Почему у Казахстана нет врагов в современном мире – мнение эксперта

9141
Фото: Akorda

В прошлом году Казахстан и Китай достигли самого высокого показателя товарооборота – в 44 миллиардов долларов. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев во время переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином. В рамках визита в Поднебесную Президент планирует принять участие в заседании казахско-китайского Делового совета и встретиться с руководителями ряда крупнейших компаний Китая. О значении диалоговой площадки для углубления казахско-китайского вечного всестороннего партнёрства и перспективах развития двусторонних отношений – в интервью с российским экономистом, финансовым аналитиком Александром Разуваевым.

Фото: Александр Разуваев / Facebook.com/alexander.razuvaev

Александр Юрьевич, Президент Казахстана подчеркнул, что казахско-китайские отношения вечного всестороннего стратегического партнёрства развиваются на беспрецедентно высоком уровне. По Вашему мнению, в каких сферах наблюдается наибольший прогресс?

Соседи в большинстве случаев стараются нормально друг с другом существовать и, соответственно, торговать. Когда-то Казахстан только сырьё экспортировал в Китай, сейчас уже всё по-разному. Достаточно много китайских инвестиций идёт в Казахстан, как и вообще в Центральную Азию – в Узбекистан, даже в Таджикистан. Конечно, для КНР это не такие большие суммы, но для стран региона, даже для Казахстана, суммы достаточно значительные.

Я знаю, что в Казахстане есть люди, которые боятся китайской экспансии, но, как мне кажется, это неправильно. Китай — в общем, достаточно дружелюбная страна. Более того, есть опыт существования многовековой у китайцев и у различных тюркских народов.

Когда-то и Казахстан, и Китай входили в империю Чингизидов. Надо понимать, что у КНР достаточно много денег, это экспорт, и эти деньги надо куда-то вкладывать. Раньше они в основном вкладывались в американские бумаги – бонды, но сейчас по политическим причинам Китай не очень доверяет им. Несмотря на то, что, исходя из слов Трампа, ожидается снижение их ставки и, соответственно, рост бондов, ну как-то, в общем, рискованно.

У Китая и так уже очень большой инвестиционный портфель, поэтому они ищут, куда бы ещё вложить средства. Надо понимать, что, в отличие от России, Казахстан не находится под санкциями, а значит, ничто не мешает взаимовыгодному сотрудничеству. Плюс юань официально был признан Международным валютным фондом резервной валютой ещё в 2012 году. Долгое время юань оставался резервной валютой лишь формально, но сейчас его влияние постепенно растёт. Роль Китая в глобальной экономике, а также в рамках БРИКС и ШОС делает юань реальным конкурентом доллару. Соответственно, я считаю, что сотрудничество между Китаем и Казахстаном будет продолжаться, оно взаимовыгодно для обеих стран. Напомню, Казахстан – мировой лидер по привлечению иностранных инвестиций. При этом, в целом, не так важно, откуда идут инвестиции: с Запада, из Китая или из России. Главное, чтобы эти средства работали на развитие национальной экономики.

Что, по Вашему мнению, больше всего привлекает китайских инвесторов в Казахстане?

Вообще стран с по-настоящему хорошим инвестиционным климатом в мире не так много. Китай, например, с симпатией относится к Беларуси, однако, несмотря на то, что Александр Лукашенко считается сильным лидером, инвесторы, как правило, настороженно относятся к странам, где всё зависит от одного человека. Если говорить о Казахстане, то здесь ситуация иная. В стране сформирован очень хороший инвестиционный климат, развито корпоративное управление в казахстанских компаниях, а структура экономики достаточно сбалансирована. Особенно стоит отметить большую долю сектора услуг в ВВП – это говорит о высоком уровне развития экономики. Считается, что чем выше доля сферы услуг, тем более зрелая и устойчивая экономика в стране.

В прошлом году достигнут самый высокий показатель двустороннего товарооборота между Казахстаном и Китаем – в 44 миллиардов долларов. Какие отрасли продемонстрировали наилучшую динамику и могут ли страны улучшить результат?

На самом деле, если экономика растёт, а экономики Казахстана и Китая действительно демонстрируют рост, то и товарооборот увеличивается автоматически, просто потому что сами экономики становятся больше. Однако здесь важную роль играет и политическая воля руководства двух стран, направленная на активное наращивание торговли и инвестиций. Это, безусловно, также окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие двусторонних экономических связей.

Вы затронули политическую волю лидеров, на Ваш взгляд, какое значение для развития казахско-китайского партнёрства имеет личный дипломатический опыт Президента Токаева?

Есть момент, у каждого национального лидера есть какая-то своя прошлая жизнь, специальность, работа. Соответственно, дипломатический опыт, он более чем важен, потому что умение договариваться, очень важно, особенно на Востоке. Очень часто отношения между странами, царствами, империями на Востоке определяют – ладят лидеры или нет. Мне кажется, что Китай и Казахстан – это пример, того, как лидеры и страны друг с другом ладят.

Насколько значима роль Казахстана в реализации совместных проектов с Китаем?

На самом деле сейчас формируется глобальный рынок, не западный. Это не только БРИКС, это иносторонняя связь. Казахстан и Китай – прекрасный пример такого сотрудничества. Как я уже сказал, у китайцев много средств для инвестиций, и они в значительной степени направляют их в Казахстан, потому что он находится рядом, обладает хорошим инвестиционным климатом и достаточно продвинутой экономикой. Ну и, конечно, Казахстан богат природными ресурсами. Что касается западной истории, никто не пытается подвинуть Запад. Просто другие, более молодые экономики развиваются, и, как бы к этому ни относиться, Запад теряет долю в глобальной экономике, потому что Казахстан или Китай растут быстрее. Отсутствие санкций, как в России, позволяет наращивать и торговлю, и инвестиции. Конечно, кто-то считает, что Трамп с его тарифами может навредить глобальной экономике, но, с моей точки зрения, он может лишь спровоцировать, и то не факт, распад глобальной экономики на несколько экономических зон. Соответственно, Азия всё-таки географически далека от Америки, и здесь торговля будет вестись вне зависимости от того, чего хотят в США. Вряд ли эти тарифы смогут существенно повлиять на взаимную торговлю.

По итогам переговоров на высшем уровне состоялась церемония открытия второй и третьей мастерских Лу Баня в Казахстане. Как Вы оцениваете перспективность проекта?

Хорошо оцениваю. Конечно, когда-нибудь, не знаю, через столетие, человечество придёт к единому рынку товаров, услуг, капиталов, к единому рынку труда, но это очень длительный процесс. А вот формирование таких региональных экономических зон будет происходить уже в XXI веке. Прежде всего, это будет происходить по географическому принципу. Если нет какой-то сильной вражды, условно говоря, вся Азия: китайцы, корейцы, где-то русские... японцев ненавидят. Понятно почему – слишком жестоко они себя вели во время мировых войн. Но если нет антипатии, если есть нормальное сотрудничество, если география позволяет, то почему бы и нет?

Каким образом углубление экономических связей между Казахстаном и Китаем влияет на партнёров нашей республики, в частности на Россию?

Со времён Брежнева в России основным торговым партнёром была Европа. Теперь это закончилось, сейчас основными партнёрами стали Китай, Индия, Турция и страны Евразийского экономического сообщества. Армения фактически вышла добровольно, но её доля в торговле внутри ЕАЭС была настолько маленькой, что в целом мало значима. Что касается того, как экономические отношения Казахстана и Китая влияют на Россию, то РФ активно торгует и с Казахстаном, и с Китаем. Их сближение вряд ли вызывает какое-либо беспокойство у Москвы. Нет никаких подводных политических камней. Чем лучше будут развиваться наши соседи – Казахстан и Китай, тем выше будет спрос их экономики. Соответственно, Россия сможет улучшить свой торговый баланс и поддержать свой экономический рост.

Если когда-то Россия продавала в Китай только оружие и нефть, с газом были проблемы, очень долго не могли договориться по цене. Сейчас всё иначе: даже московское мороженое продаётся в Китае. Поэтому мы можем только приветствовать любые азиатские совместные экономические проекты – и торговые, и инвестиционные. Простой пример – это атомная промышленность: и Росатом, и Китай будут заниматься строительством АЭС в Казахстане. Это очень важно, это вопрос инвестиций и технологий. Мне даже спрашивали, как РФ относится к тому, что КНР тоже участвует. Ну, это разделение рисков, это нормально. Более того, Казахстан поступает умно: Россия, конечно, дружественная страна, а Китай – надёжный партнёр, но лучше не завязываться на одну страну в таких серьёзных делах. Мало ли что, надо разделять риски. Поэтому я думаю, что взаимное сотрудничество всегда очень хорошо. Повторюсь, когда-то в старые добрые средневековые времена и Россия, и Казахстан, и Китай ходили в империю чинить.

Как Вы считаете какие вопросы будут обсуждаться на предстоящем саммите ШОС?

Обсуждаться будет вопрос Трампа, потому что он своими тарифами сильно «поднапряг» другие ведущие экономики. И возникает вопрос: а вдруг что-то случится с долларом, ведь в Америке есть такая поговорка – «долги отдают только трусы». Но долг-то большой, конечно, в настоящий момент он ещё не такой страшный, но через несколько лет вполне может стать таковым. Есть реальный риск, о котором американцы говорили во время кризиса 2008 года, что они введут новую валюту для себя, Канады и Мексики и под это дело реструктуризируют долг. Наверное, американские банды есть у всех крупных экономик, кроме России. РФ избавилась от этого в 1918 году по политическим причинам, и судьба долга её волнует меньше. На самом деле, когда Минфин США публикует цифры, там всё равно указывается, что в России порядка 50 миллионов долларов. Но американцы считают всех, в том числе какого-то российского олигарха, который живёт в Дубае и купил американские бонды. Всё равно с их точки зрения это Россия. Обнулили именно Банк России и Минфин – это да, но такова жизнь, так сказать. Сейчас я не вижу ничего плохого в долларе, просто Америка должна вести себя более предсказуемо.

Как Вы оцениваете вклад Казахстана в развитие Шанхайской организации сотрудничества?

ШОС – это прекрасная площадка для переговоров. Казахстан – нейтральная страна. ШОС – это не антизападное объединение, это просто не западное объединение. В идеале, с моей точки зрения, мы должны объединить всю Евразию. Евразия, конечно, разная, но, как я уже говорил, лучше ладить. Мне кажется, что РК – пример взаимовыгодного и очень вежливого сотрудничества со всеми странами региона. К сожалению, не у всех государств региона идеальные отношения, не только Индия и Пакистан, но и Индия с Китаем, например. Казахстан, по-моему, вообще не имеет врагов в современном мире. Это очень большое достижение, и это во многом, конечно, личный вклад политического руководства Казахстана, Президента Токаева и его, скажем так, соратников.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -