Зарплаты госслужащих: мифы и реальные цифры

3355
Фото: ©️Turar Kazangapov/Tengrinews.kz

В конце января 59 мажилисменов обратились к премьер-министру РК с просьбой разработать и внедрить систему социальных стимулов для госслужащих среднего и низшего звена. По данным из запроса, заработная плата чиновников начинается от 180 тыс. тг и не соответствует уровню их нагрузки и ответственности. Из-за этого рядовые специалисты не могут обеспечить своим семьям базовую социальную стабильность, в том числе купить жильё. «Факторно-балльная система оплаты труда, которую ввели ранее для решения проблемы привела лишь к росту доходов руководства. Для большинства сотрудников ситуация не улучшилась, а диспропорции в оплате труда усилились», — говорится в документе. Указаны последствия ситуации: отток специалистов, кадровый голод, коррупционные риски, постоянная критика со стороны общества.

Предлагаем в цифрах рассмотреть, действительно ли сотрудники сферы госуправления получают значительно меньше, чем казахстанцы, работающие в других отраслях экономики? И есть ли среди госслужащих «текучка»? Начнём с зарплаты.

Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, среднемесячная номинальная заработная плата в сфере государственного управления и обороны, обязательного социального обеспечения в январе–сентябре 2025 года составляла 357,4 тыс. тг — на 17,5% меньше средней номинальной зарплаты по экономике. В разрезе типов местности ситуация разнилась. В сельских госучреждениях работники получали всего 279,4 тыс. тг, в городских — 382,8 тыс. тг.

Если рассматривать отдельные направления, наибольшая среднемесячная номинальная зарплата в секторе была зафиксирована в сфере государственного управления общего характера и управления социально-экономической политикой общества: 361,2 тыс. тг. В сегменте предоставления государством услуг обществу среднемесячная номинальная зарплата составила 350,3 тыс. тг.

За январь–сентябрь прошлого года реальная зарплата работников сферы государственного управления и обороны, обязательного социального обеспечения выросла всего на 4%, и только у тех сотрудников, которые относились к сегменту предоставления государством услуг обществу. У остальных высокая инфляция «съела» все возможные прибавки за это время, и реальная зарплата уменьшилась за год на 3%.

Сравнение заработных плат чиновников с зарплатами казахстанцев, трудящихся в других отраслях экономики, также показывает, что в других, не менее важных сферах, есть много работников, которые получают ещё меньше. Например, в образовании номинальная зарплата за январь–сентябрь 2025 составила 322,2 тыс. тг (на 25,6% меньше средней по экономике), в здравоохранении — 327,4 тыс. тг (на 24,5% меньше). Впрочем, на это у депутатов мажилиса парламента в запросе прописан весьма неоднозначный аргумент: врачи и учителя «имеют возможность дополнительного заработка», которой лишены госслужащие.

Some Image

Согласно данным о средней номинальной заработной плате работников в разрезе укрупнённых групп занятий, в казахстанских государственных организациях действительно наблюдается существенная разница доходов в зависимости от должности. В сфере государственного управления общего характера и управления социально-экономической политикой общества руководители и госслужащие получают значительно больше, чем во всех остальных подкатегориях: 332,1 тыс. тг. Например, специалисты-профессионалы имеют среднюю зарплату в размере 240,4 тыс. тг, а служащие в области администрирования — всего 181,2 тыс. тг. В сегменте предоставления государством услуг обществу уровень зарплат заметно выше. При этом наибольшую среднюю номинальную заработную плату получают специалисты-профессионалы (481,2 тыс. тг), а не начальники (400,4 тыс. тг).

Исследование БНС показывает: четверть всех работников сферы государственного управления и обороны (96,5 тыс. человек) в 2025 году зарабатывали до 200 тыс. тг, ещё треть (128,5 тыс. человек) — от 200 тыс. до 300 тыс. тг. Чуть более 31% сотрудников (116,5 тыс. человек) имели среднюю номинальную зарплату, варьирующуюся в пределах 300–500 тыс. тг. В то же время группа с высокими заработными платами (от 700 тыс. до 1,1 млн тг) была крайне немногочисленна: 9,7 тыс. человек. Зарплаты от 1,1 млн тг имели 1,5 тыс. чиновников, из них 10 человек получали более 3 млн тг в месяц.

Такая структура распределения говорит о «пирамидальном» характере зарплатной сетки, типичной для госсектора, где основная масса занятых приходится на специалистов среднего звена, а высокооплачиваемые позиции занимает лишь малая часть сотрудников. При этом «средняя прослойка» с зарплатами от 500 тыс. до 700 тыс. тг минимальна (всего 22,5 тыс. человек), что может указывать на зарплатную пропасть между рядовыми специалистами и топ-менеджментом.

Some Image

Версию текучести кадров в госслужбе также позволяют проверить данные, которые регулярно собирают статистики. Учитывая количество выбывающих специалистов, эксперты БНС рассчитывают коэффициент текучести. Отчёты за январь–сентябрь прошлого года подтверждают: «текучка» в сфере государственного управления и обороны, а также обязательного социального обеспечения есть, но она минимальна в сравнении с остальными отраслями экономики.

В целом в секторе доля уволившихся от всей среднесписочной численности занятых за период составила 11,7%. В сегменте государственного управления общего характера и управления социально-экономической политикой общества показатель был чуть больше: 14,9%. В категории предоставления государством услуг обществу удельный вес уволившихся составил 8,9%. Если рассматривать ещё более детально, в республиканских и местных исполнительных органах текучесть кадров за январь–сентябрь 2025-го составила 15,9%.

В динамике с 2019 по 2024 годы ситуация имела волнообразный характер. Начав с 14,3% в 2019 году, общий показатель «текучки» в госуправлении снизился до 12,2%, а затем колебался в диапазоне 13,3%–14,7%. В сентябре прошлого года был зафиксирован минимум за последние несколько лет. Поэтому говорить о том, что чиновники стали всё чаще увольняться и искать другие варианты работы, было бы статистически неверно.

К тому же, как показывают данные БНС, «текучка» есть абсолютно во всех отраслях экономики — даже там, где выше зарплаты. К примеру, в сфере финансов коэффициент текучести кадров достигал 21,8%, хотя зарплатам работников этого сектора госслужащие могут только позавидовать (900,6 тыс. тг). Отметим: в целом по экономике этот показатель в январе–сентябре 2025-го составлял 17,7%. Наибольшая «текучка» наблюдалась в оптовой и розничной торговле (47,8%), предоставлении услуг по проживанию и питанию (49,9%), а также в строительстве (39,2%).

Some Image

Международное информационное агентство «DKNews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews.kz» © 2006 -