Как развивать фондовый рынок Казахстана: Эксперты дали дельные советы

169477

Сегодня в Казахстане фондовый рынок развивается в русле общемировых процессов.

Однако, для дальнейшего улучшения показателей нужно предпринять ряд важных решений. В этом уверены участники круглого стола, прошедшего в университете «Туран». Корреспондент Делового Казахстана узнал, что советуют специалисты.

Управляющий директор, директор Департамента информации и статистики KASE Аманжолова, директор центра развития фондового и страхового сектора АФК Бурабаев, профессор университета «Нархоз» Адамбекова, доцент кафедры «Финансы» университета «Туран» Маргацкий, ректор университета "Туран" Алшанов и другие участники круглого отметили, что одна из проблем, мешающих развитию фондового рынка в Казахстане, его слишком высокий уровень по сравнению с темпами развития производственного сектора. Эксперты отмечают, что наблюдается диспропорция в динамике рынка государственных ценных бумаг и общеэкономических процессов.

«Фондовый рынок все еще не оказывает должного влияния на эффективное распределение свободных средств физических и юридических лиц и диверсификацию источников финансирования экономики. Объемы депозитов в стране на конец января 2021 года превысили 21,7 трлн. тенге. Основная часть свободных средств физических лиц хранится на депозитах в БВУ, которые на конец января 2021 года составили 10,9 трлн. тенге. А объем первичных размещений на фондовой бирже достиг 6,2 трлн. тенге, в том числе в облигации составил в 2020 г. 2,2 трлн. тенге, акции - 4,4 трлн тенге», - говорится в резолюции заседания круглого стола.

Эксперты отметили, что рискованность операций на фондовом рынке, преобладание долговых обязательств государства определили доминирование краткосрочных ценных бумаг, что не способствует инвестированию в долгосрочные инструменты, столь необходимые для предпринимательства. К тому же, участившиеся колебания мировой конъюнктуры, усиление конкуренции за источники внешнего заимствования обуславливают необходимость для стабильного развития экономики страны использования внутренних источников, прежде всего — инструментов фондового рынка. Это предопределяет необходимость перезагрузки финансового сектора. Вносит свою лепту инфляция.

«Мировой опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции может быть преодолено путем индексируемых ценных бумаг, доход по которым индексируется с поправкой на темпы инфляции. В нашей стране рынок индексируемых фондовых инструментов находится на низком уровне, что усугубляет негативное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг. На пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане одним из барьеров является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам, а также не совсем развитая коммуникационная инфраструктура», - поясняется в резолюции.

Среди нерешенных ключевых проблем остаются ряд вопросов: роль банковского кредитования в финансировании национальной экономики; дорогие и короткие деньги банков сдерживают и сужают спрос на них со стороны предпринимателей и бизнесменов; слабая эффективность административных и налоговых преференций для эмитентов; значительное преобладание кредитования в финансировании инвестиционной потребности субъектов экономики; А что же бизнес? По мнению экспертов, наблюдается тенденция устойчивого снижения присутствия банков в кредитовании национальной экономики, при увеличении финансирования со стороны государства по нерыночным ставкам. Сохраняется низкая доля как обращаемости субъектов бизнеса к самим заемным средствам, так и недостаточный уровень кредитной культуры потенциальных заемщиков.

По данным НПП Атамекен, в Казахстане из зарегистрированных 1300,0 тыс. предпринимателей (ИП, МСБ) только 25% обращаются за кредитами, 30,0 тыс. (2,3%) из них обращаются за финансовой помощью в институты развития. Респонденты - предприниматели отмечают, что в структуре источников инвестиций 78% это собственные средства, 12% это бюджетные средства и только 3,5% это займы банков.

«Чрезмерное присутствие государства в финансировании экономического развития не стимулирует субъектов экономики развивать свой инвестиционный потенциал, сложившийся механизм реализации государственных программ оказывает дестимулирующее влияние на этот рынок и провоцирует «иждивенческое» поведение». Действующие административные и налоговые преференции для отечественных участников фондового рынка недостаточно прозрачны и отчетливы для потенциальных эмитентов. Низкая эмиссионная активность казахстанских участников фондового рынка обусловлена неуверенностью субъектов в достижении намечаемых объемов фондирования и справедливости оценок стоимости капитала компании. Слабым остается развитие инструментария биржевого срочного рынка для эффективного управления субъектами своими портфелями в целях минимизации рисков за счет сделок хеджирования; недостаточные возможности создания различных торговых стратегий на биржевом рынке(заключения спекулятивных и арбитражных сделок)». – поясняется в резолюции.

