Виталий Колточник: Не страна для рейтингов, а рейтинги для страны

3080

Международные рейтинги – это не абсолютная истина, а отражение определённой оптики, через которую на страны смотрят глобальные институты. Их методологии зачастую страдают от конъюнктурности, зависят от идеологических установок составителей, а иногда используются как инструмент влияния, – отметил политолог Виталий Колточник.

По словам вице-президента Центра народной дипломатии Казахстана, особенно это видно, когда оценки резко меняются не вслед за реальными реформами, а вслед за политическими колебаниями.

Например, скандал с «Ease of Doing Business» критично показал, как результат мог меняться в политических интересах: в 2018 и 2020 годах Всемирный банк якобы занижал показатели одних стран и завышал других. При этом существуют и более объективные, содержательные индексы. Например, рейтинги по Целям устойчивого развития (ЦУР) ООН. Казахстан демонстрирует стабильный прогресс по таким направлениям, как борьба с бедностью (ЦУР 1), качественное образование (ЦУР 4), гендерное равенство (ЦУР 5), чистая вода (ЦУР 6), устойчивые города (ЦУР 11). Эти индексы позволяют выстраивать долгосрочные ориентиры и отражают реальные изменения, происходящие в обществе. Также важны такие инициативы, как прозрачность добывающих отраслей, которые направлены на обеспечение справедливого распределения доходов от природных ресурсов – это полностью согласуется с принципами курса «Справедливый Казахстан».

К слову, «гнаться» за чужими критериями страны, в том числе наш Казахстан, абсолютно не должны, – резюмировал Виталий Колточник.

Это не гонка за чужими лаврами – это осознанное участие. Страна не должна подстраиваться под рейтинги, наоборот, рейтинги служат инструментом измерения эффективности наших национальных приоритетов. Скажу прямо: мы не подчиняемся рейтингам, они работают на реализацию казахстанских интересов. Что касается влияния различных индексов на развитие республики, они имеют двойную природу. С положительной стороны – дают объективную обратную связь, способствуют улучшению качества управления, усиливают позиции Казахстана как средней державы и международного игрока. При этом нельзя не отметить, что именно при Президенте Токаеве РК удостаивается высоких оценок в самых разных сферах – от цифрового правительства до антикоррупционной политики.

Это не случайность, а закономерный результат системных реформ, направленных на модернизацию политической системы, укрепление доверия, повышение открытости государства, – подчеркнул эксперт.

Виталий Колточник привёл примеры:

  • Казахстан поднялся на 60-е место в Индексе человеческого развития (HDI).
  • Улучшение позиций в Индексе восприятия коррупции (CPI) – 88-е место из 180, лучший показатель в регионе.
  • Казахстан – единственная страна СНГ в первой двадцатке Индекса цифрового правительства ООН (24-е место из 193).

Эти успехи, по мнению политолога, отражение политической воли, стратегического видения и курса на открытость, инициированного главой государства.

Между тем итоги международных оценок регулярно преподносятся в угоду определённой стороне, – акцентировал внимание вице-президент Центра народной дипломатии Казахстана.

Манипуляция рейтингами становится частью геополитической игры – понижение может использоваться как инструмент давления. Но это лишь подтверждает значимость: если вас хотят принизить, значит, вы начали играть по собственным правилам. И даже «минус» в рейтинге иногда говорит больше, чем формальный «плюс» – о твёрдости курса, об отказе подстраиваться. Таков парадокс: если страну стремятся занизить – значит, она значима, она формирует самостоятельный курс, и кому-то это невыгодно. Проседание рейтинга может быть свидетельством устойчивости и принципиальности позиции страны. Суверенитет страны должен строиться не только на уважении территориальных, физических границ, но и границ ментально-психологических: чтобы развиваться во благо своего народа, республике важно выработать иммунитет к чужим мнениям и оценкам, оберегать личное пространство от диктата и вместе с тем не закрываться от участия. Рейтингование всегда создаёт искушение угождать внешним силам, игнорируя потребности своего общества, именно так происходило в последние годы существования СССР и в предтранзитный период в Казахстане, когда рейтинги являлись суррогатом реформ.

Есть мнение, что попытки соответствовать международным индексам превращаются в подмену реальных реформ симуляцией. Безусловно, риск «галочкового подхода» существует в любой стране, – заявил политолог. Но Казахстан под руководством Президента Токаева движется иначе: реформы – не ради баллов, а ради людей.

Цифровизация, политическая модернизация, развитие гражданского общества – это живые процессы, не подменяемые отчётами. И если рейтинги отражают эти усилия – прекрасно. Если нет – значит, проблема в индексе, а не в курсе реформ. Важно понимать: международные рейтинги – это не наднациональная директива, а добровольный инструмент, который государство выбирает сознательно. Вовлечение в рейтинговые системы начинается с желания страны участвовать, как правило, это сопровождается предоставлением данных, взаимодействием с международными аналитическими структурами и согласованием методик. Для Казахстана участие в ряде таких индексов – часть стратегического курса на прозрачность, устойчивость, предсказуемость и международную открытость.

Это соответствует политике Президента Токаева, направленной на укрепление доверия, модернизацию институтов и повышение инвестиционной привлекательности страны, – уверен эксперт.

Однако сам механизм участия не без рисков. То, что изначально задумывалось как инструмент обратной связи и ориентира для внутренних реформ, может трансформироваться в гонку за внешним одобрением. Это путь в сторону бессмысленного «достигаторства», когда цели и суть реформ подменяются борьбой за баллы, а логика «галочек» начинает искажать реальную повестку. Вот почему столь важно удерживать стратегический фокус: рейтинги нужны не ради самих себя, а как инструмент укрепления суверенной политики и ориентир в развитии. Мы выбираем участвовать в них не для того, чтобы понравиться внешним наблюдателям, а для того, чтобы эффективнее решать внутренние задачи. Как только это равновесие нарушается – начинается имитация вместо развития.

Виталий Колточник считает, что главное – не верить слепо в результаты тех или иных исследований. Это рискованно.

Когда рейтинги становятся фетишем – суверенитет превращается в иллюзию. Однако при мудром использовании рейтинги становятся инструментом защиты и продвижения суверенитета. Через них страна заявляет о себе, транслирует достижения, влияет на международную повестку. Казахстан использует эту возможность осмысленно: мы не просто участвуем – мы задаём параметры, исходя из своих интересов, как региональный лидер и глобальный партнёр. Мы – не страна, подстраивающаяся под рейтинги, а страна, формирующая через рейтинги своё международное влияние. И это принципиально иной взгляд, требующий стратегической зрелости, – подытожил вице-президент Центра народной дипломатии Казахстана.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -