Эксперт: Токаев видит в учении Абая основу для Справедливого Казахстана

2552
Фото: Юрий Харитонов/Pressa.tj

В эти дни Казахстан отмечает 180-летие со дня рождения своего величайшего мыслителя, поэта и духовного реформатора - Абая Кунанбаева. Однако нынешний юбилей - это не просто череда торжественных мероприятий. Благодаря постоянному акценту со стороны Президента Касым-Жомарта Токаева, наследие Абая становится краеугольным камнем в идеологическом фундаменте Справедливого Казахстана. Концепция «Адал азамат» («Ответственный гражданин»), идеи о необходимости знаний, честного труда и справедливости - все это находит прямое отражение в трудах великого просветителя.

Из личного архива

О том, как философия Абая, жившего в XIX веке, может помочь нам ответить на вызовы XXI века, почему важно не просто цитировать, а понимать его заветы, и какую роль в этом процессе играет Глава государства, мы беседуем с нашим коллегой, журналистом главной газеты страны «Казахстанская правда» Ильей Пащенко. Илья - автор целого ряда глубоких материалов, посвященных истории, культуре и, конечно, наследию Абая.

- Илья, здравствуйте! Юбилейные даты всегда несут в себе риск скатиться в формализм: концерты, конкурсы чтецов, отчетные мероприятия. Но складывается ощущение, что 180-летие Абая, во многом благодаря позиции Президента, позиционируется как нечто большее. Какова, на Ваш журналистский взгляд, главная интеллектуальная задача этого юбилея?

- Добрый день! Вы абсолютно правы. Опасность формализма существует всегда. Но я согласен, что вектор, заданный Главой государства, направлен совершенно в другую сторону. Если проанализировать все выступления и статьи Президента Токаева, посвященные Абаю, особенно его программную статью «Абай и Казахстан в XXI веке», написанную еще к 175-летию, становится очевидной главная задача: перейти от «канонизации» Абая к его реальному осмыслению.

Интеллектуальная задача этого юбилея, как мне видится, - это общенациональная рефлексия. Президент призывает нас не просто гордиться Абаем как исторической фигурой, а прочитать его заново, честно и критически, применив его мудрость к нашим сегодняшним реалиям. Задача - увидеть в его «Словах назидания» не просто афоризмы, а точную диагностику тех социальных недугов, которые мы до сих пор пытаемся излечить: тщеславие, разобщенность, леность, стремление к наживе в обход честного труда. Касым-Жомарт Токаев, по сути, предлагает нам использовать наследие Абая как зеркало, чтобы увидеть себя без прикрас и понять, куда двигаться дальше.

- Президент Токаев сделал концепцию «Адал азамат» одним из столпов идеологии Справедливого Казахстана, напрямую увязав ее с учением Абая. Насколько, по-вашему, философия мыслителя XIX века актуальна для решения проблем современного казахстанского общества?

- Актуальна на сто процентов. Гениальность Абая именно в том, что он говорил не о сиюминутных проблемах своего времени, а о вечных человеческих качествах и пороках. Давайте посмотрим на ключевые постулаты, которые продвигает Президент Токаев. Ответственность гражданина, верховенство закона, честный труд как единственный источник благосостояния, стремление к знаниям и науке - это ведь прямые цитаты из Абая.

Абай критиковал родоплеменную спесь, призывая судить о человеке по его уму и делам, а не по происхождению. Сегодня Президент Токаев говорит о меритократии и борьбе с непотизмом. Абай говорил о необходимости овладевать наукой, чтобы быть конкурентоспособным. Глава государства ставит во главу угла развитие человеческого капитала и экономики знаний. Абай в своей концепции «толық адам» («целостный человек») говорил о гармонии ума, сердца и воли. А это и есть формула «Адал азамат» - гражданина, который не только образован, но и обладает высокими моральными качествами, патриотизмом и трудолюбием. Так что Президент не просто цитирует классика, он берет его философскую систему и превращает ее в практическую программу действий для построения современного, конкурентоспособного и справедливого государства.

- В статье о Вас и Вашем увлечении произведениями казахского просветителя «Все началось с Абая», рассказывали о личном пути к книге. Но как сделать так, чтобы с Абая начинался путь и у современного молодого поколения, которое живет в мире клипового мышления и социальных сетей? Какие шаги предпринимаются государством в этом направлении?

- Это один из самых сложных вызовов. Заставлять читать «из-под палки», как это иногда бывало в школе, - путь в никуда. Понимание этого есть и на самом высоком уровне. Президент Токаев неоднократно говорил, что главная цель - донести учение Абая именно до молодежи. И здесь мы видим не попытку «упростить» Абая, а стремление найти новые, современные формы для его сложного и глубокого содержания.

Посмотрите на программу празднования 180-летия: это не только традиционные айтысы и конкурсы чтецов, но и создание цифровых порталов, таких как «ABAY ACADEMIYASY», современные театральные постановки, концерты, где его музыка звучит в новых аранжировках, фестивали, выставки современных художников, осмысляющих его наследие. Задача, которую ставит Глава государства, - показать, что Абай - это не скучный классик из учебника, а невероятно современный мыслитель, собеседник, который может дать ответы на самые острые вопросы сегодняшнего дня. Нужно говорить с молодежью на ее языке, но говорить о вечных ценностях, которые сформулировал Абай.

- Глава государства также уделяет большое внимание популяризации Абая на мировой арене. Почему, на Ваш взгляд, его философия важна и интересна не только для Казахстана, но и для всего мира?

- Потому что Абай – это фигура планетарного масштаба. Он уникален тем, что смог органично соединить в своем творчестве мудрость Востока и рационализм Запада. Он переводил Пушкина, Лермонтова, Гёте, знакомил степь с европейской мыслью, и в то же время оставался глубоко национальным, укорененным в народной мудрости.

В сегодняшнем турбулентном мире, полном противоречий, философия Абая звучит как никогда актуально. Его идеи гуманизма, призыв к диалогу культур, концепция «Адамзаттың бәрін сүй бауырым деп» («Люби все человечество, как брата своего») - это то, в чем остро нуждается современная цивилизация. Продвигая Абая в мире, открывая за рубежом центры и институты Абая, как предлагает Президент Токаев, Казахстан показывает миру не только свои природные богатства, но и глубину своего культурного и философского кода. Это важнейшая часть нашей «мягкой силы», нашей национальной идентичности на глобальной арене.

- Илья, и в завершение, как журналист, который ежедневно наблюдает за пульсом общества, какие «абаевские» качества, на Ваш взгляд, сегодня наиболее востребованы в нашем обществе для успешной реализации реформ, инициированных Президентом?

- Вы знаете, Абай был не только поэтом, но и очень честным, порой жестким публицистом. Он не боялся критиковать свой народ не для того, чтобы унизить, а для того, чтобы пробудить его. И первое качество, которое нам сегодня необходимо, - это именно эта абаевская способность к трезвой самооценке. Умение видеть свои недостатки и работать над ними.

Второе – это культ знания. Абай говорил: «Не хвались, пока не овладел наукой». В эпоху фейков и популизма стремление к настоящим, глубоким знаниям, к профессионализму – это основа конкурентоспособности, о которой постоянно говорит Президент Токаев.

И третье, самое главное, - это честный труд. Абай презирал лень и праздное существование. Концепция «Адал еңбек» («Честный труд») из президентской триады «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» - это прямое наследие Абая. Я думаю, если эти три качества - честный взгляд на себя, тяга к знаниям и уважение к труду - станут нормой для нашего общества, то все реформы, инициированные Главой государства, будут обречены на успех. Потому что они будут опираться на прочный фундамент, заложенный великим Абаем.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -