Центральная Азия становится пространством новых возможностей и взаимной ответственности — заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на Саммите «Центральная Азия - Япония». Встреча прошла в рамках официального визита Президента Казахстана в Японию. В ходе поездки Касым-Жомарт Токаев провёл встречи с Императором Нарухито, премьер-министром Японии, а также с представителями крупного японского бизнеса. По итогам переговоров было подписано около 40 соглашений на общую сумму свыше 3,7 млрд долларов.
Фото: STEM Analytical Center
Подробнее о стратегических смыслах визита, интересе Японии к Центральной Азии и роли Казахстана в меняющейся архитектуре региональной и глобальной политики мы поговорили с азербайджанским политологом, директором аналитического центра STEM Орханом Йолчуевым.
— Япония стала первой страной, предложившей формат «Япония – Центральная Азия», и именно сейчас он впервые выходит на уровень саммита глав государств. Почему этот формат активизируется спустя более чем 20 лет?
— Формат «Центральная Азия - Япония» был предложен ещё в 2004 году, однако на протяжении двух десятилетий он не имел активного развития по объективным причинам. В тот период у Японии существовали иные приоритеты, прежде всего связанные с импортом редкоземельных металлов, главным образом из Китая.
Сегодня ситуация изменилась. Для Японии критически важным становится взаимодействие со странами Центральной Азии, и в первую очередь с Казахстаном, учитывая его богатую ресурсную базу, транспортную связанность с Европой и ключевую роль в евразийских коридорах. Центральная Азия в целом становится пространством конкуренции крупных держав за ресурсы и логистические маршруты.
В этом году США, ЕС и Китай уже провели саммиты в формате «С5+1». Япония фактически выпала из этого контекста и сейчас стремится догнать мировую политическую динамику, в которой Центральная Азия приобретает всё более заметное значение. Дополнительный интерес Японии связан и с выходом на Южный Кавказ, в частности через сотрудничество с Азербайджаном.
— Какую роль Казахстан играет в интересе Японии к Центральной Азии и почему именно он становится ключевым партнёром?
— Казахстан выступает связующим звеном и главным транспортным хабом в центре Евразии. Для крупных мировых акторов это один из ключевых факторов, поскольку страна обеспечивает связанность между Азией и Европой. Уже сегодня на Казахстан приходится около 80% всех наземных грузоперевозок между этими регионами.
Кроме того, Казахстан является крупнейшей экономикой Центральной Азии и сильным экономическим партнёром Японии. Он аккумулирует около 80% всех иностранных инвестиций, поступающих в регион. Япония входит в десятку крупнейших инвесторов Казахстана, инвестировав порядка 9 млрд долларов.
С точки зрения экономической безопасности Японии, Казахстан имеет стратегическое значение благодаря своему ресурсному потенциалу, в том числе в сфере урана и критически важных минералов. Дополнительный фактор внешнеполитической переориентации связан с внутренними изменениями в Японии. Новый премьер-министр — первая женщина на этом посту, Санаэ Такаити — в своих внешнеполитических взглядах придаёт особое предпочтение укреплению отношений Японии со странами Центральной Азии. Это отражает изменение внешнеполитической логики Токио и усиление интереса к региону, чем и объясняется нацеленность на стратегическое партнерство с Казахстаном. Касым-Жомарт Токаев заявил о заинтересованности развивать партнерство, но в то же время отметил, что Казахстан развивает всеобъемлющее стратегическое партнерство с ближайшими соседями – Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Такой сбалансированный и беспристрастный подход укрепляет конструктивную дипломатию Казахстана в условиях все более геополитически фрагментированного мира.
— Во время визита президента Токаева в Токио особый акцент был сделан на экономическое и технологическое сотрудничество. В чём его суть?
— Япония заинтересована не только в добыче или переработке сырья, но и в более глубоком технологическом сотрудничестве. Как высокоразвитая технологическая страна, она способна делиться своим опытом и внедрять передовые решения в ключевые отрасли Казахстана.
Речь идёт, в частности, о применении искусственного интеллекта в добыче редкоземельных металлов и критически важного сырья. Президент Токаев подчёркивал заинтересованность Казахстана в привлечении японских инноваций и инвестиций в проекты по добыче и переработке традиционных энергетических ресурсов.
Японию также интересует участие в угольной промышленности Казахстана. Несмотря на энергетический переход, уголь остаётся важной составляющей национального энергобаланса, и Япония может сыграть значительную роль в модернизации этой отрасли.
— Как сотрудничество с Японией вписывается в энергетическую стратегию Казахстана?
— Одним из приоритетов Казахстана является модернизация всей энергосистемы. Об этом президент Токаев говорил в ходе выступления на Дне работника энергетики, обозначив амбициозные планы по реконструкции порядка 200 объектов и модернизации 86 тысяч километров сетей до 2030 года.
Япония, учитывая её технологический опыт и компетенции, может сыграть важную роль в реализации этих планов. Кроме того, Казахстан производит более 40% мирового урана, что делает его ключевым элементом энергетического баланса Японии и её стратегии декарбонизации.
На фоне подготовки Казахстана к строительству первой атомной электростанции взаимодействие с Японией приобретает дополнительное значение, учитывая уже существующее сотрудничество в сфере поставок урана и ядерных исследований.
— Почему транспортная и логистическая составляющая занимает особое место в отношениях Казахстана и Японии?
— Экономическая модель Японии в значительной степени опирается на морские маршруты, проходящие через Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, Индийский океан и Красное море. В последние годы эти маршруты сталкиваются с серьёзными рисками и перебоями.
В этой связи Казахстан становится ключевым элементом альтернативной евразийской логистики. Развитие Среднего коридора требует значительных инвестиций в инфраструктуру, цифровизацию логистических процессов и внедрение передовых стандартов управления. В этих сферах Япония обладает богатым опытом.
Её участие может определить будущую траекторию развития транспортной связанности между Азией и Европой, а для Казахстана — усилить его роль как стратегического транзитного узла.