Лоси и сайгаки

60072

У моего любимого писателя О. Генри есть замечательный роман «Короли и капуста». Он назвал его так, потому что в нем не было ни одного слова о королях и капусте. Вот я решил в своей колонке ничего не говорить ни о лосях, ни о сайгаках. Почему? Узнаете, если прочтете.

На днях МВД РК обнародовало статистику по ДТП за шесть месяцев 2021 года. Рост – на 14,5% больше, чем годом ранее. Всего в стране случилось 7,2 тысячи дорожно-транспортных происшествий. Из них каждое четвертое совершается в городе-герое Алматы. А если брать всю алматинскую агломерацию – то каждое третье. Погибло в авариях за полгода 1106 человек – по 6 жертв в день (рост к 2020 году – 17,6%), из них – 89 детей и подростков.

И теперь самое главное. За шесть месяцев ДПС выявила 150 000 (сто пятьдесят тысяч!) нарушений ДТП со стороны пешеходов – 824 нарушения в день!!! Заметьте – это только то, что выявлено. А сколько нарушали правила незамеченными? Только в одном Алматы таких нарушителей – десятки тысяч каждый день.

Особенно славится авариями с участием пешеходов начало трассы «Алматы – Бишкек». Там возле рынка «Алтын Орда» правил перехода дороги не существует. Надземный пешеходный переход посетители рынка (в основном, тетки, увешанные пакетами и детьми) игнорируют из-за лени и огромных сумок с едой. Они перебегают трассу под носом у машин и часто гибнут или калечатся.

Виноватыми практически всегда оказываются водители, поскольку есть такой пункт 10.1 «Правил дорожного движения», который предусматривает, что «при обнаружении препятствия для движения водитель должен принять меры вплоть до полной остановки». Не смог предотвратить наезд на пешехода – виноват. Хреново водишь машину (Хрен здесь – растение семейства крестоцветных, – прим. авт.), давай сюда права и дуй на «химию» пару лет горбатить «на дядю» и оплачивать пострадавшему пешеходу все больницы и лекарства.

Проблема вроде бы решаема – надо только выставить на этом участке трассы пару-тройку жолполовцев, которые бы ловили «бегущих по лезвию» и штрафовали их на законные 2МРП. Но, во-первых, на все перекрестки Алматы полицейских просто не напасешься, а во-вторых, это будет просто негуманно по отношению к сотрудникам полиции, потому что всех бегунов не переловишь – тетки там бегут толпой, массово и самозабвенно. Кроме этого, наши ДПС-ники, согласитесь, не очень любят гоняться за сумасшедшими пешеходами. Им более интересны водители, и все знают, почему.

Почему же у нас принято почти всегда винить в ДТП водителей? Да потому что считается, что автомобиль – это «средство повышенной опасности». Почти оружие. Соответственно, владеющий таким оружием априори будет считаться виновным. Но вот что интересно: если человек вдруг погибнет под поездом при переходе железнодорожных путей или упадет в метро на рельсы, ни одному судье не придет в голову обвинить машиниста поезда. Почему? Потому что простая логика подскажет: а нечего было лезть на пути!

Казахстанский правозащитник Евгений Жовтис, который на своей шкуре испытал, что такое сбить человека (пьяного и переходящего дорогу в неположенном месте) и отсидеть за это в тюрьме, как-то рассказал: «В колонии, где я сидел, было очень много людей, которые были осуждены за то, что сбили пешехода. И многие либо вообще не были виновны, либо вина была сомнительна.

Есть специальная статья, касающаяся нарушений ПДД его участниками, заметьте: не только водителями. Она или совсем не работает или работает, но ненадлежащим образом. Проблему может решить суд, который должен разбираться в каждом случае предметно. Но сейчас получается так, поскольку человек погиб, должен ответить водитель. И ничего с этим не поделаешь, если только суд не будет устанавливать фактические обстоятельства происшествия. Но наша система однобока и невиновного водителя не защищает».

Так что же делать? Ведь гибнут люди – по шесть человек в день. Ведь 824 раза в сутки пешеходы нарушают правила, подвергая риску и себя и невиновного человека?

«Пешеходы в массе своей сами виноваты. Пересекают дорогу по диагонали в темноте вальяжной походкой. И попадают под колеса! Если в ДТП виноват пешеход, надо наказывать пешехода. И все наказания должны быть публичными. Нарушил в первый раз – порка на главной площади города. А в случае его смерти оплачивать все издержки водителю должны его родные!» – написал мне казахстанец с ником Arc-2-Arc. Мне кажется, что он перегнул.

Я думаю, что здесь нужны комплексные и долгие мероприятия. Во-первых, надо увеличить сумму штрафа и начать реально штрафовать пешеходов-нарушителей. Нужны не отдельные месячники по проверке соблюдения пешеходами ПДД, а постоянная, ежедневная работа наших доблестных патрульных полицейских. Да, это муторно, это не приносит дивидендов (вы понимаете, что имею в виду только моральные дивиденды, поскольку убежден в честности нашей полиции), но это работа во имя общества.

Во-вторых, муниципалитетам всех населенных пунктов РК нужно поработать над инфраструктурой проблемных участков. Где-то поставить отбойники, где-то соорудить ограду, через которую не перепрыгнет даже самая шустрая базарная тетка, где-то осветить пешеходный переход, где-то воткнуть знак с устрашающей надписью и так далее.

И, наконец, третье, самое эффективное. Нужно вернуть в детские сады и школы предмет «Правила дорожного движения». Как это было при Советской власти. Закрепить за каждым районом по инспектору, и пусть он ходит себе по учебным заведениям и учит детишек жизни.

…Как вы полагаете?

 

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -