Президент Касым-Жомарт Токаев посетил Соединённые Штаты Америки, где провёл переговоры с президентом США Дональдом Трампом и принял участие в саммите «Центральная Азия - США». На полях саммита было объявлено о решении Казахстана присоединиться к Соглашениям Авраама. Политический аналитик из Израиля, кандидат политических наук Юрий Бочаров отмечает, что Казахстан и Израиль - давние партнёры: дипломатические отношения между государствами действуют с 1992 года, регулярные межправительственные контакты, проекты в энергетике, ИТ, сельском хозяйстве и безопасности. По мнению эксперта, на этом фоне решение Астаны присоединиться к Авраамовским соглашениям - это качественно новый уровень рамки: Казахстан входит в клуб стран, нормализовавших отношения с Израилем (ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан), и получает прямой доступ к их многосторонним платформам проектов и инвестиций, не только с Израилем, но и многими странами этого региона.

Подробнее о значении этого решения Астаны и ключевых итогах визита президента Токаева в США – в интервью с Юрием Бочаровым.
- Юрий Борисович, какие стратегические соображения легли в основу решения Казахстана присоединиться к Соглашениям Авраама?
- Решение Казахстана продиктовано прагматикой и дальновидностью: Астана стремится закрепить за собой статус моста между Востоком и Западом, открывая прямой доступ к технологическим и инвестиционным платформам стран, участвующих в Авраамовских соглашениях - Израиля, ОАЭ, Бахрейна, Марокко и Судана. Для Казахстана это не просто символический шаг, а инструмент выхода к новым рынкам и логистическим маршрутам, возможность привлечения инноваций в сельское хозяйство, водные ресурсы, энергетику и кибербезопасность.
Важен и политический аспект - укрепление связей с США и Западом, при сохранении многовекторности: Казахстан показывает, что может быть частью глобальных форматов, не нарушая партнерства с Россией, Китаем, Азербайджаном и Турцией. Таким образом, шаг Токаева - стратегическая диверсификация, рассчитанная на десятилетия вперёд.

- Что это значит для внешней политики «многовекторности»?
- Шаг не отменяет, а укрепляет многовекторность: Астана институционализирует канал с Ближним Востоком через партнёрство Израиля и государств Персидского залива, одновременно сохраняя устойчивые форматы взаимодействия с Россией, Китаем, Европейским союзом. Таким образом, Казахстан не меняет курс, а расширяет его, выстраивая сбалансированные связи на всех направлениях. Этот шаг дополняет стратегическую линию президента Токаева, последовательно внедряющего модель осознанной многополярной политики, где каждый вектор внешних отношений усиливает национальный суверенитет и международный вес страны.

- Как Казахстан может реализовывать принципы Соглашений Авраама на практике?
- На практике Казахстан может реализовать их в самых разных плоскостях - от создания совместных гуманитарных инициатив и образовательных центров до конкретных экономических проектов с Израилем и странами Залива. Межрелигиозный диалог, в котором Астана уже имеет опыт проведения конгрессов мировых и традиционных религий, получает новое дыхание; сюда добавятся научные обмены, медицинские миссии и цифровые проекты в здравоохранении. В экономике это, прежде всего, агротехнологии, управление водными ресурсами, инновационные системы опреснения и продовольственной безопасности, а также кибербезопасность и финтех.
Казахстан способен стать модельной площадкой для адаптации ближневосточных технологий в евразийском контексте, а сам формат Авраамовских соглашений открывает двери к участию в региональных инфраструктурных кластерах, инвестиционных фондах и транспортных коридорах.

- Какое место президент Токаев видит для Казахстана в миротворческих процессах на Ближнем Востоке?
- Казахстан традиционно позиционирует себя как нейтральный посредник, готовый предоставлять площадку для переговоров и гуманитарных инициатив, и этот статус остаётся важной частью его внешнеполитического имиджа.
Сегодня Казахстан, присоединившись к Авраамовским соглашениям, фактически входит в орбиту стран Персидского залива, поддерживающих новую ближневосточную архитектуру безопасности. В контексте подготовки миссии ООН по формированию международного блока сил для стабилизации ситуации в секторе Газа и последующего урегулирования сирийского конфликта участие Казахстана могло бы иметь особое значение.
Если бы Астана, по примеру Азербайджана, выразила заинтересованность в участии в таком проекте - например, в формате ограниченного миротворческого контингента, - это восприняли бы в Израиле с уважением и доверием. В Израиле именно Казахстан и Азербайджан рассматриваются как более надёжные и ответственные партнёры, чьи вооружённые силы обладают профессионализмом и политической нейтральностью, в отличие от армий Египта, Саудовской Аравии, Катара, а тем более Турции, которые вызывают больше сомнений в беспристрастности.
Таким образом, Казахстан мог бы не только укрепить свой международный престиж, но и реально внести вклад в формирование нового регионального баланса - от гуманитарных миссий до миротворческих операций под эгидой ООН.

- Какие направления сотрудничества с США наиболее перспективны для Казахстана и региона в целом?
- Самыми перспективными направлениями, по итогам визита Токаева в Вашингтон, стали энергетика, критические минералы и цифровая индустрия: на сумму более 17 миллиардов долларов подписаны соглашения, охватывающие уран, вольфрам, редкие металлы и совместные проекты по переработке сырья, где Казахстан становится ключевым партнёром США по энергетической безопасности.
Параллельно развиваются инфраструктурные и машиностроительные проекты - в частности, сотрудничество с американской Wabtec по локализации сборки локомотивов и расширению железнодорожных маршрутов. И эта сделка на сумму $4,2 млрд уже признана крупнейшей в истории американской компании.
Особое внимание уделено сфере искусственного интеллекта, центрам обработки данных и высокотехнологичным производствам, где Казахстан, располагая дешёвой энергией и устойчивой инфраструктурой, может превратиться в один из цифровых хабов Евразии.
Этот визит стал не просто серией соглашений, а шагом, закрепившим за Казахстаном статус энергетического и технологического лидера Центральной Азии, превращающим его в мощную и современную региональную державу нового типа.

- Как вы в целом оцениваете визит Касым-Жомарта Токаева в Вашингтон и какой эффект он имеет для статуса Казахстана?
- Я бы не стал оперировать понятием «средняя держава» в отношении Казахстана, поскольку страна уже давно вышла за рамки этого статуса и, укрепив свои позиции, доказала, что способна достичь большего - как в политическом, так и в экономическом плане.
Экономическая составляющая визита в Вашингтон стала не просто серией подписанных документов, а отправной точкой для нового этапа казахстанско-американского партнёрства. Пакет соглашений на сумму в десяток миллиардов долларов - это не итог, а, скорее, аванс доверия и задел для будущего сотрудничества, который со временем выльется в более масштабные, многомиллиардные проекты. Он охватывает критические минералы, энергетику, инфраструктуру и цифровые технологии, включая переработку редких металлов, совместное развитие логистических узлов, локализацию машиностроения и создание центров обработки данных. При этом очевидно, что потенциал этих проектов выходит далеко за рамки двустороннего формата: Казахстан укрепляет позиции не только в партнёрстве с США, но и со странами Персидского залива, превращаясь в ключевое звено новой энергетической и технологической архитектуры Евразии.

Политически Казахстан стал первой страной за последние годы, с начала активных боевых действий Израиля против террористических группировок региона, которая присоединилась к Авраамовским соглашениям, сохранив при этом нейтральную риторику и сбалансированную позицию по палестинскому вопросу. Тем самым Астана укрепила свою дипломатическую роль как посредника и поставщика региональной стабильности, демонстрируя способность вести диалог со всеми сторонами и сохранять доверие как со стороны Запада, так и стран Ближнего Востока.
Стратегически Астана усилила маневренность между ключевыми центрами силы, расширив южный вектор за счёт Израиля и стран Персидского залива, не нарушая своих евразийских связей.
Всё это в совокупности подтверждает: Казахстан уже не просто «средняя держава», а формирующийся политико-экономический лидер нового поколения, способный задавать тон региональной политике.