В Казахстане продолжается работа по расширению финансовой доступности и инклюзии

4201
Фото: СР

В рамках повышения уровня финансовой доступности и инклюзии, Агентством уделяется большое внимание вопросам создания безбарьерной и удобной среды для потребления финансовых услуг и продуктов лицами с инвалидностью (далее – ЛСИ) и представителями маломобильных групп населения (далее – МГН), передает Деловой Казахстан.

В этой связи основная работа  Агентства сконцентрирована на реализации 3 ключевых направлений: 1) формировании методологической базы для финансовых организаций по физической и информационной доступности для ЛСИ и МГН; 2) выработке мер по защите прав ЛСИ и МГН, в том числе от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг; 3) информировании ЛСИ и МГН о принимаемых Агентством мерах по финансовой доступности и инклюзии.

В 2020 году для разработки методологической базы при Агентстве создан специализированный орган по развитию финансовой инклюзии в Республике Казахстан – Рабочая группа по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В состав Рабочей группы вошли депутаты Мажилиса Парламента, эксперты по правам человека, члены общественных объединений, представляющих ЛСИ, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» (далее – АФК) и финансовые организации.

Рабочей группой совместно с МТСЗН второй год подряд проводится анкетирование представителей ЛСИ для определения наиболее востребованных финансовых услуг. По результатам анкетирования прошлого года определены факторы, препятствующие получению ЛСИ финансовых услуг. Для формирования методологической базы для финансовых организаций и на основании анализа опроса, а также изучения международной практики в сфере финансовой инклюзии, Агентством разработаны два вида Методических рекомендаций:

  • по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для организаций финансового рынка – физическая доступность отделений банков и МФО;
  • по обеспечению доступности информации ЛОВ – адаптация сайтов и мобильных приложений финансовых организаций.

Для усиления действия Методических рекомендаций и их практического применения финансовыми организациями, Агентством разработан «Свод Правил по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения на территории Республики Казахстан». 

 В среднесрочной перспективе, на основе Свода Правил, планируется разработка Социального стандарта для всех объектов, как государственных, так и частных.  Принятие стандарта ожидается в течение следующего года.

Для обеспечения эффективного взаимодействия между регулятором, Комиссией по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева, АФК и финансовыми организациями подписан Меморандум о сотрудничестве. Документ направлен на обеспечение равного доступа лиц с инвалидностью к объектам, услугам и продуктам финансовых организаций, а также выработку мер по защите прав ЛСИ и МГН, в том числе от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг.

В целях защиты прав ЛСИ и МГН от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг Агентством были разработаны Методические рекомендации по внедрению так называемого сервиса «вторая рука», который обеспечит дополнительную защиту лиц с инвалидностью и пожилых людей от действий мошенников.

Предпосылками к разработке сервиса «вторая рука» явились рост различных видов мошенничества и применение элементов социальной инженерии при получении гражданами дистанционных финансовых услуг. Особенно требуют защищенности граждане из социально уязвимых слоев населения – лица с инвалидностью, пожилые люди и другие представители маломобильных групп населения.  

Справочно: По данным ОО «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева», каждый второй представитель лиц с инвалидностью подвергается мошенническим атакам с использованием интернета и мобильной связи. То есть почти половина граждан с инвалидностью сталкивалась с онлайн-мошенничеством, которое в последнее время приобрело большие масштабы на фоне развития дистанционных финансовых услуг.

Предполагается, что помощник будет получать уведомления о планируемых операциях с использованием цифровых каналов и сможет подтверждать или отклонять их. Если он заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции. В число операций, о которых будет знать «вторая рука», войдут не только переводы третьим лицам и компаниям, но также оформление кредитов и карт, закрытие вкладов или счетов, обмен валюты и инвестиционные услуги. Банкам и МФО не рекомендуется раскрывать помощникам информацию об объеме средств на счетах сопровождаемых и поступлении денег. Инициировать подключение сервиса может только сам клиент, а при получении запроса на отключение такой услуги банкам и МФО рекомендуется проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества.

Не позднее июля 2023 года по истечении полугода после апробации Методических рекомендаций в кредитных организациях Агентством будут разработаны необходимые изменения в нормативно-правовые акты.

В целях информирования ЛСИ и МГН о принимаемых Агентством мерах по финансовой доступности и инклюзии действует «Карта доступности отделений банков для лиц с ограниченными возможности», содержащая актуальные сведения об инфраструктуре отделений финансовых организаций, адаптированной под ЛСИ и МГН. На Карте представлены 204 отделения банков, адаптированные для лиц с инвалидностью, в трех городах республиканского значения: Нур-Султан, Алматы и Шымкент.  Данные отделения имеют оборудованные пандусы, соответствующие международным стандартам, кнопки вызова менеджеров, специально обученных для работы с клиентами с особыми потребностями.

3 банка (Bereke Bank, Kaspi.kz, Банк ЦентрКредит) сформировали полностью инклюзивные отделения в г. Алматы. На протяжении последующих двух лет, при принятии Социального стандарта и соответствующего технического оснащения финансовых организаций, все отделения финансовых организаций станут полностью инклюзивными.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -