С приходом весны люди становятся беспечны, невнимательны и доверчивы, что только на руку аферистам разного рода. Поэтому каждому казахстанцу важно знать о трех наиболее частых схемах обмана. DKnews расскажет о каждой из них.
Вишинг
Судя по частым рассказам пользователей социальных сетей популярными схемами действий мошенников в РК стали разные попытки получить персональные данные человека с помощью телефонных звонков. Недобросовестные люди говорят якобы от имени банка или иной финансовой организации. Важно учитывать, что современные технологии позволяют им подделывать любые номера, в том числе четырехзначные номера официальных колл-центров. Для этого не обязательно нужно присутствовать в том же городе или стране, где зарегистрирована сама организация.
В ходе разговора мошенник втирается в доверие, давит на страхи собеседника с целью получить персональные данные человека: Индивидуальный идентификационный номер(ИИН), номер счета или карточки, код из SMS или расположенный на оборотной стороне карты CVV/CVC-код. Имея эти данные, злоумышленник может перевести все средства, имеющиеся на карте или счете жертвы.
Использование поддельных документов сотрудников финансовых организаций
Злоумышленники представляются менеджерами финорганизации (банка, МФО или иных) и рассказывают о том, как мошенники пытались оформить кредит на имя потенциальной жертвы. Мошенники делают все, чтобы втереться в доверие: они готовы даже отправить в популярном мессенджере свои документы и бланки на тот самый кредит. Печати и подписи на таких бланках поддельные, но многим внушают доверие. К примеру, в интернете на разных форумах распространено служебное удостоверение специалиста службы безопасности НацБанка Казахстана. Но это фальшивка.
Стоит учитывать, что национальный банк не работает с обращениями физлиц и не проводит спецоперации по поимке аферистов.
Чтобы не попасть в руки таких мошенников, рекомендуется следовать следующим советам:
- Не оставлять свои платежные данные (номер телефона, платежную информацию) в сомнительных мобильных приложениях.
- Не сообщать свои данные по телефону третьим лицам.
- Не открывать доступ к своему смартфону незнакомым людям и организациям.
- Не следовать указаниям третьих лиц, полученным в ходе разговора.
Случаи с услугами от телекоммуникационных компаний
Нередко абоненты компаний мобильной связи и интернет-провайдеров получают звонок с напоминанием отключить ранее добавленную услугу. Для этого мошенники, представляясь сотрудниками компании, просят сообщить код из СМС, отправить такое сообщение или следовать иным инструкциям.
Второй способ мошенничества, в котором фигурируют названия официальных компаний-провайдеров и мобильных операторов: злоумышленники звонят абонентам и уведомляют о наличии заявки на смену оператора. Человек, желающий отменить это действие легко соглашается сменить пароль в личном кабинете оператора, получает смс с кодом для сброса пароля. Именно эти цифры и нужны мошенникам. Заполучив в свое распоряжение такой ресурс, как личный кабинет другого абонента, злоумышленнику проще получить доступ к чужому интернет-банкингу.
DKNews.kz советует: прекращать любые звонки от работников фин организаций, мобильных операторов и интернет-провайдеров. После чего самостоятельно позвонить на официальный номер организации и уточнить информацию. Такие номера легко найти на сайте компании, ее аккаунтах в соцсетях и в карточке 2GIS.
Если же вы допустили халатность и передали мошенникам персональные данные, следует заблокировать все счета, поменять пароли и обратиться в соответствующие органы.
Дополнительные советы от DKNews.kz
- Помните, что банки никогда не звонят первыми и не имеют право узнавать ваши конфиденциальные данные: PIN, CVC/CVV-коды и весь номер пластиковой карточки, секретное слово и пароль от аккаунта в интернет-банкинге. Подобная информация может потребоваться представителям банка в процессе оформления услуги, за которой вы обратились сами. Если же вы сами ничего не оформляли и не просили, рекомендуется прервать разговор.
- Также не следует диктовать какие-либо данные автоответчику.
- Представители компании предоставляющих услуги мобильной связи, и интернет-провайдеры не звонят с обычных номеров с целью обновить ваши платежные данные. Максимум: для этого вас могут пригласить в офис.
- Чтобы вам не говорили, не стоит поддаваться панике, лучше сохранять трезвый критический взгляд на все ситуации. Попытки напугать владельца счета - чаще всего оказываются эффективной схемой действий мошенников. Лучшим ответом на нее скажите, что сейчас сами отправитесь в банк.
- Помните, если с картой или счетом возникнет проблема, то банк пришлет вам уведомление на номер мобильного указанный при составлении договора. Даже если у вас две активных SIM-карты, то ни один банк не сможет позвонить вам не на тот номер, который вы оставили в качестве контактного.