Надир Шафиев: Реформа 2022 года — начало новой политико-правовой эпохи в Казахстане

6567
Фото: iStock

Конституционная реформа позволила закрепить политические преобразования и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления государственности, – резюмировал Касым-Жомарт Токаев. По словам Президента, в Казахстане будут строго соблюдаться принципы справедливости, прозрачности и солидарности.

О важности влияния ценностей, обозначенных главой государства на развитие республики, наша редакция побеседовала с экспертом Геополитического центра Азербайджана Надиром Шафиевым.

– Надир Юсифович, какие ключевые элементы трансформации политической системы Казахстана Вы могли бы выделить в контексте проведения конституционной реформы 2022 года?

Ключевыми элементами трансформации политической системы Казахстана являются ослабление «суперпрезидентской» системы и ограничение власти главы государства, что проявляется в ведении однократного президентского срока и удаления упоминания о «Первом Президенте» и «Елбасы». Также этому способствует перераспределение полномочий между ветвями власти. Этому способствует значительное усиление роли Парламента.

Особого внимания заслуживает и демократизация избирательной системы. Введение смешанной избирательной системы в Мажилис и маслихаты позволяет обеспечить более широкое представительство в избирательных органах. Этому также служат и прямые выборы акимов районов и городов областного уровня, ранее избирались лишь сельские акимы.

Кроме того, демократизацию общества призваны обеспечить усиление гражданского контроля и правозащиты, внедрение принципа «народа – хозяина земли» и социальная ориентация.

И, наконец, меры по ограничению конфликта интересов и укреплению правовой системы, которые подразумевают, что Президент и его близкие родственники не могут состоять в партиях или занимать должности в госорганах и квазигосструктурах. Это очень важный момент, с учётом восточной ментальности и предыдущего опыта казахстанского общества.

– Какие механизмы, введённые конституционной реформой, способствуют большей открытости и подотчётности власти?

В качестве основных механизмов, способствующих большей открытости и подотчётности власти, можно отметить восстановление Конституционного Суда, закрепление независимого Уполномоченного по правам человека, усиление роли Парламента и законодательного контроля, демократизацию избирательной системы, ограничения на участие родственников Президента в политике, укрепление правозащитной функции Генерального прокурора. Эти меры создают систему сдержек и противовесов, что служит превращению механизмов власти из вертикальных и закрытых структур в прозрачные, подотчётные и ориентированные на граждан. Именно это и проводит государство через призму «справедливости, прозрачности и солидарности», провозглашённых Президентом Токаевым как ориентиры обновлённой системы.

– В чём Вы видите основное значение конституционной реформы для долгосрочного развития страны?

Основное значение конституционной реформы 2022 года для долгосрочного развития Казахстана заключается в системной трансформации политической модели государства, направленной на укрепление демократии, обеспечение верховенства права и повышение социальной справедливости. В целом Реформа 2022 года – это не просто изменение текста Конституции, а начало переформатирования всей политико-правовой архитектуры страны, отвечающей требованиям XXI века. Её значение заключается в создании гибкой, демократичной и устойчивой политической системы, способной адаптироваться к вызовам будущего.

– Каким образом на эффективность управления государством влияет переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике?

Переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с усиленной парламентской составляющей, как это произошло в Казахстане в рамках конституционной реформы 2022 года, оказывает многостороннее положительное влияние на эффективность государственного управления. В частности, формируется более сбалансированная система власти, что создаёт эффективную систему сдержек и противовесов, исключает монополизацию власти, улучшает качество политических решений за счёт межинституционального взаимодействия. Таким образом, управление становится более рациональным, прогнозируемым и устойчивым.

– Какие изменения, произошедшие в выборном законодательстве РК, играют особое значение в процессе управления республикой?

Изменения в выборном законодательстве Республики Казахстан, внесённые в рамках конституционной реформы 2022 года, имеют ключевое значение для управления государством, поскольку они направлены на расширение политического представительства, усиление конкуренции и укрепление легитимности власти. Особое значение имеет введение смешанной избирательной системы в Мажилис, что повышает личную подотчётность депутатов из одномандатных округов перед избирателями, обеспечивает широкое участие независимых кандидатов и снижает монополию партий на парламентское представительство. Также стоит отметить повышение роли политических партий и упрощение их регистрации, ограничения на участие родственников Президента и т. п.

– Как Вы оцениваете инициативу Президента Токаева, связанную с воссозданием Конституционного Суда?

Инициатива Президента Касым‑Жомарта Токаева по воссозданию Конституционного суда представляет собой один из ключевых инструментов демократизации и развития правового государства. Ведь таким образом Конституционный Суд становится высшим органом конституционного контроля, который проверяет законы и нормативные акты на соответствие Основному закону, защищая верховенство Конституции и права граждан. Сегодня любой гражданин, Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор могут непосредственно обратиться в Конституционный Суд для защиты своих прав на конституционность законов и нормативных актов. Практика прошедшего времени показывает, что Суд вырабатывает прецедентные решения, включая официальные толкования Конституции, рекомендации по улучшению законодательства и ситуации в социальной сфере.

Создание Конституционного Суда способствует формированию культуры ответственности власти перед законом и обществом. Воссоздание этого института также подтверждает, что в Казахстане реформы направлены не на имитацию, а на формирование эффективных механизмов правового контроля и устойчивого развития государства.

– Как Вы считаете, что стало основным двигателем политической трансформации Казахстана?

Если быть откровенными, то основным двигателем политической трансформации Казахстана стали глубокие общественные запросы на перемены, спровоцированные социально-политическим кризисом января 2022 года. Наряду с этим, особо стоит отметить тот факт, что руководство страны своевременно осознало необходимость перехода от авторитарной модели управления к более демократичной и подотчётной системе власти. В тот момент граждане выразили потребность в реальном участии в управлении государством, в равных возможностях, социальной защите, честных выборах и эффективных механизмах контроля за властью. В то же время, Президент Касым-Жомарт Токаев, придя к власти на фоне недоверия к старой элите, выступил инициатором «Нового Казахстана», предложив переход к президентской республике с сильным Парламентом, реформу судебной власти и усиление роли гражданского общества.

Реформы стали частью курса на институциональное обновление, предполагающее усиление верховенства закона, создание Конституционного Суда, реформу избирательной системы, перераспределение полномочий между ветвями власти. Резюмируя, можно отметить, что политическая трансформация Казахстана стала результатом сочетания внутренних вызовов и общественного давления, а также политической воли руководства страны, осознавшего, что устойчивое развитие возможно только при расширении участия народа в управлении и реальном верховенстве закона.

– В чём заключается важность реализации концепции «Слышащего государства»?

Важность реализации концепции «Слышащего государства» в Казахстане заключается в том, что она радикально меняет принципы взаимоотношения между властью и обществом, делая управление страной более открытым, справедливым и ориентированным на реальные потребности граждан. Данная концепция предполагает, что государство не просто информирует, а системно слушает и реагирует на обращения, жалобы и предложения граждан. Это помогает сократить разрыв между властью и населением, особенно после утраты доверия к прежней системе в результате январских событий 2022 года.

«Слышащее государство» делает чиновников ответственными за свои действия перед обществом, а систематический мониторинг настроений и жалоб помогает власти оперативно реагировать на социальное недовольство до его перерастания в кризис. Таким образом, это служит инструментом раннего предупреждения конфликтов и нестабильности. Кроме того, важным шагом к построению инклюзивного и справедливого общества является то, что концепция строится на убеждении о том, что каждый гражданин имеет право быть услышанным, вне зависимости от социального статуса, региона проживания или политических взглядов.

В целом можно отметить, что концепция «Слышащего государства» – это не просто лозунг, а стратегический вектор для построения новой модели казахстанской государственности, в которой власть обязана слышать, понимать и учитывать голос каждого гражданина.

– Каким образом на улучшение повседневной жизни граждан Казахстана влияет соблюдение принципа «Закон и порядок», значимость которого неоднократно подчёркивал Президент Токаев?

Соблюдение принципа «Закон и порядок», на значении которого регулярно акцентирует внимание Президент Касым-Жомарт Токаев, оказывает непосредственное влияние на улучшение повседневной жизни граждан Казахстана, что проявляется в ряде конкретных направлений. В частности, эффективное соблюдение закона обеспечивает защиту граждан от преступности, коррупции и произвола со стороны чиновников. Принцип «Закон и порядок» предполагает, что закон обязателен для всех – вне зависимости от социального положения, должности или связей. А это создаёт условия для социальной справедливости и снижения уровня недовольства в обществе. Закон становится главным инструментом защиты частной собственности, трудовых прав, свободы выражения мнения и других основополагающих свобод. К тому же, когда закон исполняется без исключений, это означает, что чиновники и правоохранительные органы действуют в рамках компетенции, а не по своему усмотрению. Такая система минимизирует коррупцию и произвол, улучшая качество госуслуг.

Принцип «Закон и порядок» формирует стабильную институциональную среду, в которой можно планировать жизнь, бизнес, образование, карьеру. Это особенно важно для молодых граждан, ориентированных на долгосрочные перспективы. Соблюдение принципа «Закон и порядок» – это не только политический лозунг, но и практическая основа для построения безопасного, справедливого и стабильного общества, а также ключевой элемент улучшения качества повседневной жизни казахстанцев.

– Какие вызовы стоят перед Казахстаном на пути к построению Справедливого государства?

К сожалению, на пути к построению Справедливого государства Казахстан сталкивается с рядом серьёзных вызовов, носящих политический, правовой, социальный и институциональный характер. Преодоление этих вызовов является необходимым условием для успешной демократической трансформации страны.

В первую очередь можно отметить институциональную инерцию и сопротивление реформам. Не стоит забывать, что часть государственного аппарата была сформирована в условиях суперпрезидентской модели управления, а значит привыкла к централизованному управлению и закрытому принятию решений. Это создаёт сопротивление изменениям, направленным на повышение прозрачности, подотчётности и децентрализации власти.

Необходимо повышать уровень правовой грамотности граждан, уровень доверия к судебной системе. Недостатки в этой сфере могут препятствовать реализации прав, защите интересов и использованию новых механизмов, таких как обращения в Конституционный Суд.

Кроме того, Казахстан сталкивается с вызовами, связанными с глобальной нестабильностью, изменением климата, экономической турбулентностью и геополитическим давлением, а это требует баланса между внутренней трансформацией и внешней устойчивостью.

Таким образом, путь к Справедливому государству требует от Казахстана политической воли, последовательности в реформах и широкой общественной поддержки. Необходимо не только менять законы и институты, но и преодолевать культурные и поведенческие стереотипы, обеспечивать реальные механизмы равенства, правосудия и подотчётности.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -