Несмотря на глобальную нестабильность, Казахстан сделал решительный шаг в эпоху тотальной цифровизации и искусственного интеллекта, – заявил Касым-Жомарт Токаев в ходе одного из обращений к народу. Президент назвал стратегической задачу по превращению республики в цифровую страну. О важности этой и других инициатив главы государства, озвученных в 2025 году, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Казахстана и его устойчивости на мировой арене – в интервью с экспертом Центра геополитических исследований Азербайджана Надиром Шафиевым.

Надир Юсифович, какие стратегические шаги, предпринятые Касым-Жомартом Токаевым в 2025 году, Вы считаете ключевыми для обеспечения устойчивого экономического роста и политической стабильности в Казахстане?
В 2025 году Президент Касым-Жомарт Токаев продолжил курс на укрепление экономического роста и политической стабильности в стране. В частности, он сосредоточил усилия на уменьшении зависимости экономики от сырьевого сектора, что является крайне важным, и активно продвигал диверсификацию развития новых отраслей. Особый акцент был сделан на развитии обрабатывающей промышленности, логистики, транспортных коридоров, что усиливает роль Казахстана как транзитного хаба между Азией и Европой. Продолжается привлечение инвестиций в высокотехнологичное производство, в том числе за счёт налоговых послаблений и структурных стимулов для переработки внутри страны. В 2025 году объём иностранных инвестиций значительно вырос по сравнению с предыдущими годами. А это говорит о том, что возрастает уверенность инвесторов в устойчивости экономической политики в Казахстане. Инвестиционный климат улучшается с каждым днём. Господин Токаев инициировал значительные реформы в этой сфере. Он усилил полномочия инвестиционного штаба для быстрого решения проблем инвесторов и снятия административных барьеров. Также была инициирована разработка единой цифровой платформы для инвесторов и внедрение фильтра, защищающего их от необоснованных проверок.

Проведена серия инициатив, направленных на технологическое обновление экономики. Объявлен масштабный курс на цифровизацию, цифровую трансформацию всех сфер управления экономикой и государственными услугами с цельной стратегией на ближайшие годы. Искусственный интеллект определён как ключевой драйвер индустриального развития, что отражает акцент на инновациях и будущих технологических рынках. Наиболее важно то, что Касым-Жомарт Токаев своевременно усмотрел, что данное направление критически значимо для развития любого государства. Есть страны, которые сегодня ещё опираются на архаичные экономические модели, кичатся тем, что у них есть определённый капитал, государственные вложения, золотовалютные резервы и так далее. Но те, кто думает о будущем, в данном случае, Президент Токаев, уже всерьёз занимаются цифровизацией и внедрением искусственного интеллекта. Это не случайно, ведь будущее именно за этими факторами.
Цифровизация и внедрение искусственного интеллекта, с одной стороны, уменьшают влияние человеческого фактора в управлении. А человеческий фактор, как известно, неоднозначен: с одной стороны, он способен на нестандартные решения, интуитивные шаги, которые могут привести к успеху, с другой – в нём заложены риски, такие как алчность, личные или корпоративные интересы, которым человек может поддаться. В этом смысле цифровые технологии и ИИ позволяют сфокусироваться на главной задаче и свести к минимуму влияние субъективных факторов. Кроме того, именно в этих сферах можно наладить бесперебойные процессы.
Искусственный интеллект обеспечивает точность и стабильность, а цифровизация сокращает время на принятие решений, обслуживание запросов граждан, повышение эффективности управленческих процессов. Всё это – лишь малая часть того, что дают цифровизация и ИИ. Потенциал здесь по-настоящему огромен. В дальнейшем эти отрасли будут только расширяться, охватывая практически все сферы жизни. Поэтому крайне важно не упустить момент старта этих реформ. Казахстан сегодня, безусловно, находится в числе лидеров на постсоветском пространстве по внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта. Создаются специализированные цифровые институты и программы, и это должно укрепить конкурентоспособность Казахстана в Центральной Азии в долгосрочной перспективе. Можно лишь пожелать успехов в этом направлении.
Способствует ли идея «слышащего государства», продвигаемая Президентом Токаевым, укреплению связи между обществом и властью?
Идея великолепная, теперь остаётся внедрить её в жизнь на соответствующем уровне. То, что государство на местах будет интересоваться, непосредственно общаясь с представителями народа, всеми чаяниями, пожеланиями и проблемами, – это очень важно. Проблемы существуют на местах в любом государстве, даже в самых развитых. И главное, я бы сказал, величие государственных деятелей заключается в том, чтобы не бояться обсуждать эти вопросы и найти пути их решения. А для этого необходимо пообщаться с людьми, которые с ними сталкиваются. Идея «слышащего государства» способствует укреплению взаимопонимания между обществом и властью, а сила в этом и заключается – в укреплении возможностей и совместных действий. Я думаю, что с учётом предыдущего опыта Казахстан справится с реализацией инициативы. Правительство и управленческие структуры во главе с Президентом Токаевым добьются того, что эта идея станет действенной.
Как изменилась за последние годы политическая жизнь Казахстана?
За последние годы в Казахстане произошла очевидная институциональная перестройка, направленная на снижение концентрации власти, расширение роли Парламента и увеличение участия граждан в политической жизни на местном уровне. Я неоднократно об этом говорил и повторюсь: не каждый глава государства решится добровольно урезать свои полномочия. Президент Казахстана идёт на этот шаг, а также сокращает полномочия управленческих структур. Одним из ключевых изменений последних лет стало изменение системы государственного управления, фактическая смена модели правления. Это официально претворяется в жизнь после референдума 2022 года. РК переходит от суперпрезидентской модели к президентско-парламентской, где Парламент и Правительство получают более широкие полномочия. Президентские прерогативы частично перераспределены. В этом плане очень важно, что расширяется участие граждан в политической жизни.
Впервые в истории страны жители могут напрямую выбирать акимов – акимов районов, городов и областей. Такие выборы проводятся на постоянной основе. Создаются новые институты диалога. Учреждается национальный курултай – консультативно-совещательный орган, ориентированный на обсуждение реформ и вовлечение граждан в формирование решений. Упрощается партийная регуляция. Снижаются барьеры для регистрации политических партий. Уменьшены требования к числу членов, что потенциально может способствовать большей политической конкуренции. Это очень важный аспект демократических реформ. И, наконец, самое важное, о чём, как мне кажется, мало говорят. Желательно ещё больше усиливать роль Конституционного Суда, который был отменён в 1995 году и восстановлен в начале 2023 года. Его не существовало в РК почти 30 лет – до того момента, пока господин Токаев не инициировал этот процесс. Суд должен ещё больше усилить контроль над конституционностью законов и защиту прав граждан. Он рассматривает дела не только по действиям госорганов, но и других структур – граждане могут туда обращаться. Демократизация в стране идёт полным ходом, и этот процесс нужно поддерживать и поощрять. Думаю, наступит момент, когда широкие массы осознают значимость этих изменений.
daz.asia
Каких перемен можно ожидать от предстоящей парламентской реформы?
Парламентская реформа, инициированная Касым-Жомартом Токаевым, является одной из ключевых институциональных реформ в современной истории Казахстана. Она затрагивает архитектуру власти, баланс между её ветвями. Главный смысл инициативы – ослабить чрезмерную концентрацию власти у президента и перейти к более сбалансированной системе. Это усиливает демократические отношения, повышая подотчётность власти и изменяя логику принятия решений, что способствует улучшению политической культуры. В результате реформ усложняется возможность перекладывать ответственность за неудачные решения исключительно на исполнительную власть. Политические партии теперь реально могут предлагать программы, и простыми лозунгами отделаться не получится. Им придётся действительно работать, зарабатывать политический авторитет и рейтинги через участие в подготовке реальной стратегии развития. Появляется ответственность за конкретный результат, а не за лояльность или пустые слова. Реформы направлены на глубокие изменения в культуре управления Казахстана. Изменения коснутся не только рядовых сотрудников, но и руководителей на высших уровнях, они тоже будут вынуждены меняться ментально и адаптироваться к новым реалиям. Именно к таким трансформациям ведут парламентские реформы. Полная значимость их станет понятна лишь спустя годы, ведь они направлены на формирование более сбалансированной системы власти. Это включает усиление роли представительных институтов, повышение подотчётности и предсказуемости управления, а также постепенный переход от персоналистской модели к институциональной. Очень важный и глубокий процесс. Я уверен, что казахский народ сумеет реализовать эти изменения и в итоге получит реальные плоды реформ.

Укрепил ли Казахстан в 2025 году свои позиции как центр экономической активности?
Казахстан сумел ещё больше укрепить свои позиции как центр экономической активности и ключевой экономический хаб в регионе. Подтверждением этому служат как внутренние экономические показатели, так и международные оценки, а также инвестиционные тренды. Основной предпосылкой укрепления Казахстана в 2025 году стал устойчивый экономический рост страны, ключевой фактор, без которого невозможно укрепление на международной арене. За первые 9 месяцев 2025 года рост ВВП составил около 6,3%, что является значительным показателем – за последние годы это был один из самых высоких уровней активности. Идёт диверсификация, помимо традиционного роста добычи полезных ископаемых, активно развиваются транспорт, строительство, торговля и промышленность. Особенно важны последние две отрасли, которые постепенно набирают мощь. Увеличивается инвесткапитал и улучшается деловой климат. Казахстан занимает лидирующие позиции по привлечению инвестиций в Центральной Азии, обгоняя соседние страны по объёму иностранных вложений. В республике проводятся реформы, улучшаются условия для ведения бизнеса, что подтверждается стабильными инвестиционными рейтингами от ключевых международных агентств. Это укрепляет доверие инвесторов и делает Казахстан привлекательным для реализации долгосрочных проектов.
РК продолжает удивлять успехами в транспортно-логистической сфере. Республика является важным транспортным и логистическим центром региона. Примером служит Средний коридор, а также другие транспортные маршруты и инфраструктурные проекты, которые постоянно развиваются. Идёт активное внедрение цифровизации и инноваций, особое внимание уделяется развитию человеческого капитала.
shutterstock, Aileenchik
Резюмирую, Казахстан в 2025 году укрепил статус ключевого экономического центра Центральной Азии благодаря сочетанию сильных макроэкономических показателей, развитию инвестиций, улучшенному деловому климату, реализации институциональных реформ и инновационных инициатив, стратегическому развитию транспортных и логистических коридоров, цифровизации, стабильной политической обстановке и активному внешнеэкономическому взаимодействию.
Как Вы оцениваете вклад Касым-Жомарта Токаева в укрепление международной репутации Казахстана в 2025 году и насколько инициативы главы государства повлияли на восприятие страны на глобальной арене?
Внешнеполитическая стратегия Токаева способствовала укреплению международной поддержки стабильности, то есть укреплению отношений с ключевыми партнёрами – Россией, Китаем, Соединёнными Штатами, странами Азии. Кроме того, Казахстан старается налаживать отношения с Европейским союзом, что очень важно. И социально-экономическое, и политическое внутреннее согласие в стране находятся на высоком уровне, этому уделяется особое внимание. Ключевые шаги Президента Токаева в 2025 году были направлены на укрепление экономической устойчивости через диверсификацию инвестиций, цифровую модернизацию, технологическое лидерство, создание благоприятного инвестклимата, активную внешнюю политику и расширение международного сотрудничества, а также поддержание социальной стабильности и долгосрочной политической согласованности внутри страны. Я думаю, эти меры в совокупности способствуют не только кратковременному экономическому росту, но и фундаментальному укреплению долгосрочной устойчивости Казахстана как внутренне стабильного и внешне интегрированного государства.

Какое международное политическое событие 2025 года с участием нашей страны Вы бы назвали наиболее значимым и почему?
В целом действия Президента РК в 2025 году, как и в предыдущие годы, способствовали повышению узнаваемости страны на международной арене и укреплению её репутации. Об этом свидетельствуют проведённые саммиты, международные встречи и подписанные декларации. Все помнят, что Токаев, являющийся одним из инициаторов совместной внешнеполитической линии пяти центральноазиатских государств, был основным инициатором встреч в формате «С5+1» – с Европейским Союзом, Соединёнными Штатами, а также на региональном уровне с Китаем, Россией и другими странами. Пять государств Центральной Азии сегодня нередко выстраивают свои позиции на международной арене по схожим политическим платформам. Конечно, экономические интересы у каждой страны свои. На этом фоне вес Казахстана в международной политике укрепляется. РК всё чаще выступает не как младший партнёр, а как равноправный участник диалога, будь то отношения с Российской Федерацией, Китаем, США или Европейским союзом. Притворять такую жизнь очень сложно, и в этом плане господин Токаев проводит филигранную международную политику, которая способствует укреплению репутации Казахстана на мировой арене.
Кроме того, РК уже не первый год позиционирует себя как одна из площадок для международных встреч, обсуждений и платформ. Достаточно вспомнить выступление господина Токаева на Генеральной Ассамблее ООН и в Институте ООН, что демонстрирует его вклад в повышение и укрепление международного авторитета страны. Выступать на таком уровне, возможно, внешне кажется несложным, но на самом деле это не только выступление, а целые дебаты, ответы на вопросы профессионалов. Для этого требуется высокий уровень, который Президент Казахстана демонстрирует на международной арене. Я думаю, перечисленные факторы говорят о том, что господин Токаев сделал многое для дальнейшего укрепления международной репутации Казахстана.
Как результаты проводимых в Казахстане реформ повлияют на векторы взаимодействия страны с зарубежными партнёрами?
Проводимые реформы направлены на общую демократизацию и развитие страны в будущем. Казахстан уже стал лидером Центральной Азии и многих региональных организаций, и его мнение учитывают мировые державы. Плоды преобразований страна получит в полном объёме уже через некоторое время. И, конечно же, такая политика оказывает влияние на международный авторитет Казахстана. В соответствии с этим, РК может сыграть ещё более весомую роль в глобальной системе международных отношений. Предпосылки для этого существуют, но усиление этой роли зависит не от одного фактора, а от их комбинации, включая политику, экономику, дипломатию и институциональное развитие.
Стоит отметить активное участие Казахстана в международных институтах и инициативах, развитие мягкой силы. Продвижение страны как платформы для диалога, экономическая устойчивость, технологическое развитие, региональное лидерство без доминирования через сотрудничество – всё это позволяет республике играть более весомую роль в глобальной системе. Развивая эти направления, можно ещё больше усилить международную роль государства. Хотя Казахстан уже играет заметную роль в международных отношениях, сохранение текущего курса и углубление реформ может позволить перейти от статуса важного регионального игрока к влиятельному среднему государству глобального значения. В принципе, именно этим республика и занимается, особенно это стало заметно после визита Президента РК в Соединённые Штаты. Были заключены значительные экономические договоры, ожидается большой объём инвестиций со стороны США. После этого последовало заключение договора о стратегическом партнёрстве с РФ. Это свидетельствует о том, что Казахстан фактически становится очень сильным средним государством. Он уже является не объектом мировой политики, а её активным участником, что очень важно. Есть ещё потенциал и возможности: чем более усиливается государственный и экономический потенциал страны, тем больше и значимее может быть её вклад в международные отношения. Это повышает взаимозависимость и значимость Казахстана как международного субъекта.
Justyna Mielnikiewicz/WSJ/DKNews.kz
2025-й год стал годом очередного успеха РК на международной арене. Страна участвовала в нескольких значимых международных политических событиях. Как я уже отмечал, одним из наиболее важных стал саммит «С5+1» в Вашингтоне. Не секрет, что одним из основных игроков, а я бы даже сказал основным игроком центральноазиатских государств, является Казахстан, и это большой успех. Саммит официально подтвердил стратегическую самостоятельность стран Центральной Азии на международной арене, которые раньше рассматривались как регион под влиянием больших держав. Считалось, что именно Россия и Китай больше управляют этим регионом. Также саммит позволил странам Центральной Азии напрямую обсуждать ключевые глобальные вопросы с Вашингтоном – чего до этого не было. Рассматривались вопросы безопасности, устойчивого развития, инфраструктуры. Это событие укрепило многовекторную внешнюю политику Казахстана и показало, что страна способна участвовать в высокоуровневых международных диалогах на равных с крупными мировыми державами. В условиях геополитического соперничества такая позиция говорит о растущей дипломатической значимости Казахстана.
Особо стоит отметить роль Президента Токаева, который выступал за активное вовлечение региона в глобальные диалоги и укрепление сотрудничества с крупными международными партнёрами. Дипломатия администрации Казахстана была направлена на то, чтобы страны Центральной Азии получили чёткий голос на мировой арене. Практически они его получают, спустя годы периферийного участия в международных процессах. Через инициативы, визиты и участие в международных форумах, Токаев усилил позицию Казахстана как независимого игрока, не ограниченного влиянием крупных держав, а с собственными приоритетами в экономике, безопасности и устойчивом развитии. В своих выступлениях, в том числе в университете ООН в Токио, Токаев подчёркивал важность диалога, реформ и роли средних держав в формировании нового мирового порядка.
Также в 2025 году важным событием стал визит в Москву и подписание Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с Россией, что укрепляет региональную безопасность и экономического сотрудничество. Международная деятельность Президента Токаева очень обширна. Принятие Казахстаном значимой роли в организации международных форумов и диалогов очень важно. Думаю, что 2025 год ещё больше укрепил и без того довольно крепкий авторитет РК на международной арене.