Настройки
Язык
Тема
Обновление

Комментарии свободны, но факты священны

Мне повезло. Я был спикером на Аstana Media Week-2021. Это уже пятое по счету «цеховое» заседание работников СМИ из многих стран мира. Что-то вроде интернационального журналистского консилиума по самым разным наболевшим вопросам.

Обсуждались самые разные темы: этика современной журналистики, повышение квалификации медиа-сотрудников, перспективы развития СМИ в постковидный период, отношения традиционных изданий и блогеров и т.д. Параллельно для молодых (и не только) журналистов была организована серия мастер-классов от ведущих специалистов в создании теле- и радиопроектов, руководителей новостных редакций, пресс-служб, блогеров.

Что интересного и нового прозвучало на этом мероприятии? Прежде всего, то, что волнует все журналистское сообщество во всех странах мира: как жить дальше? Ведь пандемия показала, что точная информация стала дороже жизни – особенно в первой половине 2020 года. Важно было знать, как вести себя в случае заражения, как действовать, чтобы не заразиться, как правильно оказывать помощь больному и т.п.

Здесь, с одной стороны, главными источниками стали традиционные СМИ с выдачей, прежде всего, официальных сообщений. А с другой стороны – до невиданной степени возросла роль представителей «новых медиа» – лидеров общественного мнения, блогеров, пишущих специалистов.

Информация в эти годы доходила до населения двумя связанными между собой путями. Народ либо сначала получал месседжи от официальных источников (правительство, минздрав, акиматы), а потом их объясняли/дополняли/опровергали/уточняли блогеры и пользователи соцсетей. Либо было наоборот: соцсети устами блогеров выдавали какую-нибудь сенсационную новость-молнию, а государственные органы позже ее объясняли/дополняли/ уточняли/опровергали («опровергали» – было чаще всего, МИОР пришлось даже создать специальный сайт, который, как мог, боролся против фейков и слухов).

Таким образом, мы увидели взаимопроникновение двух несовместимых раньше явлений – традиционной журналистики и «новых медиа». Эти явления срослись как сиамские близнецы, еще раз подтвердив гегелевский закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей.

Вопрос о том, кто главнее, отпал сам собой. Традиционные СМИ сегодня как никогда нуждаются в новых медиа (они берут оттуда темы для своих материалов), а новые медиа заинтересованы в существовании и развитии традиционных СМИ (они тоже часто берут из них темы для своих блогов, вайнов, постов и т.д.), поскольку те создают для блогеров необходимый, иногда выигрышный, бэкграунд, т.е. задний фон. Как часто говорят телевизионщики, «Let them know how difficult it is to make the background!».     

Как эти явления будут сосуществовать дальше? Да очень просто. Журналисты традиционных СМИ будут стремиться проникать в блогосферу, а блогосфера будет стараться почаще мелькать в традиционных СМИ. Причем с первой стороны процесс будет предельно персонифицирован. Ведь если раньше журналист, как правило, представлял не столько себя, сколько позицию редакции (читай – собственника издания), то сегодня на первый план выходит понятие личностной журналистики.

Обществу, которое каждый день «обстреливается» фейками, пранками, «утками» и прямой ложью, все больше и больше необходимо трезвое и холодное мнение авторитета-профессионала.

Кто становится таким авторитетным профессионалом? Либо эксперт в той или иной области (доктор Комаровский аман болсын!), либо известный журналист, которому малы рамки его издания и который не лишен здорового тщеславия.

Многие талантливые журналисты Казахстана  и так давно ведут свои странички в социальных сетях, но сегодня этого явно недостаточно. Аудитория все больше и больше перетекает в визуализированное пространство, где доносить мысль необходимо с помощью одной только первой сигнальной системы – образами и звуками. Ярчайший пример тому – TikTоk, ежемесячная аудитория которого превысила 1 миллиард человек, а официальное приложение соцсети преодолело отметку в 3 миллиарда установок в App Store и Google Play. И хотя уровень вовлеченности аудитории TikTok-инфлюенсеров в Казахстане всего 14,12% (на 11% меньше, чем средний мировой показатель), я считаю, что ближайшее будущее – именно за этой сетью.

Многие, правда, полагают, что пресловутое «клиповое мышление», иконозированное TikTok-ом, – это возврат к первобытному восприятию мира. Я с этим категорически не согласен. Я считаю это новым вызовом для ведущих журналистов. Попробуйте-ка за одну минуту, пользуясь только визуальными средствами, донести до аудитории сложную нравственную проблему! Для этого нужен и режиссерский талант и писательское дарование. Сложнее было только делать радиорепортажи – там вообще один звук.

Вот почему я с удовольствием вижу, как все больше и больше моих коллег снимают вайны для TikTok. И эти необычные для потребителя короткие (и умные!) ролики, сделанные профессионалами, набирают миллионы просмотров!

Я уверен, что ближайшее десятилетие вообще пройдет под знаком конвергентной журналистики (Convergence journalism – процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс). Я уже вижу, как многие СМИ Казахстана расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов. Это и онлайн-газета, и радио в интернете, и веб-телевидение.

А как же остальные жанры – спросите вы. Как же аналитические очерки, зарисовки, интервью, монологи, обзоры, памфлеты, отчеты, рецензии, фельетоны?

Уверен, они останутся. Только сохранятся они в качественной журналистике, которая отойдет от понятия массовой. Также сохранятся все базовые законы журналистики, один из которых я вывел в заголовок этого материала. Он гласит: «Комментарии свободны, но факты священны».

 

Андрей ЗУБОВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -