Продолжаем рассказывать о том, как поменялись государственные закупки после принятия в начале года нового одноимённого закона. Мы уже писали о том, что из-за нововведения об адресации жалоб самому организатору закупок, а не в вышестоящие инстанции количество административных дел по процедурам выросло в полтора раза. Теперь предлагаем посмотреть на тему под другим углом. Как изменились сами процедуры госзакупок? Уменьшилось ли число нарушений?
Начнём со второго вопроса. Правильность и эффективность проведения процедур государственных закупок проверяется с помощью камерального контроля. Под пристальное внимание проверяющих попадают не все, а только некоторая выборочная часть процедур. Согласно данным Министерства финансов (МФ) РК, в январе–августе текущего года камеральным контролем было охвачено 320,7 тыс. конкурсов, аукционов и покупок госорганов напрямую у одного поставщика. Из них в 26,4 тыс. процедур (8,2%) были выявлены нарушения. В сравнении в аналогичным периодом прошлого года количество проверенных процедур уменьшилось на 19%, а обнаруженных процедур с нарушениями стало меньше в 2 раза.
Несмотря на то, что статистика МФ РК свидетельствует о сокращении количества проведённых проверок и выявленных процедур, в которых не соблюдены требования, сумма закупок с нарушениями, напротив, выросла. За январь–август 2025 года сумма процедур госзакупок с нарушениями составила около 1,3 млрд тг — на 23,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Фактически сумма нарушений за восемь месяцев оказалась равной показателю за полный 2024 год.
Отметим: доля средств, потраченных с нарушениями, от общей суммы проверенных процедур в январе–августе текущего года составила 10,8%. То есть каждый 10-й тенге из проверенной суммы был потрачен с нарушением. Почти так же обстояли дела в аналогичном периоде 2024-го: 9,2%. В предыдущие годы также складывалась похожая ситуация: в 2023-м — 10,5%, в 2022-м — 10,6%.
Детальная статистика позволяет увидеть, как изменились госзакупки в первом полугодии, с тех пор как обновилось законодательство. Первый и самый очевидный тренд: на 37,8% выросло общее количество проведённых процедур. За январь–июнь 2025-го в РК было проведено 1,3 млн процедур, тогда как за аналогичный период прошлого года — всего 959,5 тыс.
На динамику повлияло изменение общей структуры по видам. Чиновники стали гораздо реже проводить госзакупки с помощью конкурсов: за январь–июнь насчитывалось всего 52,3 тыс. таких процедур — в 7,6 раза меньше, чем за первое полугодие 2024-го. Зато количество госзакупок, проведённых способом запроса ценовых предложений, выросло в 2 раза, до 774 тыс. На 69%, до 317,3 тыс., увеличилось число закупок из одного источника по несостоявшимся закупкам. Более чем в 18 раз выросло количество процедур из одного источника путём прямого заключения договора.
Что касается суммы заключённых договоров по госзакупкам, за первое полугодие она увеличилась на 10,1%. Государство закупило товаров и услуг более чем на 6 трлн тг. Бросается в глаза увеличение доли средств по договорам, заключённым с зарубежными поставщиками. В первом полугодии 2024-го она составляла 0,3%, за шесть месяцев текущего года — уже 2,3%. В абсолютных значениях сумма закупок у зарубежных поставщиков выросла в 8 раз, до 136 млрд тг.
Ещё один аспект, изменившийся после введения новых правил действия площадок по госзакупкам — отношение чиновников к жалобщикам. Им стали отказывать чаще. Согласно данным статистики с портала goszakup.gov.kz, в январе–октябре текущего года доля жалоб, в удовлетворении которых было отказано, приблизилась к 68,4%. А ведь ещё в прошлом году показатель составлял 55%. Всего за восемь месяцев 2025-го на портале было размещено 19,9 тыс. жалоб участников. Из них только 6 тыс. жалоб были удовлетворены полностью, а 71 жалоба — частично. В 13,6 тыс. случаев в удовлетворении было отказано.
Чаще всего предприниматели жаловались на неправомерный допуск конкурентов к участию в закупке, неверное отклонение заявки на участие, завышенные или необоснованные требования организаторов.