К 40-летию Независимости Казахстан должен стать передовым, процветающим и сильным государством. Об этом заявил Президент, поздравляя казахстанцев с Наурыз мейрамы. Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на ключевых направлениях развития страны: цифровизация и искусственный интеллект, крупные инфраструктурные проекты, транспортное сообщение и энергетика, агропромышленный комплекс и человеческий капитал. Казахстан обладает всем необходимым потенциалом, чтобы быть конкурентоспособным в этих сферах на мировой арене, - резюмировал глава государства. О перспективах развития энергетического кластера страны и реализации проектов, которые сыграют особую роль в развитии казахстанской экономики – в интервью с директором PACE Analytics Аскаром Исмаиловым.
Аскар Тыныбекович, Президент неоднократно заявлял о том, что Казахстан должен не только достичь полного самообеспечения электроэнергией, но и стать крупным экспортёром на мировом энергетическом рынке. По Вашему мнению, насколько это амбициозная задача?
Задача сама по себе вполне реализуема и не является чрезмерно амбициозной. Это, безусловно, плюс, так как не требует решения сверхсложных вопросов. С точки зрения осуществимости это выгодно для Казахстана — главное, правильно распределить ресурсы. Реализация любого проекта опирается на три ключевых элемента: люди, процессы, технологии. Технологии можно приобрести, процессы — выстроить. Однако критически важно грамотно разработать политику подготовки кадров, которые смогут эффективно управлять как существующими электрогенерирующими активами, так и новыми, в частности атомной энергетикой. Озвученные Президентом цели можно достичь в течение ближайших 10–15 лет. Этого времени достаточно, чтобы подготовить квалифицированных специалистов к моменту, когда Казахстан станет крупным экспортёром электроэнергии в регионе. На данный момент реализуются несколько проектов по генерации электроэнергии за счёт газа, а также проекты в сфере ВИЭ, которые, по сути, должны закрывать локальные потребности там, где строительство электросетей экономически нецелесообразно. Кроме того, не стоит забывать о существующих ТЭС и гидроэлектростанциях, которые продолжают играть важную роль в энергосистеме страны.
Глава государства заявил о необходимости возвести три атомные электростанции и, в конечном счёте, сформировать полноценный ядерный кластер. Какие перспективы реализации проекта Вы видите?
Главное – решение принято, и уже ведутся работы по выбору подрядных компаний, которые будут привлечены к реализации этих проектов. У Казахстана есть значительный опыт в привлечении крупных инвесторов в нефтегазовую отрасль, и эту модель можно адаптировать для атомной энергетики. Многовекторность доказала свою эффективность, а система сдержек и противовесов в долгосрочной перспективе будет выгодна для страны. Привлечение ведущих мировых компаний позволит казахстанским специалистам перенять опыт различных признанных технологий. В результате у нас появится практический опыт работы с разными подходами в атомной промышленности, что обеспечит гибкость и конкурентоспособность в этом стратегически важном секторе.
Как строительство АЭС повлияет на статус РК на международной арене?
Это, безусловно, повысит статус Казахстана. На сегодняшний день страна является мировым лидером по добыче урана, а развитие атомной энергетики откроет возможности для создания смежных отраслей, связанных с производством сырья для АЭС. С точки зрения стратегии – это правильный шаг. Главное – грамотно реализовать все задуманные планы. Политическая репутация Казахстана в мировом сообществе уже занимает особое положение, и я уверен, что эти усилия принесут свои плоды в будущем.
В Казахстане появится Агентство по ядерной энергетике при Президенте. Какое значение деятельность этой структуры сыграет в реализации энергетического потенциала страны?
В рамках долгосрочной стратегии энергетического перехода и модернизации управления энергетической отраслью необходимость реформирования Министерства энергетики Казахстана назрела давно. С учётом планов по строительству не одной, а уже трёх АЭС, было бы целесообразно вывести Агентство по атомной энергии в отдельный орган с прямым подчинением Президенту — как это принято для стратегически важных агентств. Такой шаг позволит сфокусироваться на развитии атомной промышленности как новой стратегической отрасли, избежав бюрократических ограничений внутри Министерства энергетики. В странах с развитой атомной промышленностью управление ядерной энергетикой возложено на отдельные структуры, подчиняющиеся высшему руководству государства. Это обусловлено: стратегической значимостью атомной энергетики (энергетическая безопасность, передовые технологии) и необходимостью особого регулирования (ядерная безопасность, международные обязательства).
Приведу примеры из мировой практики: Франция – Комиссариат по атомной энергии (CEA) играет ключевую роль в ядерных исследованиях и разработке атомных технологий. США – Национальная администрация по ядерной безопасности (NNSA), входя в структуру Министерства энергетики, обладает высокой автономией и отвечает за разработку, безопасность и нераспространение ядерных материалов. Китай – Национальное агентство по атомной энергии (CAEA) подчиняется напрямую Госсовету КНР и координирует развитие атомной отрасли, включая экспортные программы.
Создание независимого Агентства по атомной энергии в Казахстане позволит эффективнее развивать этот ключевой сектор, обеспечивая долгосрочную энергетическую безопасность и технологическую конкурентоспособность страны.
Как Вы оцениваете результаты масштабной модернизации отечественной инфраструктуры?
Модернизация инфраструктуры — ключевой вопрос. Без развитой инфраструктуры невозможно полноценно реализовать ни один крупный проект, особенно в энергетике. Говорить о конкретных результатах пока преждевременно. Строительство АЭС, модернизация существующих ТЭС, ввод в эксплуатацию ГТЭС потребуют значительных дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Поэтому сейчас важно не столько оценивать итоги, сколько концентрироваться на дальнейшей модернизации. Работы предстоит ещё много, и обсуждать результаты будет логично, когда хотя бы первая АЭС будет введена в эксплуатацию.
При реализации Национального проекта по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры планируется максимально задействовать отечественное производство. Насколько важен этот момент для развития промышленности и экономики страны в целом?
Когда мы говорим о необходимости задействовать отечественные производства, важно, чтобы они соответствовали мировым стандартам. В противном случае их участие в крупных проектах будет маловероятным. Однако эта задача вполне реализуема. Мы уже видели, как казахстанский нефтесервис прошёл путь от получения сертификации ISO до освоения узкоспециализированных международных стандартов качества, что позволило ему участвовать в международных проектах по всему миру. При этом критично не то, что внутренний рынок может ограничивать развитие производства, а то, что предприятия должны достичь уровня, позволяющего им, как и нефтесервисным компаниям, выходить на международные проекты. Государство может сыграть в этом ключевую роль, создавая условия для развития и поддержки бизнеса. Главное — выстроить эффективную коммуникацию между государством и предпринимателями, чтобы дать промышленности стимул к росту и интеграции в глобальные цепочки поставок.