Что советуют

В целях активизации развития казахстанского фондового рынка и совершенствования его методов и инструментов регулирования на Круглом столе приняты следующие рекомендации:

1. Необходима дальнейшая интеграция усилий Правительства, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка по развитию фондового рынка: - разработка новых подходов к регулированию, контролю и надзору профессиональных участников рынка ценных бумаг, в зависимости от выполняемых им операций и принятых рисков; - приведение действующего законодательства в соответствие с международными стандартами.

2. Совершенствование институциональной инфраструктуры фондового рынка: - формирование конкурентной среды для управления пенсионными активами, разработка стратегии и нормативов инвестирования; внесение изменений в законодательство о пенсионном обеспечении по стимулированию вкладчиков в сохранении пенсионных накоплений на конкурентной основе; - привлечение новых инвесторов и расширение рынка эмитентов; - цифровизация фондового рынка: альтернативные методы идентификации субъектов, создание централизованных сервисов по ценным бумагам.

3. Расширение каналов финансирования экономики через инструменты фондового рынка: меры по налоговому стимулированию компаний, выпускающих ценные бумаги, меры государственной поддержки через предоставление субсидирования ставки вознаграждения либо гарантий по ценным бумагам; установление требований для участников государственных программ по внесению собственных средств не кредитного происхождения при освоении государственных средств.

4. Дальнейшая реализация системы риск-ориентированного надзора: поэтапное внедрение механизмов пропорционального регулирования профессиональных участников.

5. Расширение инвестиционных возможностей розничных инвесторов - возможность обращения ценных бумаг на фондовой бирже открытых паевых инвестиционных фондов и фондов рискового инвестирования.

6. Внедрение финансовых инструментов инвестиционных облигаций, облигационных сертификатов и других.

7. Для формирования правильных ожиданий у инвесторов и соответствующей системы управления рисками целесообразно формировать диверсифицированный инвестиционный портфель.

8. В целях повышения эффективности инвестиционного потенциала страны, целесообразно изменить условия и подход к освоению средств, выделяемых в рамках Государственных программ, внедрив софинансирование реализуемых проектов через инструменты фондового рынка.

9. Необходимо наладить стимулирование инвесторов и эмитентов: - следует пересмотреть требования по квалифицированным инвесторам; - стимулировать компании квазигосударственного сектора и фондов с государственным участием к приобретению финансовых инструментов фондового рынка; - упрощение порядка оказания профессиональными участниками электронных услуг; - разработка механизма поддержки казахстанских компаний при выходе на организованный рынок капитала на уровне государственных программ.

10. Необходимо повышать культуру инвестирования и финансовой грамотности населения в использовании отдельных финансовых продуктов, своих прав как потребителей финансовых услуг и др. Деятельность по повышению финансовой грамотности населения должна быть неразрывно связана с участием финансовых организаций, предлагающих услуги на финансовом рынке, государственного аппарата, вузов, общественных и иных организаций, которые тесно взаимодействуют с потребителями финансовых услуг.

11. Возобновление программы «Народного IPO» в рамках Плана приватизации на 2021-2025 годы будет способствовать приумножению акционерного капитала казахстанцев, окажет позитивное воздействие на уровень их экономической и финансовой культуры.

«В целом в стране необходимо разработать и внедрить комплекс мер по существенному расширению участия населения и компаний в инвестиционной деятельности на фондовом рынке. Это позволит включить имеющийся значительный резерв накоплений, укрепить финансовую базу отечественного бизнеса, повысить уровень доступности ресурсов, повысит уровень конкурентоспособности отечественного фондового рынка. Существующие задачи фондового рынка Казахстана, при их должном и своевременном решении окажут позитивное воздействие на интенсификацию процессов диверсификации национальной экономики», - гласит резолюция.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -