страной новые экономические, технологические и геополитические перспективы. Строительство атомных электростанций позволит решить проблему дефицита электрической мощности, особенно в южных регионах, обеспечив стабильное энергоснабжение промышленности, создавая условия для привлечения новых инвестиций. Надёжный источник энергии с низкими выбросами углерода будет способствовать промышленному росту и устойчивому развитию экономики. Казахстан уже занимает лидирующие позиции в добыче урана, и расширение ядерного кластера позволит повысить добавленную стоимость продукции. Вместо простого экспорта сырья страна сможет развивать переработку урана, производство ядерного топлива и, возможно, со временем предлагать свои реакторные технологии. Это обеспечит РК место среди ведущих игроков мировой атомной индустрии. Создание ядерного кластера приведёт к появлению тысяч новых рабочих мест, что станет стимулом для подготовки высококвалифицированных специалистов. Развитие науки, инженерии и технологий, связанных с ядерной энергетикой, усилит образовательную и исследовательскую базу страны, сделав её центром компетенций в этой сфере.

С точки зрения международного сотрудничества Казахстан сможет укрепить свои позиции в глобальной энергетической политике. Возможность не только поставлять уран, но и участвовать в строительстве и эксплуатации АЭС за рубежом позволит наладить стратегические партнёрства и привлечь дополнительные инвестиции. Развитие ядерных технологий выходит за рамки энергетики. Развитие радиационной медицины и производства радиофармацевтических препаратов на базе казахстанского ядерного комплекса откроет новые возможности в здравоохранении, улучшив диагностику и лечение онкологических заболеваний. В целом, расширение ядерного кластера станет мощным драйвером индустриального роста, обеспечит энергетическую безопасность, усилит научно-технический потенциал и укрепит международный авторитет Казахстана как страны с передовыми ядерными технологиями.

Премьер-министр РК Олжас Бектенов в статье заявил о том, что за последние шесть лет Казахстан вплотную приблизился к группе стран с высоким уровнем доходов. Что привело к такому результату?

К концу 2024 года ВВП Казахстана достиг 288 миллиардов долларов, а ВВП на душу населения превысил 14 тысяч долларов, увеличившись почти на 50%. Основными факторами, способствовавшими этому прогрессу, на мой взгляд, стали экономическая диверсификация, развитие машиностроения, нефтегазохимии, привлечение инвестиций, реализация инфраструктурных проектов и проведение политических и экономических реформ. Правительство активно развивало несырьевые сектора экономики, что позволило снизить зависимость от нефтяной отрасли и обеспечить устойчивый рост.

В период с 2019 по 2024 годы производство в обрабатывающей промышленности выросло на 31,4%, а в строительстве — на 96,3%. В результате обрабатывающая промышленность сравнялась по доле с добывающей. В машиностроительном секторе производство утроилось, с ежегодным приростом промышленного производства в среднем на 20,3%. Например, выпуск легковых автомобилей увеличился с 30 тысяч единиц в 2018 году до 134 тысяч в 2024 году. В нефтегазохимической отрасли началось активное развитие переработки, что позволило увеличить добавленную стоимость продукции и снизить экспорт сырой нефти. Благодаря созданию благоприятного инвестиционного климата и поддержке частной предпринимательской инициативы увеличились инвестиции в основной капитал и в развитие различных отраслей. Масштабные инфраструктурные инициативы, такие как строительство новых дорог, железнодорожных путей и модернизация портов, способствовали улучшению транспортной и энергетической инфраструктуры, что положительно сказалось на экономическом развитии. Реформы, направленные на развитие конкуренции, демонополизацию и поддержку малого и среднего бизнеса, создали условия для устойчивого экономического роста. Эти меры в совокупности обеспечили значительный рост экономики и повышение уровня благосостояния населения Казахстана. 

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -