Касым-Жомарт Токаев: Цифровизация – ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности!
Главой государства поставлена задача о необходимой цифровизации предоставляемых услуг для повышения конкурентоспособности предприятий и страны в целом, а также улучшения качества жизни населения. Применение цифровых технологий в системе государственного управления, без всякого сомнения, является ключевым в успехе всей программы цифровизации Казахстана. Президентом неоднократно отмечалось, что цифровизация направлена не только на совершенствование одной отрасли или сферы деятельности, но и на серьезные преобразования в экономике и общественной жизни, подчеркивая, что в нынешнюю эпоху информационного «бума» цифровые государственные услуги должны быть интуитивно понятны и доступны даже для непродвинутого пользователя.
Цифровизация – это не следование модной тенденции, а ключевой инструмент достижения национальной конкурентоспособности. Уже сейчас удостоверения личности, дипломы, права приниматься госорганами в электронном виде. Для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами широко применяется биометрия на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.
Как рассказала Сулушаш Набиева, главный специалист Управления информационных технологии Департамента государственных доходов по Мангистауской области в рамках цифровизации Комитетом государственных доходов (КГД) для упрощения уплаты налогов созданы различные преимущества для налогоплательщиков.
Так, в результате цифровизации услуг, оказываемых органами государственных доходов, проведены мероприятия по созданию удобных и простых сервисов безналичной оплаты налогов в бюджет. По итогам 2019 года доля безналичных платежей в бюджет составила более 80%. В 2020 году уровень безналичной оплаты налогов увеличен до уровня 90%.
Порядка 12 миллионов платежей осуществлено в электронном виде посредством мобильных приложений и терминалов банков второго уровня, web-приложения КГД «Кабинет налогоплательщика», Портала «электронного Правительства» egov.kz, Портала КГД, в том числе мобильного приложения eSalyq Azamat.
Для достижения данных показателей органами государственных доходов были реализованы удобные и простые сервисы оплаты налогов в бюджет. Уже с июля 2018 года проведена интеграция с банками второго уровня по сервису задолженности, в результате налогоплательщикам предоставлена возможность просмотра и оплаты задолженности по налоговым и социальным платежам по готовым реквизитам в мобильных приложениях банков второго уровня, а также в Кабинете налогоплательщика, Портале КГД, Портале «Электронного Правительства» (egov.kz).
С сентября 2019 года на Портале КГД, Портале «электронного правительства» (egov.kz), мобильных приложениях банков (Kaspi.kz, Homebank, Форте, Альфа, РБК) имеется возможность просмотра и оплаты предстоящих налоговых платежей для физических лиц по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства.
В сентябре 2020 года через банковские приложения было направлено более 2,6 млн. уведомлений по налогам физических лиц. В результате по сервису предстоящих платежей поступило 2,9 млрд.тенге или 44,8% всех поступлений по налогу на имущество и земельному налогу.
Следует отметить, что с 2016 года информация об оплате налогов поступает в информационные системы КГД от банков второго уровня в онлайн режиме в течение 2-х минут, тогда как ранее информация об оплате налогов поступала в течение 2 – 3 дней. Сокращение времени получения информации об оплате налогов позволило оперативно оказывать государственные услуги, исключить требование предоставления документов, подтверждающих уплату при выпуске товаров, предоставлять актуальные сведения о состоянии расчетов с бюджетом, не начислять пени, не выставлять инкассовые распоряжения, оперативно проводить снятие ареста со счетов.
СТАТИСТИКА:
Количество запросов по сервису задолженности:
- по итогам 2019 года – составило 57,6 млн.
- по итогам 2020 года – составило 91,3 млн., из них максимальное количество запросов поступило на Портал КГД (33,1 млн. или 36,2%), АО «Kaspi Bank» (14,4 млн. или 15,7%).
Количество запросов по сервису предстоящих платежей:
- по итогам 2019 года – составило 2,2 млн.
- по итогам 2020 года – составило 6,1 млн. из них максимальное количество поступило от АО «Kaspi Bank» (3,4 млн. или 56,1%), а также Портал КГД (1,4 млн. или 23,1%), Народный банк (0,8 млн. или 12,4%).
Количество запросов по сервису оплаты налогов по публичному API-сервису:
- по итогам 2019 года – составило 2,8 млн.
- по итогам 2020 года – составило уже 30,6 млн.
Налоговый кошелек
Вместе с тем, как отмечает Сулушаш, зачастую проблема неверной оплаты налогов связана со сложностью в заполнении множества реквизитов. Согласно бюджетному, налоговому и банковскому законодательствам, для каждого вида налога предусмотрены свои реквизиты оплаты.
В настоящее время из более трёх тысяч реквизитов налогоплательщику необходимо указать 4 – это КБК, КНП, БИН бенефициара-получателя и сумму. Это приводит к ошибочному их указанию и, соответственно, некорректному зачислению платежей в бюджет.
В этой связи было принято решение, не затрагивая сложившиеся бюджетную, казначейскую, банковскую системы изменить подход к оплате налогов физическими лицами путем создания и внедрения принципа Налогового кошелька, используя электронный сервис оплаты налогов.
Таким образом, в целях развития безналичных платежей, а также упрощения уплаты налогов физическими лицами, с 2020 года запущено бесплатное мобильное приложение «E-salyq Azamat», электронный налоговый кошелек. Приложение доступно на площадках App Store и Play Market. Главное меню приложения содержит разделы: «Налоговый кошелек»; «Оплата ЕСП»; «Онлайн бронирование электронной очереди»; - «Поиск налогоплательщиков»; «Поиск неблагонадежных налогоплательщиков»; «Сервис предстоящих платежей ФЛ и ИП»; «Сервис о задолженности по налоговым и социальным платежам»; «Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности и об отзыве налоговой отчетности»; «Частые вопросы».
Доступ к Налоговому кошельку осуществляется путем регистрации с использованием ЭЦП либо по смс-коду при наличии регистрации в базе мобильных граждан. Настройка проводится по ИИН и паролю, дальнейшая авторизация проводится по коду быстрого доступа и биометрии.
Наряду с действующими реквизитами налогоплательщикам предоставляется возможность альтернативной оплаты налогов путем пополнения кошелька, деньги зачисляются через казначейство в бюджет на единые реквизиты кошелька и автоматически списываются на налоги, по которым возникли обязательства.
Возможности Налогового кошелька:
1) просмотреть свои текущие и предстоящие обязательства перед бюджетом в разрезе налогов; 2) пополнить кошелек без заполнения реквизитов в течение 2-3 минут; 3) управлять своей переплатой путем зачисления переплаты с одного налога на другие налоги или вернуть на банковский счет; 4) просмотреть данные по объектам и при необходимости направить заявку на корректировку в уполномоченные гос.органы; 5) получать оповещения о списании денежных средств с кошелька на налоги; 6) сохранять историю платежей и пополнений.
Отмечаем, что деньги на кошелек зачисляются автоматически в бюджет через казначейство на единые реквизиты (код бюджетной классификации 107109 «Прочие налоговые поступления в РБ»). Пополнить кошелек можно через карту любого банка. При э том в результате проведенной интеграции с крупными банками, комиссия не взимается при оплате картами Народного банка и Каспий банка.
Также для удобства последующих оплат имеется возможность сделать привязку карты Народного банка и перенаправление на страницу приложения Kaspi.kz.
Деньги на кошелек зачислятся в течение 2 – 3 минут и отображаются в «Балансе кошелька». Впоследствии по мере возникновения налоговых обязательств деньги с баланса кошелька будут списаны автоматически, оповестив об этом налогоплательщика сообщением «Уважаемый налогоплательщик с Вашего Налогового кошелька проведен зачет на налог … в сумме … в УГД …».
На сегодняшний день пополнение кошелька провели 7,9 тысяч граждан на сумму 28,1 миллионов тенге.
Также в Налоговом кошельке в разделе «Расчеты по налогам» можно проверить свои текущие и предстоящие обязательства перед бюджетом в разрезе налогов и ОГД. В разделе «Расчеты с бюджетом» можно проверить имеется ли задолженность и переплата. В разделе «Предстоящие платежи» отображается информация по будущим налоговым обязательствам. Физическим лицам предоставлена возможность узнать предстоящую сумму налога до наступления ее срока оплаты с одновременной возможностью проведения оплаты по готовым реквизитам (по налогу на имущество и земельному налогу по сроку до 1 октября, по налогу на транспортные средства по сроку до 1 апреля).
Сведения по предстоящим платежам на 2021 год будут получены от уполномоченных государственных органов и отображены в сервисе уже в текущем месяце.
В сентябре 2020 года по сервису предстоящих платежей поступило 2,9 миллиарда тенге или 44,8% всех поступлений по налогу на имущество и земельному налогу.
Налоговый кошелек - «Управление переплатой»
Сервис запущен с 1 июля 2020 года. Во вкладке «Переплата» показывается по каким налогам имеется переплата и какие действия налогоплательщик желает произвести с переплатой - либо зачесть на другие налоги, либо вернуть на свой банковский счет. Для этого необходимо указать реквизиты счета, банк и сумму для проведения возврата.
С 1 января 2021 года срок проведения зачетов и возвратов сокращен с 10 до 5 рабочих дней.
Воспользовались сервисом «Управление переплатой» 648 пользователей на сумму 22,7 млн.тенге.
Налоговый кошелек – «Просмотр и корректировка объектов налогообложения»
Как известно, физические лица ежегодно сталкивались с проблемой неактуальности базы данных государственных органов по объектам недвижимости, транспортным средствам, земельным участкам.
Для решения данной проблемы с января 2019 года действует Рабочая группа по актуализации баз данных, в состав которой вошли технические представители Минфина, МВД, МЦРИАП, НАО «Правительство для граждан», АО «НИТ».
В целом рабочей группой обработано более 25 млн. сведений и актуализировано свыше 5 млн. ошибочных сведений: - по недвижимости – 2,6 млн: - по транспортным средствам – 943 тыс; - по земельным участкам – 1,7 млн.
Сервис интегрирован с информационными системами КАП МВД, НАО «Правительство для граждан и АИС ГЗК МСХ РК по актуализированным объектам недвижимости, транспортным средствам, земельным участкам.
При наличии некорректных сведений в реквизитах объектов, налогоплательщик имеет возможность в этом же сервисе направить заявку в соответствующий уполномоченный госорган для актуализации. Статус рассмотрения заявки можно отслеживать в этом же сервисе.
Подали заявки на корректировку данных по транспортным средствам 8 580 пользователей, по недвижимости – 208 пользователя, по земельным участкам – 282.