Защита прав предпринимателей является важным аспектом экономического курса нашей страны. Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев четко обозначил направление этой работы в недавнем выступлении на церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз» и победителей конкурса «Лучший товар Казахстана». Как отметил Президент: «В последние годы в стране проводится большая работа по модернизации правовой и судебной системы. Создан институт административной юстиции. Эти инициативы уже начинают приносить положительные результаты. Более половины дел, рассматриваемых в судах, решаются в пользу граждан и бизнеса. Активно ведется работа по ограждению бизнеса от необоснованных проверок и незаконного уголовного преследования. Проведена декриминализация экономических преступлений.
Все это способствует утверждению принципа «Закон и Порядок».
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» вот уже на протяжении 12 лет осуществляет комплексную работу по обеспечению и отстаиванию прав предпринимателей, взаимодействуя с государственными органами и бизнес-сообществом.
В интервью DKNews.kz управляющий директор Департамента правовой защиты предпринимателей Серик Адилов подробно рассказал о ключевых направлениях Атамекена в деле защиты прав бизнеса, а также о роли и задачах Департамента в рамках данной работы.
– Серик Бирмаганбетович, расскажите нам о мерах, которые вы предпринимаете для защиты прав и интересов субъектов предпринимательства?
– Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства является одним из ключевых направлений деятельности Национальной палаты. Эта работа носит системный и комплексный характер. Она включает правовую поддержку бизнеса, анализ правоприменительной практики, а также выявление и устранение причин, которые приводят к нарушению прав предпринимателей и необоснованному давлению на их деятельность.
Наша задача заключается не только в защите прав конкретного предпринимателя в каждом отдельном случае, но и в формировании прозрачных, предсказуемых и справедливых условий ведения бизнеса в целом. Особое внимание мы уделяем проблемам системного характера, затрагивающим широкий круг субъектов предпринимательства.
В этой связи Национальная палата на постоянной основе вырабатывает и вносит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, в том числе в части недопущения необоснованного вовлечения бизнеса в уголовный процесс.
По инициативе Национальной палаты при Генеральной прокуратуре была создана Межведомственная рабочая группа с участием всех правоохранительных органов. Ее деятельность направлена на рассмотрение проблемных вопросов предпринимателей, а также на выработку согласованных подходов по защите бизнеса и предотвращению необоснованного уголовного преследования.
Важную роль в системе защиты бизнеса играет Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Такие Советы действуют как при Национальной палате, так и при региональных палатах предпринимателей. На их площадке рассматриваются наиболее проблемные вопросы бизнеса, вырабатываются рекомендации, которые направляются в уполномоченные государственные органы, с последующим контролем их исполнения.
Работа Советов в значительной степени ориентирована на вопросы малого и среднего предпринимательства, на долю которого приходится около 85% рассматриваемых обращений.
На сегодняшний день Советами проведено 199 заседаний, в рамках которых рассмотрено 393 вопроса. По их итогам в государственные и местные исполнительные органы направлено 882 рекомендации, из которых 750, или 85%, были поддержаны. Из 145 рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, поддержано 117.
Отдельно отмечу, что Департамент правовой защиты предпринимателей выполняет функции аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана. Мы обеспечиваем организационное, аналитическое и правовое сопровождение деятельности Бизнес-омбудсмена.
Институт Бизнес-омбудсмена как полноценный и самостоятельный институт защиты предпринимательства позволяет выносить наиболее сложные и чувствительные вопросы на высокий уровень и добиваться конкретных решений со стороны уполномоченных органов.
В совокупности все эти механизмы позволяют своевременно выявлять нарушения прав предпринимателей и добиваться их устранения.
– Каким образом предприниматели обращаются к вам и как выстраивается работа с их обращениями?
– Предприниматели могут обращаться к нам посредством портала «Е-Өтініш», направлять обращения на электронный адрес Департамента правовой защиты предпринимателей: 112@atameken.kz, а также лично обращаться в наш офис. Хочу подчеркнуть, что предварительная запись на личный прием не требуется, мы открыты для предпринимателей. Приём осуществляется в рабочее время по адресу: пр. Кабанбай батыра, 19, 7 этаж, кабинет 704.
Кроме того, мы на постоянной основе отслеживаем информацию в социальных сетях, чтобы выявлять проблемные вопросы и сигналы о возможных нарушениях прав предпринимателей.
В социальной сети Facebook действует страница «Атамекен. Бизнесті қорғау», где регулярно публикуются материалы о нашей работе, принятых мерах и разъяснения консультативно-правового характера, что позволяет предпринимателям наглядно видеть, какие вопросы мы рассматриваем и какие решения принимаем.
Все поступающие обращения подлежат регистрации. По каждому обращению устанавливается обратная связь, осуществляется поиск путей решения, подключаются профильные департаменты Палаты, проводится отработка вопросов с уполномоченными государственными органами, а при они необходимости выносятся на рассмотрение соответствующих площадок.
– Сколько предпринимателей получили поддержку в текущем году?
– В 2025 году в систему Национальной палаты предпринимателей поступило 3778 обращений от субъектов бизнеса, что подтверждает устойчиво высокий запрос предпринимательского сообщества на правовую защиту и сопровождение. По итогам рассмотрения 1598 обращений были разрешены в пользу предпринимателей, или 42,3 % от общего количества.
Сумма защищенных прав составила 44 198 808 253 тенге – это реальные денежные средства, которые удалось сохранить для компаний и индивидуальных предпринимателей. Речь идет не только о предотвращении прямых финансовых потерь, но и о восстановлении нарушенных прав бизнеса, а также снижении административного давления.
Наибольшее количество обращений традиционно связано со сферами, где предприниматели чаще всего сталкиваются с регуляторными и контрольными барьерами. В их числе земельные отношения (17,1 %), санитарно-эпидемиологический контроль (13,8 %), государственные закупки (12,6 %) и налогообложение (12,2 %). Существенная доля обращений также приходится на агропромышленный комплекс и вопросы субсидирования (7,3%). Эти направления остаются наиболее чувствительными для бизнеса и требуют системных решений.
Как я ранее уже отмечал, наша работа носит системный характер и направлена на формирование более прозрачных и предсказуемых условий для ведения предпринимательской деятельности. Статистика позволяет выявлять проблемные точки во взаимодействии предпринимателей с государственными органами и использовать ее для выработки предложений по совершенствованию правоприменительной практики.
Ряд системных проблем разрешается в рамках взаимодействия с Генеральной прокуратурой, Агентством финансового мониторинга и Верховным Судом Республики Казахстан. Существенную роль в решении возникающих вопросов также играет взаимодействие с центральными и местными государственными органами, а также отраслевыми регуляторами, что позволяет обеспечивать комплексный и практико-ориентированный подход к защите прав предпринимателей.
– Мы знаем, что в числе ваших задач также находится представление интересов бизнеса в судах. Как выстроена работа по судебной защите предпринимателей?
– В первую очередь хотел бы отметить положительную роль АППК. Его принятие стало важным шагом в части усиления гарантий защиты прав предпринимателей. АППК позволил предпринимателям на равных отстаивать свои права в спорах с государством, повысил предсказуемость административных процедур и сократил риски произвольных решений со стороны госорганов
Следующим важным шагом в системе защиты прав бизнеса стала судебная реформа. Национальная палата активно участвовала в реформировании судебной системы, чтобы позиция бизнеса была услышана и учтена. Для этого при Палате была создана рабочая группа с участием ученых, бывших судей, а также представителей адвокатского и юридического сообщества. В результате этой работы подготовлено 26 предложений по реформированию судебной системы, 17 из которых были учтены при внесении изменений в Конституционный закон в 2024 году.
В условиях реализации судебной реформы, мы усилили направление судебной защиты бизнеса внутри самой Палаты. В текущем году это направление было структурно выделено на центральном уровне и закреплено на региональном уровне в рамках действующей системы палат.
Отдельно отмечу, что важное значение имеет выстроенное взаимодействие с судебной системой. На постоянной основе проводятся совместные форумы, рабочие встречи и диалоговые площадки с участием судейского сообщества, представителей Национальной палаты и бизнеса. Эти форматы позволяют обсуждать вопросы правоприменительной практики, формировать единое понимание норм законодательства и снижать риски возникновения спорных ситуаций.
Если говорить о практических результатах, то на сегодняшний день эксперты Департамента и правовых блоков региональных палат представляли интересы предпринимателей в 371 судебном деле. По итогам их рассмотрения более половины судебных актов (56,6 %) вынесены в пользу бизнеса, а защищенные права предпринимателей составили 13 990 045 142 тенге.
В качестве наглядного примера могу привести одно из дел, рассмотренных уже в рамках нового кассационного формата. Национальная палата представляла интересы предпринимателя в Кассационном суде по административным делам. Суд пришел к выводу, что приказ Минфина, являясь нормативным правовым актом, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку не прошел государственную регистрацию в органах юстиции и, соответственно, не вступил в законную силу. В этой связи применение налоговыми органами так называемых «закрытых критериев», утвержденных данным приказом, было признано необоснованным.
Вместе с тем, несмотря на вступившие в законную силу судебные акты, соответствующая практика со стороны органов государственных доходов продолжала применяться. Это послужило основанием для дальнейших правовых действий.
В октябре текущего года постановлением Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Астаны председатель КГД был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 457 КоАП за нарушение законодательства о государственной регистрации нормативных правовых актов.
Таким образом, данная судебная практика наглядно продемонстрировала важность соблюдения принципов открытости и правовой определенности в налоговой системе, а также необходимость снижения административного давления на бизнес.
– В последнее время все чаще поднимается тема уголовно-правового давления на предпринимателей. С чем связана эта обеспокоенность и какие меры принимаются для снижения рисков необоснованного уголовного преследования?
– Обеспокоенность бизнеса подтверждается конкретными фактами. Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проведён анализ практики прекращения уголовных дел в отношении предпринимателей. За 2022–2024 годы зарегистрировано около 1 200 уголовных дел, при этом 365 из них прекращены по реабилитирующим основаниям. Даже по прекращённым делам проводились обыски, выемки и аресты имущества, что указывает на системные проблемы.
Анализ показал, что уголовные дела нередко возбуждаются по гражданско-правовым спорам, а также необоснованно применяется статья 262 УК (ОПГ) к экономическим делам и избираются наиболее жёсткие меры пресечения.
По итогам этой работы НПП направила предложения в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру, а также провела встречи с Верховным судом. В результате уже наблюдается снижение доли арестов и расширение применения альтернативных мер.
Кроме того, в 2025 году приняты изменения в уголовное законодательство, которые прямо закрепляют, что предприниматели не могут признаваться преступной группой только в силу ведения бизнеса. Работа по снижению необоснованного уголовного давления продолжается.
По инициативе Национальной палаты предпринимателей в текущем году в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы при Генеральной прокуратуре с участием правоохранительных органов рассмотрено и разрешено 16 кейсов предпринимателей, связанных с уголовным преследованием. По итогам рассмотрения 9 уголовных дел прекращены в пользу предпринимателей. По 7 делам надзорным органом даны соответствующие указания правоохранительным органам с учетом доводов предпринимателей, что позволило обеспечить защиту их прав и законных интересов.
– Вы неоднократно отмечали важность системного взаимодействия с Генеральной прокуратурой. Как известно, Комитет по возврату незаконных активов Генеральной прокуратуры преобразован в Комитет по защите прав инвесторов. Сформировано ли уже видение дальнейшего взаимодействия в рамках нового формата и какие практические меры предпринимаются в данном направлении?
– Видение дальнейшего взаимодействия уже сформировано. Преобразование Комитета по возврату незаконных активов в Комитет по защите прав инвесторов мы рассматриваем как важный шаг к усилению защиты инвестиций и более оперативному реагированию на сигналы бизнеса.
Совместно с Генеральной прокуратурой выстраивается новый формат работы, ориентированный не на формальное сотрудничество, а на практические и работающие механизмы. Основной акцент делается на раннее выявление проблем и предотвращение рисков для инвесторов.
Уже сегодня предпринимаются конкретные шаги: налаживается регулярный обмен информацией по проблемным инвестиционным кейсам, обсуждаются механизмы реагирования на сигналы о возможном давлении со стороны правоохранительных и контролирующих органов, а также прорабатываются форматы участия Национальной палаты в рассмотрении обращений инвесторов.
Мы исходим из того, что новый формат взаимодействия должен быть реально работающим. Национальная палата со своей стороны готова участвовать в этой работе, обеспечивая экспертную, аналитическую и практическую поддержку.
– Как вы оцениваете дальнейшее развитие работы Департамента? Какие новые механизмы, форматы и практические решения планируется внедрить, имеются ли уже конкретные наработки?
– В дальнейшем мы планируем последовательно усиливать правовую и судебную защиту бизнеса. Речь идет как о развитии судебного представительства, так и о расширении досудебных механизмов защиты прав предпринимателей.
В числе приоритетов дальнейшее укрепление взаимодействия с государственными органами, развитие аналитической работы по выявлению системных проблем, а также повышение правовой грамотности бизнеса в рамках Концепции «Закон и порядок».
Мы также рассматриваем возможность внедрения новых форматов сопровождения предпринимателей, в том числе через цифровые каналы и расширение консультативно-правовой поддержки.
Главная задача остается неизменной – снижение административного и уголовно-правового давления на бизнес и формирование устойчивой правовой среды для предпринимательской деятельности.
В целом работа Департамента будет выстраиваться по более системной модели: меньше реагирования на отдельные случаи и больше работы на предупреждение проблем.
Ключевыми направлениями дальнейшей работы являются развитие модели сопровождения «под ключ», при которой предприниматель понимает, кто ведет его вопрос и на каком этапе находится его решение, а также усиление взаимодействия с государственными и правоохранительными органами, включая развитие постоянных рабочих механизмов для рассмотрения конкретных кейсов и предупреждения повторяющихся проблем.