Общая сумма штрафов за нарушения в сфере рекламы выросла в 30 раз

3080
Фото: Максима Золотухина/DKNews.kz

Реклама в РК попала под пристальное внимание. Чиновники стали более тщательно следить не только за тем, что рекламируется, но и за тем, где размещается реклама. Напомним: специалисты Министерства национальной экономики РК пообещали разобраться с наружной рекламой, которая размещается на тротуарах и автодорогах и отвлекает водителей. И это было сделано: такую рекламу запретили. Кроме того, в стране был введён запрет на аудиорекламу в населённых пунктах и вдоль автодорог, ужесточены нормы законодательства о распространении рекламных сообщений об услугах букмекерских контор и тотализаторов.

Согласно данным Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за январь–сентябрь 2025-го в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 205 административных правонарушений в сфере рекламы — почти в 16 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная их часть — 81,5% — пришлась на статью 455 КоАП «Нарушение законодательства Республики Казахстан о рекламе»: за 9 месяцев текущего года было зарегистрировано 167 таких правонарушений, тогда как в январе–сентябре 2024-го насчитывалось всего 7 случаев. Такой скачок в статистике произошёл из-за резкого роста количества дел по части 1 этой статьи, «Производство, распространение, размещение и использование рекламы товаров, запрещённых к рекламе». Свою роль в динамике сыграло и увеличение числа правонарушений, связанных с недостоверной рекламой в области здравоохранения: с начала года было зарегистрировано 28 таких случаев, при этом в 2024-м их не было вовсе.

Обращает на себя внимание и то, что за первые три квартала текущего года выросло количество административных правонарушений по статье «Рекламирование деятельности финансовой пирамиды»: зарегистрированы уже 9 подобных случаев, и это максимальный показатель за последние несколько лет.

С 2025 года в отчётах КПСиСУ ГП РК появились данные об административных правонарушениях, касающихся незаконного распространения и размещения рекламы букмекерских контор и тотализаторов: с начала года было зарегистрировано 5 таких случаев. Однако Агентство РК по финансовому мониторингу представило данные, в которых ответственных за подобные нарушения куда больше пяти. В ответ на запрос депутатов сената заместитель председателя агентства Кайрат Бижанов сообщил, что с начала года специалистами агентства установлены 37 блогеров, причастные к рекламе азартных онлайн-игр. Уже привлечены к ответственности 18 человек, им придётся заплатить штраф в размере 4,4 млн тг. Причастность ещё троих из них рассматривается в рамках досудебного расследования.

По мнению Бижанова, действующие санкции по части 1 статьи 455 КоАП несоразмерны прибыли, получаемой людьми, рекламирующими азартные онлайн-игры. Им легче заплатить штраф, чем отказаться от распространения такой рекламы. Поэтому специалисты Агентства РК по финансовому мониторингу разработали и направили в Министерство юстиции РК предложения по введению уголовной и ужесточению административной ответственности за рекламу незаконного игорного бизнеса. В частности, в КоАП предлагается ввести специальную норму, согласно которой штраф должен составлять от 200% до 400% от полученного правонарушителем дохода по рекламе. Уголовную ответственность предлагается внести, если реклама игорного бизнеса привела к причинению крупного ущерба. Концептуально такие инициативы уже поддержаны, сейчас они детально прорабатываются.

Такой резкий рост количества зарегистрированных административных правонарушений закономерно привёл и к увеличению общей суммы штрафов. За 9 месяцев текущего года только по статье 455 КоАП нарушителей привлекли к ответственности и оштрафовали на общую сумму в 35,1 млн тг — в 30 раз больше, чем за аналогичный период 2024-го.

Эксперты Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) отмечают, что за первое полугодие 2025-го в Казахстане увеличился удельный вес наружной рекламы в структуре рекламного рынка. За январь–июнь стоимостный объём наружной рекламы достиг 12,5 млрд тг, а доля составила 20,8% от всего объёма услуг в секторе.

«По итогам полугодия рынок наружной рекламы Казахстана продемонстрировал впечатляющий рост. Он обусловлен прежде всего цифровой трансформацией и развитием сегмента DOOH (от Digital Out of Home — цифровая наружная реклама вне домов). Объём рынка в 12,52 млрд тг за первое полугодие подтверждает: рынок не просто растёт, а переживает структурный сдвиг, становясь более технологичным и привлекательным для широкого круга рекламодателей», — сообщают специалисты ЦАРА.

Таким образом, наружная реклама становится привлекательной площадкой для рекламодателей, однако нормативное регулирование этой сферы заставляет участников играть по новым правилам.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -