Восемнадцатый месяц Freedom Finance Global изучает потребительскую уверенность, инфляционные и девальвационные ожидания жителей четырех стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. В декабре 2024 года фиксируется неоднозначная динамика потребительской уверенности. Рост в Казахстане был омрачен падением в Таджикистане, тогда как в двух других странах отмечается нейтральная динамика. Тем не менее в динамике инфляционных настроений заметно небольшое улучшение почти во всех государствах после резкого ноябрьского ухудшения. Девальвационные ожидания в регионе в целом снизились, но в этом аспекте Казахстан продолжает выделяться на фоне ослабления тенге.
Завершившийся 2024 год прошел для региона с умеренно негативными тенденциями. Если Кыргызстан показал значительный годовой прогресс в потребительской уверенности, то в других странах подобное не наблюдается. Для узбекистанцев прошедший год явно было не лучшим, и на фоне улучшения у стран-соседей по Центрально-Азиатскому региону Узбекистан уступает вторую строчку по итогам года. Таджикистан, хоть и продолжает держать пальму первенства, также завершил последний год переходом на умеренно негативные тенденции. А вот для Казахстана 2024 год был нейтральным, потребительская уверенность практически не изменилась. И все же CCI стран Центральной Азии все равно находится выше нейтральной границы в 100 пунктов, что указывает на преобладание позитивных ответов над негативными.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.
Казахстан
Индекс потребительской уверенности в Казахстане в декабре показал заметное восстановление после ноябрьского падения, составив 104,8 пункта, что стало вторым самым высоким показателем за все время исследования. Улучшение настроений респондентов произошло по всем пяти субиндексам. Отметим, что за 2024 год потребительская уверенность жителей практически не изменилась, увеличившись лишь на 0,1 пункта (показатель декабря 2024 г. по отношению к показателю декабря 2023 года). В целом казахстанцы стали более пессимистичны в вопросе личного материального положения, но это было компенсировано улучшением оценок благоприятности условий для крупных покупок.
Восстановление прогнозов по личному материальному положению
Субиндекс прогноза изменений личного материального положения в горизонте следующих 12 месяцев восстановился на 4,5 пункта, и снова вернулся к октябрьскому уровню в 132,5 пункта. Доля тех, кто считает, что их личное материальное положение улучшится, выросла с 47,2% в ноябре до 50,8% – в декабре. Но в сравнении с концом 2023 года этот показатель оказался заметно ниже. Год назад доля оптимистов составляла 53%.
В возрастном разрезе месячный рост оптимизма происходит по всем группам. Самое заметное улучшение фиксируется среди молодежи до 29 лет, где доля позитивно настроенных респондентов выросла с 61,3 до 66,5%. Этот показатель с большим отрывом является лучшим среди всех возрастных групп. Хуже всех ответили представители старшего поколения от 60 лет. Однако среди них также отмечается рост оптимизма: 35,9% казахстанцев выбрали положительные варианты ответов против 32,5% – в ноябре.
В региональном плане наибольшее увеличение оптимизма по прогнозам изменений личного материального положения наблюдается в Кызылординской и Западно-Казахстанской областях, где доля положительных ответов выросла на 13 и 11 п. п. соответственно. В итоге именно представители южной области показали наилучший результат в декабре. Хуже всех ответили жители Северо-Казахстанской области, где доля прогнозирующих улучшение личного материального положения в ближайшие 12 месяцев составила лишь 37,6%. Причем показатель снизился на 8,3 п. п. относительно ноября.
Восстановление условий для крупных покупок
Субиндекс оценок благоприятности крупных покупок восстановился на 4,1 пункта в сравнении с ноябрем и достиг 74 пунктов. Этот результат оказался лучшим за последние 4 месяца и на 3,3 пункта превысил показатель конца 2023 года. Доля казахстанцев, считающих, что текущие условия для крупных покупок благоприятны, выросла с 30 до 31,8%. При этом год назад этот показатель достигал лишь 29,3%.
Среди возрастных групп заметный рост оптимизма показали лишь респонденты 30–44 лет. Доля положительных ответов среди них выросла с 27,8 до 31,8%, и это стало вторым результатом среди возрастных групп. Лучше всех ответила молодежь до 29 лет – 38,1%, но этот показатель немного выше, чем было в ноябре. Хуже всех продолжают отвечать люди старше 60 лет – с результатом в 26,8%, что, однако, на 1,8 п. п. выше показателя ноября.
В региональном разрезе самое заметное улучшение показала Западно-Казахстанская область, где доля положительных ответов выросла с 19,7 до 37%. Тем не менее лидером декабря оказалась Мангистауская область с результатом в 39,6%, что существеннее выше – на 11%, чем в ноябре. Также заметное месячное улучшение фиксируется в Костанайской, Атырауской и Абайской областях, где рост аналогичной доли оптимистов составил 6–8 п. п. С другой стороны, худший результат показали респонденты из Жетысуской области, где доля позитивных ответов составила лишь 22,4%, что заметно ниже среднереспубликанского показателя.
Инфляционные оценки и ожидания показали разную динамику
Инфляционные оценки жителей Казахстана второй месяц подряд показывают рост. В горизонте прошедшего месяца 42,6% опрошенных (в ноябре – 40,9%) указали на сильный рост цен. А в горизонте года доля заметивших быстрое увеличение цен выросла похожими темпами: с 49,9% в ноябре до 52,4% на момент последнего сбора данных. Тем не менее в сравнении с прошлым годом, когда инфляция была несколько выше, эти показатели упали на 5-6 п. п.
А вот инфляционные ожидания казахстанцев показали снижение в отличие от оценок после годовых максимумов в ноябре. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте одного месяца, резко упала с 30,6 до 24,7%, в горизонте же следующих 12 месяцев доля ждущих ускорения роста цен снизилась с 27,5% в ноябре до 25,6% – на момент последнего анкетирования.
Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным оценкам и ожиданиям продемонстрировало схожую динамику в вопросе оценок, но не в вопросе ожиданий. Согласно представленным данным, доля ожидающих сильного роста цен в течение года резко выросла с 22 до 30,2%. Тогда как в горизонте одного месяца аналогичный показатель увеличился с 27,1 до 32,8%. Оба эти показателя оказались самыми высокими с декабря 2022 года. Инфляционные оценки также показали более заметный рост. Если по оценке роста цен за последний месяц произошел рост доли респондентов с 32,4 до 37,8%, то доля указывающих на быстрый рост цен за предыдущие 12 месяцев выросла с 40,2 до 45%.
Среди отдельных товаров и услуг большинство казахстанцев продолжает волновать существенный рост цен на продукты питания. Топ-4 наиболее заметно подорожавших, по мнению населения, товаров остается неизменным шестнадцатый месяц подряд. В него входят категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Доля людей, заметивших сильное увеличение цен на все вышеперечисленные продукты, в среднем выросла на 1,9 п. п. в сравнении с ноябрем, что соответствует опросу инфляционных оценок. Заметнее всего выросла доля отметивших сильный рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия – с 21,1 до 23,6%. Тем не менее наиболее сильные темпы роста (4-5 п. п.) показали следующие товары: растительное масло, мука и чай с кофе. Согласно официальной статистике, цены на хлеб выросли в декабре лишь на 0,2% м/м, а на растительное масло – на заметные 2,9% м/м. Отметим также более значительный месячный рост цен на кофе – 0,8% м/м.
Девальвационные ожидания вновь бьют рекорды
Девальвационные ожидания казахстанцев растут третий месяц подряд и обновили рекордные значения за все время исследования на фоне увеличения курса доллара на 1,5% за месяц и достижения новых максимумов. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, выросла с 60,7 до 64,2%. А в горизонте месяца – с 44,9 до 46,1%. Отметим, что в сравнении с декабрем 2023 года доля пессимистов выросла на 12,4 п. п. по первому вопросу и на 15,4 п. п. – по второму.
Узбекистан
Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в декабре показал незначительное месячное снижение, достигнув 129,2 пункта. Снижение случилось по трем субиндексам из пяти, которые определяют индекс. Наибольшее снижение показал субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок, в то же время значительно улучшились прогнозы по экономической ситуации. Завершившийся 2024 год для Узбекистана оказался негативным: CCI за год снизился на 6,1 пункта, причем заметное падение произошло почти по всем субиндексам.
Условия для крупных покупок ухудшаются второй месяц подряд
За декабрь субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок упал с 84,2 до 79,5 пункта. Это оказалось худшим результатом за все время исследования. За год показатель снизился на 7,2 пункта. Почти 36,9% опрошенных узбекистанцев считают, что условия для крупных расходов являются благоприятными, что на 2,4 п. п. меньше, чем в ноябре, и на 4,2 пп. меньше, чем год назад.
Негативная динамика вновь наблюдается не во всех возрастных группах. Исключением в декабре стала молодежь до 29 лет, среди которой доля оптимистов выросла с 39,4 до 41,9%. Этот показатель и оказался наилучшим среди всех возрастных групп. Наибольшее падение зафиксировано у лидера ноября – людей 45–59 лет, 35,6% которых отмечают благоприятность текущих условий для крупных покупок, тогда как в ноябре таких респондентов насчитывалось 42%. Тем не менее в очередной раз хуже остальных ответили участники опроса 30–44 лет с аналогичной долей в 34,2%.
В региональном плане в сравнении с ноябрем наиболее заметное ухудшение фиксируется в Сырдарьинской области, где доля положительных ответов упала на 13,5 п. п., составив 35,6%. Тем не менее хуже остальных ответили жители Ташкентской области с результатом лишь в 27,5%. С другой стороны, отметим значительное восстановление оптимизма в Навоийской области. Там доля людей, указывающих на благоприятность текущих условий для крупных покупок, выросла с 33,1 до 44,7%. И все же лидером вновь оказалась Хорезмская область с долей положительных ответов в 46,8%, что, правда, на 3,8 п. п. меньше, чем в ноябре.
Рост оптимизма по прогнозам экономической ситуации
Нейтральный декабрь предваряет субиндекс прогноза экономической ситуации, который компенсировал ухудшение условий для крупных покупок. Данный субиндекс вырос на 3,2 пункта, достигнув 157,2 пункта, что является лучшим показателем с марта (когда он достиг отметки в 159,2 пункта). Также за 2024 год этот субиндекс показал наименьшее ухудшение среди всех других – лишь на 1,8 пункта, тогда как другие упали на 5–9 пунктов. Примерно 65,6% жителей Узбекистана ждут улучшения экономической ситуации, тогда как в ноябре таких было 63,6%. Однако год назад этот показатель был выше, составив 68,9%.
Положительную динамику показали все возрастные группы, кроме самых старших респондентов от 60 лет. Если в предыдущем месяце доля положительных ответов последних достигала 71,1%, то в декабре она упала до 68,5%. Но это все равно является самым лучшим результатом среди всех опрошенных категорий. Лучшую месячную динамику показали узбекистанцы 30–44 лет, среди которых набралось 65,1% оптимистов, что на 4,3 п. п. больше, чем в ноябре. Хуже всех в этот раз ответила молодежь до 29 лет с аналогичным показателем в 63,4%, что указывает на месячный рост в 2,4 п. п.
В региональном разрезе наибольшее улучшение показателя произошло в Ташкенте. Там доля респондентов, выбравших позитивные варианты ответов, подскочила с 52,5 до 61,8%. Однако это не стало лучшим результатом декабря, так как он был зафиксирован в Наманганской области, которая с показателем в 70,1% перехватила лидерство у Ферганы. Снижение в сравнении с ноябрем отмечается лишь в 4 регионах, а хуже всех ответили жители Ташкентской области. Там лишь 58% ожидают улучшения экономической ситуации в течение следующих 12 месяцев.
Инфляционные ожидания и оценки заметно улучшились
Инфляционные оценки и ожидания жителей Узбекистана в декабре показали заметное снижение после ноябрьского роста. Так, за прошедший год очень сильный рост цен в декабре ощутили 46,7% жителей против 50,7% – в ноябре. Правда, в горизонте прошедшего месяца доля незначительно выросла – с 30,8 до 31,1%.
А вот инфляционные ожидания показали значительное улучшение в сравнении с ноябрем. Доля ждущих сильного роста цен в следующем месяце упала с 26,5% до 18,5%. А в горизонте одного года 22,5% респондентов ожидают более быстрого роста цен, что на 3,7 п. п. меньше ноябрьского показателя. Эти показатели оказались ниже октябрьских значений, что, вероятно, говорит о единовременном характере ноябрьского ухудшения инфляционных ожиданий.
Согласно официальной статистике, в декабре зафиксирован месячный рост цен на 1%, что является исторически низким показателем для этого месяца. Годовая инфляция на указанном фоне снизилась с 10 до 9,8%. Цены на мясо как главный ньюсмейкер последних месяцев выросли на 0,6-0,7% м/м, что значительно ниже, чем в августе – сентябре, но все равно ощутимо. И это продолжает оказывать заметное влияние на настроение респондентов. Почти 55% из них указали мясо и птицу как товар, по которому заметен сильный рост цен, что является самым высоким значением в декабре. Отметим, что в топ-3 продолжают входить растительное масло и услуги ЖКХ. Снижение доли по ним было незначительным. А официальная статистика указывает на небольшой рост тарифов на услуги ЖКХ в 0,2% м/м. Но по итогам года тарифы выросли на 38,2% в среднем, что, естественно, отразилось на динамике ответов в течение прошедшего года. Что касается масел и жиров, то в декабре рост цен на них оказался существенным и составил 5,2% м/м, это почти в два раза больше темпов роста ноября. Вероятно, в следующем месяце мы увидим всплеск доли указанного товара в опросе. В целом же месячные изменения показателей были незначительными.