Бахыт СУЛТАНОВ: «В основе решений ЕЭК – предложения предпринимателей»

2772
Лара Дели Корреспондент

За прошедший год в Евразийском экономическом союзе произошло немало важных событий, достигнуты новые показатели и реализованы ключевые инициативы. Большая работа выполнена блоком Евразийской экономической комиссии по экономике и финансовой политике.

О ее результатах, а также о задачах на 2026 год в эксклюзивном интервью DKNews.kz рассказывает глава профильного блока ЕЭК Бахыт СУЛТАНОВ.

– Бахыт Турлыханович, Вы курируете одно из самых важных направлений работы евразийской «пятерки». На Ваш блок во многом ориентируется бизнес. Какие сейчас реальные возможности открываются для предпринимателей в сфере капитала и инвестиций в рамках ЕАЭС?

– Уходящий год задал положительную практическую динамику. Реальные возможности для бизнеса и инвесторов открываются в трёх ключевых направлениях.

Первое – это доступ к размещению на организованных рынках ценных бумаг государств-членов. Это стало возможно благодаря Соглашению о трансграничном допуске ценных бумаг, призванному обеспечить взаимный допуск ЦБ из котировального списка высшей категории и осуществление эмиссионных и торговых операций ними. Соглашение создает условия для роста ликвидности биржевых рынков. В скором времени компания из любого государства нашего Союза сможет размещать свои надежные ценные бумаги (акции или облигации) и привлекать финансирование не только у себя в республике, но и у инвесторов государств-членов.

Второе – это доступ инвесторов к организованным биржевым торгам в государствах-членах. Сейчас завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания Соглашения о допуске брокеров и дилеров. Оно позволит профессиональному участнику финансового рынка, имеющему лицензию, например, в Армении, на равных условиях выходить на организованные торги биржи в Казахстане или России.

Это значит, что клиенты этого брокера (инвесторы) получат прямой и эффективный доступ ко всем биржевым продуктам на всём евразийском пространстве. Устраняются административные барьеры для свободного движения финансовых услуг.

И третье – это доверие и понятные правила. Все эти соглашения опираются на большую работу по гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка. Совет ЕЭК принял рекомендации по двум ключевым направлениям: гармонизации законодательства государств-членов в части основных понятий и определений, используемых в сфере регулирования рынка ценных бумаг, и установления требований к брокерам.

Параллельно одобрены рекомендации по гармонизации законодательства государств ЕАЭС в сфере допуска страховых организаций на общий финансовый рынок Союза. Разработан проект Соглашения о стандартизированной лицензии для банков и страховщиков. Оно направлено на обеспечение взаимного признания стандартизированной лицензии в банковском и страховом секторах услуг. Документ позволит лицензированной в стране происхождения финансовой организации открывать по упрощенной процедуре дочерние структуры в других странах ЕАЭС. Это является мощным стимулом для экспансии качественных финансовых услуг.

– Финансовый мир сегодня немыслим без обсуждения цифровых активов. Какая работа проводится в ЕЭК по этому направлению?

– Что касается цифровых активов, то ЕЭК придерживается позиции необходимости обмена опытом и выработки общих подходов к их регулированию на уровне финансовых регуляторов при активном участии ЕЭК и с учетом особенностей регулирования каждой национальной юрисдикции.

Учитывая риски, связанные с анонимностью и кибербезопасностью, этой осенью по инициативе Консультативного комитета ЕЭК по финансовым рынкам создана рабочая группа по виртуальным активам. В нее вошли регуляторы всех стран, а также эксперты от таких инновационных площадок, как МФЦА «Астана» и белорусский Парк высоких технологий. Наша задача – понять, какие модели уже работают, изучить глобальный опыт и определить, какие общие «правила дорожного движения» нам могут понадобиться в будущем, чтобы не только стимулировать инновации, но и защитить интересы граждан и предпринимателей.

– Помимо финансов, бизнес особенно ждет цифровизации административных процедур. Что-то меняется реально в этой сфере?

– Конечно, меняется, и быстрыми темпами. Успешно завершен пилотный проект по механизму прослеживаемости товаров. С сентября 2026 года механизм будет запущен на постоянной основе. Он подразумевает создание цифровой цепочки документации от ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до конечной продажи в государстве-импортере. Механизм позволит исключить схемы уклонения от уплаты налогов и пошлин при перемещении товаров между нашими странами, защитить рынок от «серого» импорта и обеспечить легальность оборота.

Перемены есть и в области электронной торговли. Один из ключевых вопросов здесь — налогообложение. Сейчас мы проводим внутригосударственное согласование Протокола о порядке взимания косвенных налогов при электронной торговле в адрес физических лиц. В числе целей – обеспечить уплату налога там, где находится покупатель, что упростит контроль и устранит двойное налогообложение.

Протоколом также закрепляется возложение на оператора электронной торговой площадки, через которую реализуются товары, обязанности по исчислению и уплате НДС. Это значительно упростит процесс администрирования, позволив централизовать и эффективно контролировать источник возникновения налоговых обязательств. Все эти инициативы помогают создать более прозрачные, единые и эффективные условия для бизнеса внутри ЕАЭС, стимулируя экономический рост, развитие новых сфер и рост инвестиций.

– Говоря о прозрачности, хотелось бы отметить, что одной из острых проблем для инновационного бизнеса является защита интеллектуальной собственности, особенно в digital-среде. Что делает Комиссия для защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС?

– Подчеркну, что борьба с контрафактом носит системный характер. По итогам прошлого года в государствах-членах выявлено почти 1,5 тысячи нарушений и изъято около 6,6 млн единиц контрафактных товаров. Это на 15% больше, чем в 2023 году. В целом за прошедшие десять лет выявлено свыше 80 тысяч нарушений в сфере интеллектуальной собственности и изъято около 140 млн единиц контрафактных товаров.

Работа Комиссии идет по нескольким трекам. Во-первых, мы выходим на финальную стадию по подготовке Соглашения о борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности в интернете. Оно синхронизирует подходы по пресечению нарушений в этой сфере. Во-вторых, упрощаем доступ к информации: скоро будет создан бесплатный онлайн-сервис для поиска данных о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров. Это сэкономит бизнесу время и деньги. В-третьих, завершаем работу по запуску механизма единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, что обеспечит защиту по периметру всего ЕАЭС.

Также для обмена лучшими практиками защиты Комиссия ежегодно проводит международный форум «Антиконтрафакт» и международные семинары с партнерами из Всемирной организации интеллектуальной собственности и АСЕАН. Правообладатели стран ЕАЭС должны чувствовать поддержку.

– Власти стран ЕАЭС обещают снизить давление и регуляторную нагрузку на бизнес. Как это работает на практике? Учитывает ли ЕЭК мнение самого бизнеса?

– Безусловно, да. Комиссия считает своей обязанностью оценивать, как новые правила отразятся на предпринимателях. И делаем мы это через оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Это обязательный «фильтр» для всех новых инициатив. В этом году ЕЭК подготовила 58 заключений, каждое включает анализ затрат бизнеса и его предложения. Запущена оценка фактического воздействия (ОФВ) уже принятых решений ЕЭК, чтобы видеть их реальные последствия. Прорабатывается инициатива Казахстана по распространению процедуры ОФВ на международные договоры в рамках ЕАЭС.

Как видите, главное – это не кабинетная работа. В основу каждого заключения ложатся сотни отзывов от предпринимателей. У нас четко налаженная обратная связь. Результат говорит сам за себя: более 60% предложений делового сообщества находят отражение в итоговых решениях ЕЭК. Диалог становится системным: в этом году обращений от бизнеса стало на 27% больше, а для работы с ними в Комиссии действует «единое окно» для взаимодействия с бизнесом в лице блока по экономике и финансовой политике ЕЭК, который активно работает с Деловым Советом ЕАЭС.

– Как продвигается работа по формированию единого рынка услуг?

– Важно отметить, что развитие единого рынка услуг закреплено в стратегии ЕАЭС до 2030 и 2045 годов. Комиссия активно развивает единый рынок услуг в рамках ЕАЭС, он уже включает более 140 секторов — от строительства и торговли до сельского хозяйства и туризма. Важность развития торговли услугами очевидна – в целом по интеграционному объединению доля услуг в совокупном ВВП превышает 63%, по Казахстану в 2024 году доля услуг в ВВП страны достигла 58%, это примерно 169 млрд долларов США.

Работа по формированию единого рынка услуг ведется на основе дорожных карт, утвержденных президентами наших стран. Сегодня на общем рынке уже работают сферы строительства, инженерных и торговых услуг, а также туризм. В перспективе планируется расширять перечень — например, на стадии рассмотрения консалтинговые услуги, ветеринарияи другие области.

Ключевой инструмент — соглашения об административном сотрудничестве. Они позволяют регуляторам стран напрямую взаимодействовать для предотвращения нарушений и защиты прав потребителей. Некоторые такие соглашения уже подготовлены к подписанию и в ближайшее время появятся, например, в сферах оценки имущества, кинематографии и научных исследований. В приоритете — инновационные сферы, туризм, а также создание устойчивых механизмов работы рынка.

По оценкам экспертов, туризм в ЕАЭС сегодня показывает рост, а его вклад в экономику составляет около 3%, что оставляет большой потенциал для развития с учетом общемирового показателя в 10%. Казахстан, например, активно работает над повышением качества услуг и привлечением инвестиций в туристическую сферу.

В рамках ЕАЭС реализуются совместные проекты, нацеленные на укрепление туристической отрасли. В частности, создается специальный раздел на портале ЕАЭС, где будет собрана информация о маршрутах, объектах и мероприятиях. Это поможет туристам легче ориентироваться и планировать поездки между странами. Важным шагом станет реализация принятой на днях на заседании Высшего Евразийского экономического совета Концепции развития туризма в рамках ЕАЭС. Этот документ задает общие ориентиры и призван придать дополнительный импульс развитию туризма. Сотрудничество в этой отрасли может стать катализатором экономического роста, важным фактором создания рабочих мест и развития предпринимательства.

– Сегодня ЕАЭС делает важные шаги в интеграции трудовых ресурсов. Какие механизмы работают для защиты прав мигрантов, работающих в странах Союза? Как в ЕАЭС решают вопросы по их доступу к медицине и другим социальным гарантиям?

– Это один из самых чувствительных аспектов интеграции. Когда человек пересекает границу ради работы, он должен чувствовать, что его социальные права защищены. Мы создаем равные условия для трудящихся ЕАЭС с работниками в стране пребывания.

 Что касается пенсий, то Соглашение о пенсионном обеспечении работает, но возникают сложности в правоприменении. Чтобы их решить, подготовлено обращение в Суд ЕАЭС с просьбой дать консультацию, как правильно применять нормы соглашения, чтобы человек, работавший в нескольких странах, не терял свои права на пенсию.

По медицине — мы сотрудничаем с Всемирной организацией здравоохранения. Недавно подготовили аналитический доклад о доступе мигрантов к медпомощи — в нем есть примеры международного опыта, выявляются бюрократические препятствия и рассматриваются возможности, например, использования телемедицины. Всё это помогает понять, в каком направлении двигаться дальше.

– В последнее время много говорят об «утечке мозгов», о том, что талантливые специалисты уезжают за границу. Как ЕАЭС помогает привлечь и удержать квалифицированные кадры?

– Чтобы наши специалисты чувствовали, что работать в любой из стран ЕАЭС выгодно и безопасно, мы стремимся создать единый рынок квалифицированных трудовых ресурсов. Ведем работу по сближению квалификационных требований. Действует договор о признании дипломов и документов об образовании — это ускоряет трудоустройство и уменьшает бюрократию.

Создана система «Работа без границ», где можно искать вакансии, подавать документы, получать консультации онлайн. Это сокращает время и издержки.

Устраняются налоговые барьеры. Например, Россия снизила ставки для нерезидентов, чтобы им было выгоднее приезжать на заработки. Это стимулирует привлечение специалистов.

– Где и как трудящиеся могут ознакомиться со своими правами? Есть ли информационные ресурсы?

– Мы подготовили и перевели на все языки стран ЕАЭС информационный материал «Трудовая деятельность и социальное обеспечение граждан ЕАЭС в РФ». Попытались простым языком объяснить основные правила пребывания, трудоустройства, налогообложения, пенсионного и социального обеспечения.

Эта брошюра есть на сайте ЕЭК. В будущем планируем дополнять и расширять эти материалы. Также во всех странах действуют порталы госуслуг, где можно получить миграционные сведения, консультации и оформить документы.

– Можно ли считать, что в рамках ЕАЭС создается единое социальнотрудовое пространство?

– Безусловно, можно. Все наши мероприятия — развитие пенсионных систем, обеспечение доступа к медицине, признание дипломов, создание платформ для поиска работы и устранение налоговых барьеров — формируют основу общего пространства, где трудовая мобильность превращается из проблемы в ресурс.

Мы хотим, чтобы специалист, переезжая в другую страну, чувствовал себя не чужим, а полноправным участником общего экономического пространства с ясными правами и возможностями.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -