Мир сталкивается с нарастающим инфляционным давлением, перебоями в глобальных цепочках поставок и растущей экономической неопределённостью. Касым-Жомарт Токаев высказался о геополитической и экономической ситуации в мире. При этом, как отметил Президент, Казахстан в сложившихся условиях демонстрирует устойчивый рост – за пять месяцев 2025 года экономика увеличилась на 6%. Глава государства призвал не поддаваться панике, сохранять здравый оптимизм и искать пути развития. Президент неоднократно поднимал ключевые вопросы: необходимость отказаться от сырьевой зависимости, развивать перерабатывающие отрасли, дать свободу предпринимательству и частной инициативе. О том, как эти задачи реализуются на практике, мы поговорили с генеральным директором АЕRС Жаныбеком Айгазиным.
- Жаныбек Жумагулович, как бы Вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в Казахстане?
- Сейчас мнения в обществе разделились. Кто-то говорит, что экономика перегрета из-за высокого роста, кто-то, напротив, не видит никакого перегрева. Но чтобы говорить объективно, давайте опираться на официальную статистику. По данным правительства, за первые пять месяцев этого года рост экономики составил 6%. Формально ВВП за такой короткий период не рассчитывается, но речь идёт о так называемом прокси-показателе – краткосрочном экономическом индикаторе, который достаточно точно отражает динамику ВВП. По данным Бюро национальной статистики, он показывает рост более чем на 8%. В этот показатель входит около 70% отраслей, входящих в расчет ВВП.
По официальным данным, строительный сектор вырос на 15,4%, транспорт – на 23%, промышленность – на 6,4%, в первую очередь за счёт обрабатывающего сектора. Торговля прибавила 7,8%. Добывающий сектор тоже показывает хорошие результаты, в том числе благодаря росту добычи на месторождении Тенгиз. Сейчас по разным источникам Казахстан добывает от 1,8 до 1,9 миллиона баррелей в сутки. Если сохранить такие темпы, то по итогам года объёмы добычи могут достигнуть более 95 миллионов тонн нефти. Но наша добыча ограничена коллективными решениями стран картеля. Если цены на нефть снижаются, страны ОПЕК+ сокращают объёмы добычи, чтобы удержать стоимость. Однако здесь возникают противоречия – например, страны-импортеры нефти не заинтересованы в высоких ценах, потому что это напрямую бьёт по их экономике. Ситуацию осложняет и торговая война между США и Китаем. Если она продолжится, Китай будет сокращать потребление ресурсов, в том числе нефти и металлов. Это уже отражается на снижении объёмов нашего экспорта. Прямой риск – снижение валютных поступлений в Национальный фонд. Гарантированный трансферт, конечно, продолжит поступать в бюджет из Нацфонда, но вот по целевым трансфертам могут возникнуть вопросы. А ведь именно они направляются на крупные инфраструктурные проекты в регионах. То есть инвестиции в развитие страны могут оказаться под угрозой, если внешнеэкономическая конъюнктура ухудшится. Кроме того, снижение экспортной выручки оказывает давление на курс тенге. Мы остаёмся уязвимыми к колебаниям глобальных цен и спроса.
Gov
- В продолжение темы, как Вы могли бы описать влияние внешнеполитической обстановки на экономику Казахстана?
- Мы наблюдаем прямое влияние. Например, из-за конфликта на Ближнем Востоке идет рост цен на нефть. Конечно, любой вооружённый конфликт – это трагедия, но для нефтедобывающих стран таких, как Казахстан, это краткосрочно играет в плюс: растёт стоимость сырья, увеличивается экспортная выручка. Однако это крайне нестабильный источник роста.
Кроме того, продолжающееся противостояние между США и Китаем создаёт серьёзную неопределённость для глобальной экономики. Если спрос Китая на сырьё упадёт, а именно туда мы экспортируем нефть и металлы, то это автоматически ударит по нашему экспорту и валютным поступлениям. Снижается активность в металлургии. Цены на цветные металлы упали, а вместе с этим сократилась погрузка железнодорожным транспортом – как внутренние, так и экспортные поставки снизились. В регионах, ориентированных на добычу и переработку металлов, таких как Улытау и Восточно-Казахстанская область, промышленный рост приостановился.
Мы экспортируем нефть, металлы, зерно, получаем инвестиции, закупаем товары со всего мира. В этой системе невозможно быть изолированным. Любая глобальная нестабильность – будь то геополитика, торговые войны или рецессия – неизбежно отражается и на нашей экономике.
- Казахстан позиционирует себя как социальное государство, и наш бюджет социально ориентирован. Однако мы уже не первый год сталкиваемся с дефицитом. Как в таких условиях возможно развитие?
- Сам факт бюджетного дефицита – это не что-то из ряда вон выходящее. В условиях роста экономики это даже ожидаемо. В экономической теории дефицит бюджета зачастую связан с экспансионистской фискальной политикой, то есть направленной на стимулирование совокупного спроса: государство активно тратит, чтобы поддержать потребление, инвестиции, инфраструктуру.
Нужно понимать, что потребности как у домохозяйств, так и у государства часто превышают возможности. Люди берут кредиты, потому что не хватает доходов на текущее потребление. Государство действует схожим образом: оно обязано выполнять социальные обязательства, финансировать здравоохранение, образование, инфраструктуру. Но при слабом росте налоговых поступлений, а мы сейчас как раз в такой ситуации, бюджетных ресурсов не хватает.
Поручения главы государства касаются как усиления доходной части бюджета, так и оптимизации расходов. Один из ключевых моментов – это налоговая реформа, в частности пересмотр механизма НДС. Сейчас у государства есть два пути: либо повышать ставки, либо расширять налоговую базу. Первый путь – самый простой и часто используется, когда нужно срочно сократить дефицит. Второй – сложнее, но эффективнее в долгосрочной перспективе, потому что речь идёт о сбалансированном развитии экономики и фискальной устойчивости без повышения ставок.
При дефиците государство продолжает финансировать экономику, не сворачивает ключевые программы и поддерживает внутренний спрос. Это важно. Вопрос лишь в том, насколько грамотно расходуются средства и насколько сбалансировано сочетание бюджетной и налоговой политики. Кроме того, стоит смотреть не только на общий дефицит, но и на так называемый ненефтяной дефицит. Этот показатель более точно отражает фискальную устойчивость, и именно его следует держать в фокусе.
Liter.kz
- Инфляция остаётся одной из самых болезненных тем для населения и бизнеса. Как вы оцениваете текущую ситуацию и действия правительства?
- Инфляция – это главный вызов как в Казахстане, так и во многих других странах. Это своего рода «бич» экономики. Любые попытки стимулировать совокупный спрос всегда ограничены ростом инфляции. Ситуация осложняется тем, что у нас и внешняя, и внутренняя среда, по сути, проинфляционная. Мировые цены на продовольствие растут – об этом свидетельствует индекс FAO. Нефть дешевеет, что ослабляет экспортные позиции. Продолжающаяся торговая напряжённость между США и Китаем добавляет неопределённости. Всё это воздействует на нас, поскольку мы мало открытая экономика, сильно зависим от глобальных процессов, но не влияем на них.
Государство сегодня выступает основным драйвером экономической активности, но при этом и крупным источником инфляционного давления. Программы модернизации инфраструктуры, например, инициатива «тариф в обмен на инвестиции», приводят к росту цен в коммунальной сфере. Также можно выделить отпуск цен на ГСМ. Это неизбежно отражается и на общем уровне инфляции.
Национальный банк ведёт умеренно жёсткую монетарную политику. Ключевая ставка остаётся высокой – это попытка сдержать инфляцию. Но такая политика делает кредитование дорогим. Особенно это ощутимо для малого и среднего бизнеса: рентабельность их проектов зачастую не покрывает стоимость привлечённых средств. В результате частные инвестиции тормозятся, а доля государственных вложений растёт.
Лёгких решений здесь нет. Но Правительству и Национальному банку необходима скоординированная макроэкономическая политика, находить баланс в своих целях. Сейчас фискальная политика должна стать более сдержанной: это касается и налогов, и государственных расходов. Прежде чем говорить о качественном экономическом росте, необходимо стабилизировать инфляционные ожидания. Только на устойчивой макроэкономической базе можно строить долгосрочные стратегии развития.
- Какое значение в сложившейся ситуации приобретает диверсификация экономики?
- Стратегически направление абсолютно верное. Но, как часто бывает, есть большая разница между заявленными целями и реальным исполнением. На практике мы сталкиваемся как с объективными, так и субъективными проблемами.
С одной стороны, ошибки на этапе планирования: маркетинговые исследования делаются поверхностно, не учитываются ключевые факторы спроса, логистики, себестоимости. С другой – коррупция, неэффективное расходование средств, слабый контроль за результатом. Всё это приводит к тому, что проекты не выдерживают конкуренции даже на внутреннем рынке. Если производство обходится дороже, чем импорт готовой продукции – это уже провал на этапе бизнес-модели. При этом нельзя опираться исключительно на государственные закупки. Основной рынок сбыта должен быть коммерческим, желательно с экспортным потенциалом. И здесь мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ограниченной ёмкостью внутреннего рынка. Казахстан – небольшая экономика, с населением чуть более 20 миллионов. У нас нет такого объема внутреннего спроса, как у Китая или России, где завод сразу может рассчитывать на миллионы потребителей. Соответственно, и себестоимость продукции у нас выше.
При этом, если мы действительно хотим усилить несырьевой сектор, нужно делать ставку на обрабатывающую промышленность. Но не просто производить, а создавать качественную, конкурентоспособную продукцию. Массовый потребительский сегмент – скорее не наш путь. Мы не сможем конкурировать с Китаем или Индией по себестоимости. Но есть потенциал в нишевых направлениях: участвовать в глобальных производственных цепочках (global value chains), производить компоненты, отдельные элементы для транснациональных корпораций, а не готовую продукцию. Это более реалистичный подход. Также важно развивать локализацию – не просто собирать, а производить больше компонентов внутри страны. Это требует инвестиций, технологий, но без этого мы будем оставаться на уровне сборочных площадок.
Географическое положение Казахстана даёт нам уникальное транзитное преимущество. Особенно в условиях конфликта торговых интересов между Китаем и США. Казахстан может стать ключевым сухопутным коридором между Азией и Европой.
kursiv.media
- Президент отмечал, без сильного малого и среднего бизнеса не будет сильной экономики. Как Вы можете описать развитие данного сектора?
- Малый и средний бизнес (МСБ) – это ключевой индикатор конкурентоспособности экономики. Там, где он развит ниже уровень монополизации, выше экономическая гибкость и устойчивость. В Казахстане МСБ формально занимает заметную долю в экономике, особенно в услугах, но его реальное влияние на ВВП и занятость по-прежнему ограничено. Многие секторы остаются либо сильно монополизированными, либо зарегулированными. Кроме того, у государства остаётся чрезмерное присутствие в ряде отраслей, что затрудняет конкуренцию. Проблема носит не только экономический, но и институциональный характер. Развитие МСБ – это вопрос целостной структурной политики. Требуются институциональные реформы, включая приватизацию госсобственности, либерализацию отдельных отраслей, облегчение условий ведения бизнеса. Один из важных инструментов – анализ регуляторного воздействия. Нужно сокращать избыточные требования, устранять барьеры входа на рынок, расширять доступ к финансированию на приемлемых условиях.
В целом, МСБ выполняет важную социальную функцию – занятость. Особенно в условиях, когда автоматизация снижает потребность в трудовых ресурсах, государству важно создать условия, при которых люди смогут создавать собственное дело. Это обеспечивает устойчивость для конкретных семей, снижает социальную нагрузку на бюджет и формирует слой самостоятельных экономических субъектов. Но для этого нужен совершенно другой уровень человеческого капитала. Нужна системная работа по развитию предпринимательского мышления, финансовой грамотности, навыков управления. Без повышения общего интеллектуального и правового уровня в обществе прогресс будет медленным. Это уже выходит за рамки экономической повестки. Рыночная экономика неразрывно связана с политической системой, основанной на правах личности, индивидуализме и подотчётности власти. Например, избирательность акимов, которая постепенно внедряется в Казахстане – это шаг в сторону формирования подотчётных институтов. Это важно и для бизнеса, и для граждан.
Все страны, прошедшие путь трансформации, сталкивались с этим. Главное – двигаться последовательно, стимулируя инициативу, снижая административную нагрузку и укрепляя верховенство права. Без этого малый бизнес не станет настоящим двигателем роста.