Площадка ПМЭФ в 2025 году – возможность обсуждения транспортно-логистического потенциала Казахстана в Центральной Азии.
В 2025 году участие Казахстана в Петербургском международном экономическом форуме может принести стране ряд важных преимуществ, особенно с учётом текущих экономических и геополитических тенденций.
Основным направлением очевидно является привлечение инвестиций и демонстрация экономической привлекательности страны перед крупными участниками рынка. Форум предоставляет возможности для партнеров выстроить интеграционные процессы исключительно для повышения экономических показателей стран-участниц.
В свете указанных перспектив необходимо учитывать уже имеющиеся международные проекты и стратегические направления деятельности, которые в первую очередь касаются треугольника Казахстан-Китай-Россия. Каковы же нынешние взгляды Пекина на роль Казахстана, как наиболее крупной страны в Центральной Азии и перспективы взаимодействия в указанной связке трех стран?
Для Казахстана ПМЭФ является возможностью презентовать проекты в сферах энергетики (включая ВИЭ), горнодобывающей промышленности, логистики и транспортных коридоров, цифровизации и IT, а также обсудить с партнерами роль республики как ключевого звена в международных транспортных коридорах (TRACECA, «Экономический пояс Нового шелкового пути»).
Gov
В условиях растущих геополитических напряжений и ограничений, накладываемых США и Европейским союзом на китайские технологии в сфере логистики и судостроения, Китай все больше рассматривает Казахстан как партнера в создании альтернативной транспортно-логистической архитектуры. Китайская оценка транспортного потенциала Казахстана формируется в контексте необходимости диверсификации торговых маршрутов и снижения зависимости от морских путей, которые становятся объектом геополитической конкуренции, особенно в условиях торговой конкуренции между США и Китаем.
Казахстан рассматривается Китаем как центральный узел в этой новой архитектуре, предлагающий два основных направления для китайских грузов. Первое направление проходит через Казахстан, Россию и Беларусь, обеспечивая значительно более высокую скорость транспортировки по сравнению с морскими перевозками. Второе направление представляет собой обходной маршрут без участия Российской Федерации - через Казахстан, Иран и Турцию.
Конкретные направления китайско-казахстанского сотрудничества
Железнодорожные проекты и пограничная инфраструктура
Важным аспектом китайской оценки казахстанского потенциала является развитие трансграничной железнодорожной инфраструктуры. Хоргос, расположенный в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на границе с Казахстаном, представляет собой крупнейший автомобильный пункт пропуска в западном Китае.
Gov
Третья трансграничная железная дорога между Казахстаном и Китаем, соединяющая Аягуз в Казахстане с Тачэном в Китае, начала свое строительство в 2023 году. Эта железная дорога протяженностью 272 километра планируется к вводу в эксплуатацию в 2027 году и сможет дополнительно удовлетворить потребности в транзитных грузоперевозках, способствуя развитию прилегающих регионов.
Оценка Китаем эффективности казахстанского транспортного сектора подкрепляется конкретными достижениями республики. В 2023 году фактический объем транзита через Казахстан составил 30 миллионов тонн, превысив целевой показатель в 27,7 миллионов тонн согласно "Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года". Согласно этой концепции, к 2030 году объем транзита должен достичь 35 миллионов тонн, включая 2 миллиона стандартных контейнеров.
Особое внимание Китай уделяет планам Казахстана по развитию транскаспийского международного транспортного коридора с глубокой интеграцией каспийских и черноморских портов. В 2023 году через транскаспийский международный транспортный коридор было транспортировано 2,75 миллиона тонн грузов, что на 64% больше по сравнению с 2022 годом. Казахстанское правительство также планирует строительство крупного контейнерного узла в порту Актау на западе страны, на восточном берегу Каспийского моря, для повышения эффективности грузоперевозок в каспийском регионе.
Снижение зависимости от сырьевого экспорта
Китайская оценка казахстанского транспортно-логистического потенциала учитывает стремление республики к экономической диверсификации. В условиях нестабильности мировых рынков и зависимости от экспорта нефти, Казахстан активно реализует диверсификацию экономики, где развитие транзитных перевозок представляет собой стабильный и востребованный источник доходов, не подверженный колебаниям сырьевых рынков.
Shutterstock
В долгосрочной перспективе это обеспечит Казахстану стабильный источник доходов и снижение зависимости от мировых цен на нефть и другое сырье. Потенциал современного рынка логистических услуг Казахстана оценивается приблизительно в 10-11 миллиардов долларов.
Особую ценность для Китая представляет возможность использования казахстанской территории как для традиционного маршрута через Россию. Это обеспечивает Китаю необходимую гибкость в условиях изменяющейся геополитической ситуации и потенциальных ограничений на других маршрутах.
Делая вывод можно сказать, что участие Казахстана в ПМЭФ-2025 — это шанс укрепить экономические связи, привлечь инвестиции, развивать интеграцию. Особенно важно использовать этот форум для продвижения инфраструктурных, энергетических и цифровых проектов, которые могут стать драйверами экономического роста Казахстана в ближайшие годы. Кроме того, участие в таком высоком уровне мероприятий повышает рейтинг Казахстана как надёжного делового партнёра, позволяет демонстрировать независимую, но конструктивную позицию Казахстана в условиях напряжённых международных отношений.