Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.
В целях повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует call-центр по номеру: +7 727 237 1000.
Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами.
В целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи с населением в Агентстве, с 25 июня 2020 года, функционирует мобильное приложение «Fingramota Online».
В январе текущего года граждане задавали вопросы, связанные с получением отсрочки платежей по банковским займам и микрокредитам, реструктуризацией просроченной задолженности по кредитам, противодействием финансовому мошенничеству и финансовым пирамидам.
Скажите, пожалуйста, что означает «отсрочка по кредиту»? То есть, если у меня нет возможности погашать кредит, то я обращаюсь в свой банк за отсрочкой и приступаю к ежемесячным взносам по кредиту спустя несколько месяцев, пока мое финансовое положение не стабилизируется? И до какого числа мне надо подать заявление на получение отсрочки?
В целях предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам Приказом Агентства от 10 января 2022 года утвержден Порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Для получения отсрочки вы должны обратиться в кредитную организацию, в вашем случае в банк, с соответствующим заявлением до 4 апреля текущего года включительно, после чего кредитор примет соответствующее решение о предоставлении отсрочки.
Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем:
- установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа;
- увеличения срока займа с сохранением размера платежей;
- иного графика, в результате изменения условий договора банковского займа и (или) микрокредита, согласованного кредитной организацией с заемщиком.
На период отсрочки платежей по кредиту кредитная организация:
- не начисляет и не требует уплаты неустойки (штрафов, пени) по договорам банковского займа и (или) микрокредита заемщика;
- не осуществляет капитализацию (суммирование) начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) к сумме основного долга по договорам банковского займа и (или) микрокредита.
В случае необоснованного отказа в предоставлении отсрочки, вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, с приложением подтверждающих документов. Агентство на основании вашего обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку его действий.
Я являюсь индивидуальным предпринимателем и рассчитываю получить отсрочку платежей по микрокредиту. На какой период предоставляется отсрочка и могу ли я подать заявление в МФО удаленно?
Да, вы можете подать заявление в микрофинансовую организацию (далее – МФО), в которой у вас оформлен микрокредит. МФО приостанавливают выплаты по основному долгу и вознаграждению по договорам микрокредита (далее – отсрочка платежей по кредиту) заемщика при наличии информации об ухудшении его финансового состояния или ущербе, нанесенном в период чрезвычайного положения.
Отсрочка платежей по кредиту заемщика предоставляется кредитной организацией на период с 5 января по 5 апреля 2022 года. По взаимному согласию, вашего и МФО, может быть установлен иной срок отсрочки. Направить заявление в кредитную организацию можно как удаленно: с помощью электронной почты, онлайн-системы, интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, так и путем личного посещения заемщиком офиса кредитной организации.
Какие документы необходимо предоставить для получения отсрочки платежей по кредиту?
Отсрочка платежей по кредиту предоставляется на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину отсрочки платежей по кредиту, с приложением документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния. Например, финансовая отчетность, фото/видео ущерба, справка с места работы о потере дохода, справка c больницы и т.д. Заявление может быть подано в кредитную организацию до 4 апреля 2022 года включительно.
Кредитор предлагает мне рефинансирование кредита, думаю согласиться. Какой совет вы бы дали?
Соглашаться на рефинансирование стоит только на улучшающих условиях. То есть кредитор должен при рефинансировании предложить снижение процентной ставки, снижение переплаты, сокращение ежемесячного платежа. Рефинансировать заем на ухудшающих условиях ни в коем случае не следует, поскольку это создаст дополнительную финансовую нагрузку на вас, как заемщика.
И внимательно изучайте новый договор перед его подписанием!
Как можно получить отсрочку гражданам, которые не пострадали в период ЧП, но в то же время имеют финансовые трудности?
С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении они должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, праве заемщика - физического лица обратиться в кредитную организацию и последствиях невыполнения своих обязательств по банковским кредитам и микрозаймам.
Если у заемщика есть просроченная задолженность по банковскому кредиту, ему необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовый институт, в котором он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В своем заявлении необходимо указать:
1. Причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках хоть какие-то документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
2. Свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.
Кредитная организация обязана принять ваше заявление, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:
- согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
- предоставить свои предложения по изменению условий договора;
- отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.
В случае, если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения, в рамках своих полномочий, инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации.
Обратиться в Агентство граждане могут следующими способами:
- Посредством портала электронного правительства Республики Казахстан, в сервисе «Электронные обращения» выбрать «Заказать услугу онлайн» и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;
- С помощью электронного сервиса eOtinish. Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «Подать обращение» нужно выбрать «Заявление» и заполнить текст заявления;
- В письменной форме по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
- В Управление региональных представителей Агентства, адреса которых можно найти по ссылке.
Вопрос: Посмотрел рекламу одной компании в соцсетях, это был вайн. Спустя время выяснилось, что данная организация является финпирамидой. Подскажите, можно ли по каким-то признакам вычислить мошенничество – финансовую пирамиду?
Ответ: Финансовая (или инвестиционная) пирамида – это незаконный способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств от вновь прибывающих вкладчиков. Вариаций таких структур бессчетное множество.
Основные признаки финансовой пирамиды:
- отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке. Такую лицензию в Казахстане выдает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Данная информация является публичной, и проверить ее легко – она размещена на сайте финрегулятора.
- обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
- выплата средств за привлечение новых участников;
- гарантирование получения доходности при вложении в различные «депозиты» или «инвестиционные» проекты. Запомните, что привлекать денежные средства в виде депозитов либо для осуществления инвестиций в финансовые инструменты в Казахстане могут только банки второго уровня, Национальный оператор почты и профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры-дилеры и управляющие компании);
- отсутствие четких правил возврата денег, что тоже является тревожным звоночком. Вы должны иметь возможность управлять своими вложенными средствами и изъять их в случае необходимости.
- массированная реклама в СМИ, интернете, в том числе в социальных сетях. Не стоит доверять положительным отзывам участников в соцсетях и мессенджерах – скорее всего, они поддельные;
- отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования; нет точного определения деятельности организации;
- отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если организация, которой вы хотите доверить свои деньги, обладает хотя бы несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую пирамиду. Поэтому будьте внимательны и бдительны!