Этой осенью лоукостер FlyArystan присоединился к Казахстанской туристской ассоциации. Мы поговорили со старшим менеджером по продажам авиакомпании Дакеном Шемет о том, как это влияет на работу с туристским рынком, какие направления растут быстрее других и как доступные перелёты меняют привычки путешественников.
— Дакен, FlyArystan вступил в Казахстанскую туристскую ассоциацию. Что это означает для компании и отрасли?
Для нас это стратегический этап развития. Мы работаем на внутреннем и международном рынках уже несколько лет и видим, как меняется туристская среда. Членство в ассоциации даёт возможность чаще обсуждать эти изменения с теми, кто формирует отраслевые решения: туроператорами, гостиницами, профильными госорганами.
Такие диалоги помогают лучше понимать, куда движется рынок, и дают нам возможность заранее видеть спрос на новые маршруты. Это не столько про престиж, сколько про доступ к информации и возможность быть включёнными в общую работу по развитию туризма.
— Какие форматы взаимодействия с туристским рынком сегодня наиболее рабочие?
Наша команда убеждена, что успех кроется в сбалансированном подходе. Сейчас многое строится на цифровых инструментах, поэтому для нас важны партнёрства с популярными онлайн-платформами. Там сегодня сосредоточена значительная часть покупательского трафика.
В то же время, мы глубоко ценим и поддерживаем работу консолидаторов – они являются связующим звеном, которое дает доступ к нашим рейсам тысячам небольших турагентств по всей стране, поддерживая здоровую конкуренцию на рынке.
И, безусловно, нельзя не отметить роль туроператоров. Именно они являются архитекторами комплексных туристских продуктов. Наши совместные проекты – лучшее тому подтверждение. К примеру, недавно запущенные чартерные программы в Северный Гоа из Алматы и Астаны являются результатом тесного сотрудничества, которое сделало популярное направление доступным для тысяч казахстанцев.
То же самое можно сказать о нашей летней программе полетов в Анталью из регионов и чартерном рейсе Астана – Газипаша, на юге Турции. Он не только помог разгрузить загруженный аэропорт Анталии в пик сезона, но и открыл для казахстанских туристов новые курортные локации. Подобные партнерства позволяют нам создавать устойчивый пассажиропоток и вместе развивать рынок.
— Как вы оцениваете влияние первого в стране лоукостера FlyArystan на внутренний туризм?
Если говорить коротко, авиаперелёты перестали быть чем-то исключительным. До появления лоукостера многие выбирали поезд или автобус просто потому, что это было дешевле. Когда появилась возможность летать бюджетно, отношение к поездкам внутри страны стало меняться, изменилась культура путешествий.
Сейчас наша маршрутная сеть охватывает 13 городов по Казахстану. По нашим наблюдениям, примерно каждый наш десятый пассажир летит на самолете впервые в жизни – это важный показатель. Линии между регионами стали короче, а сама идея «слетать на выходные» – более реальной. Это влияет не только на туризм, но и на бизнес-поездки, семейные визиты, мобильность населения в целом.
— Что показывает ваша статистика о том, как доступность тарифов отражается на реальном поведении пассажиров?
Доступные тарифы – ядро нашей бизнес-модели, и мы продолжаем придерживаться этого подхода, несмотря на заметный рост курса валют за последние годы. Когда стартовые цены по ряду направлений остаются в пределах до 15 000 тенге, многие пассажиры начинают планировать поездки заранее или просто позволяют себе путешествовать чаще. Это напрямую поддерживает всю туристскую экосистему – от отелей и ресторанов до экскурсионных сервисов.
Также мы регулярно проводим распродажи, о которых сообщаем через свои официальные каналы, сайт и приложение. Во время большой акции, проведённой в октябре этого года, 86% билетов были приобретены со скидкой. Это показывает, что всё больше пассажиров предпочитают планировать поездки заранее и пользоваться наиболее доступными тарифами.
В октябре мы перевезли своего 20-миллионного пассажира. За этой цифрой – реальные перемещения людей, их досуг, траты и новый опыт. Так формируется та самая «внутренняя экономика путешествий». При этом каждый третий пассажир из этого числа, сопоставимого с населением страны, заплатил за билет менее 15 000 тенге.
— Дакен, а какие зарубежные направления сегодня наиболее востребованы?
Если говорить о массовом сегменте, стабильно популярны регулярные рейсы в Кутаиси, Баку, Урумчи и Ташкент. С конца ноября запускаем рейс Актау – Дубай – западный регион давно ждал прямого сообщения с крупным туристским хабом.
— Какое из новых международных направлений 2025 года, на ваш взгляд, существенно повысило удобство путешествий?
Мы стараемся открывать маршруты, которые закрывают реальные потребности. Например, прямой сезонный рейс Алматы – Иссык-Куль: всего 55 минут в пути, тогда как по земле это 5-7 часов. Получился маршрут, который значительно упростил дорогу на популярное курортное направление.

— Растёт ли интерес к Казахстану со стороны иностранных туристов?
Однозначно. Интерес со стороны иностранных гостей растёт, и особенно заметен поток из Китая – новые прямые рейсы действительно упростили путешествия. При этом важно понимать, что приезжают разные категории туристов, и среди них много платежеспособных гостей. Они выбирают качественные отели, рестораны и экскурсии – и это дает ощутимый вклад в экономику городов.
Но одного маршрута недостаточно, чтобы развивать въездной поток. Поэтому мы, например, совместно с Visit Almaty пригласили группу китайских туроператоров, показали им город, познакомили с инфраструктурой и возможностями для отдыха. Вместе с партнёрами также организовали приезд инфлюенсеров из Китая в Астану и Алматы – это помогает формировать правильное представление о Казахстане и привлекать именно ту аудиторию, которая приносит ощутимую пользу местному бизнесу.
Есть и внутренние примеры. Мангистауская область, например, становится заметной точкой на туристской карте: приезжают гости из ближнего зарубежья, работают локальные гиды, развивается внутренняя экосистема.
И мы стараемся усиливать этот интерес не только через маршруты, но и через контент. Так, год назад мы запустили влог Low-Cost Travel на YouTube – он рассказывает о маршрутах и особенностях бюджетных путешествий. Мы добавили субтитры, чтобы он был доступен иностранным зрителям и помогал им лучше понимать, как путешествовать по Казахстану.
— А как на спрос влияет безвизовый режим с Китаем и другими странами?
Безвиз – это огромный стимул. Он ускоряет обмен туристами и делает поездки более простыми. На фоне расширения безвиза с Китаем в этом году мы запустили рейс в Инин (Кульджа) – это город в Синьцзяне, недалеко от Хоргоса.
Мы изначально предполагали, что основной поток будет этническим – к родственникам. Но быстро появились и деловые поездки, и туристские. Перелёт заменил собой длинный наземный маршрут, и это сразу отразилось на спросе. Сейчас это уже регулярное направление со стабильной заполняемостью.
— Участвуете ли вы в обеспечении доступности транспорта для крупных мероприятий в Казахстане?
Да, мы выступили официальным перевозчиком крупнейших забегов Almaty Marathon в нескольких городах и предоставили участникам специальные промокоды для перелёта. Поддержка таких событий – это не только перевозки, но и способ показать, что страна может быть удобной для спортивных и культурных проектов.
Поддерживаем развитие социальных поездок и туризма, в частности через программу «Komek», которая предоставляет льготы на перелёты для социально уязвимых категорий. В том числе 50% скидку для пассажиров с инвалидностью I группы и сопровождающих – в 2025 году такой поддержкой воспользовались 371 человек. Также индивидуально рассматриваем льготы для паралимпийцев, детей из малоимущих семей и тяжело больных пассажиров.
— Какие цифровые решения вы внедряете для удобства путешественников?
В первую очередь мы развиваем собственное мобильное приложение. Сегодня всё больше путешествий в Казахстане и за его пределами планируется буквально «на ходу». Поэтому удобное приложение становится частью туристской инфраструктуры так же, как маршруты или авиасообщение. Мы постепенно переносим в него все ключевые функции и инструменты управления услугами.
Ещё один шаг в этом направлении – интеграция Kiwi.com на нашем сайте. Она позволяет пассажирам собирать сложные маршруты с пересадками на рейсах разных авиакомпаний в одном поиске, без необходимости открывать десятки вкладок и сверять расписания вручную.
Все эти решения помогают людям быстрее принимать решения о поездках, гибко планировать маршруты и в целом повышают мобильность, а значит, напрямую влияют на развитие внутреннего и въездного туризма. И мы будем последовательно развивать такие сервисы, чтобы путешествия с FlyArystan были не только доступными, но и максимально удобными – от идеи поездки до посадки на борт самолёта.