В Казахстане отмечается все большее числе молодых людей, выбирающих технические профессии. К примеру, только в МИФИ сейчас обучается 398 студентов из Казахстана и еще 150 студентов – в филиале вуза в Казахстане. Традиционно много казахстанцев выбирают для обучения старейший Томский политехнический университет. Он основан в 1896 году как Томский технологический институт практических инженеров Императора Николая II.

Здесь готовят специалистов в области атомных технологий, электронике, IT, которые привлекают молодых казахстанцев. Причем, в последнее время стало заметен тренд выбора этих специальностей юными казахстанками. В их числе алматинка Камила Хужажинова, дипломированный специалист по направлению ядерные технологии и безопасность.

Еще в 2022 году Камила удостоилась звания "Лучший студент Томской области. В сейчас она аспирантка ТПУ, стипендиатка гранта имени Марии Кюри, в ее профессиональном багаже – стажировка в МАГАТЭ. Камила также член Фонда молодежных лидеров за мир без ядерного оружия от UNODA. В фонд со всего мира отбирают только 100 человек для участия в образовательной программе, из которых только 50 получают возможность посетить Хиросиму и Нагасаки. В 2024 году она была в Японии, где также представляла Казахстан.
В 2025 году Камила Хужажинова стала спикером молодежной программы в рамках World Atomic Week (WAW, Мировой атомной недели), где достойно представляя и вуз, и Казахстан. И пока в республике разворачивается стройка первой АЭС, развивается атомная энергетика, молодые специалисты, выбравшие эту отрасль, успешно набираются опыта за пределами республики: в России, в Турции на строительстве АЭС «Аккую», в Австрии на производствах и при МАГАТЭ. Тем самым отчасти помогая решать кадровый вопрос для Казахстана.

Камила, окончила алматинскую гимназию № 56. Технический курс выбрала сразу, поступив в профильный физико-математический класс. А познакомились мы с ней как раз на World Atomic Week.
– В 2016 году я поступила в Томский политехнический институт, выбрав направление ядерные технологии. Если честно, выбор специальности был случайностью. Томск является известной кузницей инженерных кадров, поэтому конкурс на образовательные программы очень высок. Даже несмотря на набранные мной высокие баллы на вступительных испытаниях, я попала на второе по приоритету направление «Ядерные физика и технологии». К тому же моя бабушка родилась в Томске, а позже переехала в Алматы, и, по мнению семьи, мне было бы легче учиться в городе, где есть близкие люди, – рассказывает Камила Хужажинова. – Так случайность оказалась неслучайной. Уже после второго курса я поехала на практику на исследовательский реактор ВВР-К Алатау.

Напомню, ВВР-К в Алатау — это многоцелевой исследовательский ядерный реактор, расположенный в Институте ядерной физики (ИЯФ) Министерства энергетики РК, близ Алматы. Это один из старейших атомных объектов в Казахстане. Его запустили в эксплуатацию в 1967 году, и с тех пор он успешно используется для радиационных испытаний перспективных материалов ядерных и термоядерных реакторов, производства радиоизотопов для медицины и промышленности, нейтронно-активационного анализа элементного состава различных материалов, исследования внутренней структуры объектов неразрушаемым методом. Сегодня реактор становится важной базой для атомной отрасли страны.

Вспоминая об этом опыте в Алатау, Камила рассказывает: «Так как это был второй курс, и мы еще не перешли в узкую специализацию, то работа была общая – написать литературный обзор по работе в Алатау. Это было изучение специальной литературы, знакомство с людьми. Нам проводили экскурсии по установкам. В этом плане сложностей не было. Но после исследовательского реактора, я поняла, что это не совсем мой формат работы. Хотя это опыт открыл мне новые горизонты. Я поняла, что работа может выглядеть совсем по-другому, и ряд задач, и цели могут отличаться от работы самого исследовательского реактора».
Камила также проходила стажировку в головном офисе Казатомпрома, на Ульбинском металлургическом заводе во время магистратуры. Девушка овладела не только специальностью, но и языками.

– Моя магистратура по ядерной безопасности и физической ядерной безопасности велась полностью на английском языке. В рамках магистратуры я была амбассадором российского ядерного образования, активно участвовала в общественной деятельности, – делится молодой специалист своими достижениями. – Окончила магистратуру я с красным дипломом и золотой медалью. В 2020–2021 годах, еще во время учебы я выиграла грант Марии Кюри. В рамках этой программы я прошла интервью, и попала в секцию по управлению ядерными знаниями. Мы были самым первым потоком в вузе, который выиграл этот грант. В 2022 году я уехала в Вену, год стажировалась в МАГАТЭ, а в настоящее время продолжаю учиться в аспирантуре ТПУ.
На вопрос, сложно ли было учиться в университете, честно отвечает, что на первой сессии была очень сложная начертательная геометрия. Поскольку этого предмета в школе нет, то пришлось непросто.
– Здесь сложность – видение предмета с трех разных ракурсов. Это надо развивать в себе, что приходит с только практикой. Но я справилась, – признается Камила. – На Ульбинском металлургическом заводе я занималась вопросом управления ядерными знаниями, и тем, как этот вопрос регулируется внутри Казатомпрома. Во время практике в головном офисе Казатомпрома в Астане я изучала занималась исследованием роли внутреннего нарушителя на объектах использования атомной энергии – данные результаты и легли в основу моей будущей выпускной квалификационной работы бакалавра, которая получила высшую оценку аттестационной комиссии. Интерес к роли человеческого фактора в обеспечении безопасности у меня сформировался именно во время той практики, поэтому в магистратуре и аспирантуре я сосредоточила свои исследования на этом направлении. В настоящее время я работаю на предприятии Zumtobel Lighting, которое занимается производством световых решений. Это направление отличается от моей основной специальности, однако инженерное образование позволяет мне успешно выполнять поставленные задачи, быстро понимать и обрабатывать техническую информацию. Недавно я получила приглашение на новую позицию инновационного менеджера. Я считаю, что менеджер по инновациям – универсальная позиция, востребованная в самых разных организациях.

– Камила, Казахстан строит АЭС, что лично для тебя значит такое решение?
– Мы должны понимать, что износ текущих угольных станций в республике очень высок (60–80%). И для Казахстана – это острая необходимость наращивать генерацию, переходить на новейшие более эффективные технологии. Есть открытые данные от отраслевого министерства, свидетельствующее о высоком уровне износа основного оборудования ТЭЦ, есть прогнозы по увеличению энергопотребления. Поэтому медлить с этим нельзя. Я рада, что это происходит в Казахстане – идет развитие экономики, и опережая его развивается энергетика: перевод на газ старых угольных станций, строительство АЭС, развитие альтернативных источников энергии. Я понимаю, что такие практические вопросы, как управление ядерными знаниями и человеческие ресурсы будут подключаться на дальнейших стадиях развития ядерной программы, поэтому моя задача сейчас – окончить аспирантуру и набраться опыта. Мне кажется, у каждого неравнодушного гражданина есть желание внести свой вклад в развитие своей страны. Набравшись опыта, я стала лучше понимать, какая работа мне подходит и какие критерии действительно важны. Когда я подавала документы на стипендию Фонда Потанина, которую, кстати, получила, необходимо было сформулировать свою миссию. Для себя я выразила её так: «Служа себе, служу другим». Эта фраза по-прежнему точно отражает мои профессиональные ориентиры. Наряду с интересными задачами, рабочей атмосферой и достойными условиями труда для меня большое значение имеет то, что моя деятельность приносит реальную пользу людям и обществу. Сегодня в Казахстане уже формируются возможности для реализации моего потенциала и участия в значимых для страны проектах, и я с искренним интересом рассматриваю такие профессиональные перспективы.

– А если и когда бы ты приехала в Казахстан, чем бы могла заниматься?
– Думаю, для меня, по моей специальности будет достаточно широкий спектр работ: я специалист, который может работать в области ядерной и радиационной безопасности, в сфере по физической ядерной безопасности. А по своей научно-исследовательской работе я могла бы работать специалистом по управлению ядерными знаниями или менеджером проектов.