Настройки
Язык
Тема
Обновление

VII ежегодный Саммит топ-менеджеров финансового рынка

559



Тезисы Первого Заместителя Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олега Смолякова на VII ежегодном Саммите топ-менеджеров финансового рынка 
CFO Idea Exchange & Networking Event 2020.

Об адекватности надзора и внутренних резервов настоящим и будущим рискам: 

«Повышение устойчивости финансовых организаций необходимо для снижения уязвимости к материальным рискам, а также к структурным дисбалансам, связанным с цикличным характером развития экономики или внешними шоками. 

Для обеспечения стабильности финансового рынка Агентство ставит перед собой задачу на базе общепризнанных международных стандартов регулирования, создать стимулы для улучшения внутренних систем управления рисками и корпоративного управления финансовых организаций, сосредоточить наибольшие ресурсы надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам.

Агентство будет способствовать обеспечению финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций, в том числе путем применения механизмов макропруденциальной политики

Задачами макропруденциальной политики Агентства являются:

  • повышение устойчивости финансовой системы к агрегированным шокам путем формирования и высвобождения буферов, способных обеспечить эффективное функционирование финансовой системы даже в неблагоприятных условиях и поддерживать долгосрочный и устойчивый экономический рост;
  • предотвращение необоснованного и не подтвержденного экономическим ростом увеличения долговой нагрузки;
  • снижение структурных уязвимостей в финансовой системе, возникающих из-за общих рисков, взаимосвязей и критической роли отдельных организаций (‘chain reaction’, ‘too big to fail’). 

Решающее значение для макропруденциальной политики имеет эффективная диагностика системных рисков. Оценка влияния применяемых макропруденциальных инструментов будет осуществляться с учетом времени, необходимого для корректировки рисков, масштабов и количества применяемых инструментов, необходимых подходов».


О риск-ориентированной модели надзора: 

«В 2019 году в регулирование финансового рынка внедрена риск-ориентированная модель надзора (РОН).

Ключевой элемент режима РОН – право надзорного органа выносить и действовать на основе мотивированного суждения. Наличие права Агентства применять мотивированное суждение обеспечит гибкость и оперативность принятия им надзорных решений. 

РОН предполагает превентивный характер надзора, при котором во главу ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности финансовой организации как в настоящий момент, так и в обозримой перспективе.

Важным этапом развития РОН является проведенная независимая оценка качества активов банков, которая улучшает прозрачность, определяет направления совершенствования процессов, политик и процедур банков для повышения устойчивости всей финансовой системы.

Риск-ориентированный подход также предполагает применение принципа «пропорциональности», в соответствии с которым регуляторные требования учитывают особенности каждого участника финансового рынка в отдельности с учетом его системной значимости, сложности деятельности и принимаемых рисков.

Продолжится работа по внедрению второго компонента стандарта Базель, предполагающего установление требований к достаточности капитала с учетом индивидуального риск-профиля банка, систем управления рисками и внутреннего контроля (т.н. «надзорная надбавка»). Надзорная надбавка к капиталу будет устанавливаться по результатам количественной оценки риск-факторов банка, качественной оценки эффективности процесса управления капиталом с учетом стратегии развития банка и степени влияния операционной среды, эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля. Надзорная надбавка будет обязательным требованием и призвана стимулировать ускоренное устранение банками выявленных рисков и недостатков в их деятельности.

Агентство продолжит работу по перезагрузке надзорного процесса со смещением фокуса с формальных регуляторных требований к принципам, позволяющим финансовым организациям качественно и самостоятельно управлять присущими их деятельности рисками». 

Фото Смолякова внутри.jpg

О повышении роли финансового сектора в финансировании экономики: 

«Финансирование экономики путем перераспределения денежных ресурсов является основной задачей финансового сектора. 

На протяжении последних лет наблюдается стагнация кредитования юридических лиц. Снижение спроса со стороны реального сектора экономики обусловлено высокими предпринимательскими рисками и краткосрочным планированием бизнеса. В итоге спрос на долгосрочные, инвестиционные продукты вытесняется необходимостью поддержания текущей деятельности в виде пополнения оборотных средств.

Агентством проведен анализ основных причин, сдерживающих рост финансирования экономики. Среди них основными и требующими решения являются низкое качество корпоративных заемщиков и высокий уровень их закредитованности при отсутствии капитала, искажение стоимости ресурсов за счет реализации программ поддержки бизнеса, дестимулирующих развитие рыночных принципов финансирования, слабая правоприменительная практика процедур банкротства, ограничивающих права кредиторов.

Одним из ключевых условий для роста финансирования экономики является оздоровление предприятий реального сектора экономики и повышение их капитализации.

Система корпоративного банкротства должна обеспечивать своевременный выход несостоятельных и неэффективных компаний из рынка с передачей активов более эффективным предпринимателям-собственникам.

Должен быть гарантирован абсолютный приоритет залогового кредитора. Любое решение в отношении залогового имущества должно принимать только при согласии залогового кредитора.

Для роста нового кредитования экономики ключевым вопросом является создание эффективного рынка стрессовых активов и активное вовлечение в экономический оборот имущества, взысканного по проблемным кредитам. 

Для этого необходима комбинация стимулирующих мер с усилением мониторинга и контроля работы банков со стрессовыми активами.

Здесь я хотел бы еще раз подчеркнуть важность формирования их справедливой стоимости, чему будет способствовать AQR, а также системные меры по повышению соответствия оценочной деятельности в Казахстане международным стандартам».  

О достоверной оценке кредитоспособности субъектов МСБ: 

«Для достоверной оценки кредитоспособности субъектов МСБ также необходимо расширить доступ финансовых организаций к государственным базам данных.

Агентство в свою очередь готово рассматривать вопрос снижения регуляторных требований по стандартизированным займам, выданным субъектам МСБ, кредитоспособность которых подтверждена данными из достоверных источников.

Необходимо повышение эффективности инструментов государственной поддержки развития экономики 

Взамен прямого субсидирования через выдачу льготных кредитов и компенсации ставок вознаграждения важно расширять использование инструментов покрытия кредитного риска, например, гарантии институтов развития.

Для финансирования реального сектора экономики необходимо создать стимулы для вывода на IPO частных компаний крупного и среднего эшелона. Участники государственных программ должны привлекать часть финансирования на рынке ценных бумаг. Наряду с этим, необходимо создать условия для активного инвестирования средств фондов с государственным участием в инструменты фондового рынка и создание института частных управляющих пенсионных активов.

Учитывая то, что важнейшим условием для работы инвесторов, включая иностранных инвесторов, на фондовом рынке является наличие механизмов управления кредитными и системными рисками при заключении сделок через фондовую биржу, перед Агентством в рамках формирования надлежащей рыночной инфраструктуры стоит первостепенная задача по эффективной организации деятельности института центрального контрагента на фондовом рынке.

Таким образом, стимулирование прозрачности, правильное ценообразование на активы и ресурсы, развитие инструментов оценки и управления рисками, защита прав окажут системный эффект на развитие всех сегментов финансового сектора». 

О повышении финансовой доступности и финансовой грамотности: 

«Одним из ключевых показателей доступа к финансовым услугам является доступ к банковским или электронным счетам и их активное использование. По данным Всемирного Банка данный показатель в Республике Казахстан составляет порядка 59% (среднемировой показатель – 69%). При этом осуществляют и получают платежи безналичным способом 53,9% населения (среднемировой показатель – 52%). Используют платежную карточку для получения заработной платы и иных платежей 42%, при среднемировом показателе 30%. 

При этом, общий уровень финансовой грамотности находится на недостаточном уровне. Согласно проведенному социологическому исследованию, он составляет 36,25%, что ниже, чем в развитых странах. 

Кроме того, уровень навыков населения при использовании существующих финансовых продуктов составляет незначительные 25%. Наибольшей популярностью пользуются базовые банковские продукты: кредиты, депозиты и текущие счета. В то же время уровень использования продуктов и услуг страхового рынка составляет не более 7%, а продуктов и услуг рынка ценных бумаг – 1%. 

Хотел бы подчеркнуть важность работы не только регулятора, но и роль самих финансовых институтов по повышению уровня финансовой грамотности населения и финансовой доступности. Необходимо, чтобы защита прав потребителей финансовых услуг, финансовая доступность и финансовая грамотность развивались параллельно.

Для этого важна клиенто-центричность – т.е. формирование среды, в рамках которой финансовые продукты разрабатываются с учетом индивидуальной потребности и финансовых возможностей всех категорий потребителей финансовых услуг, прежде всего с более низкими доходами. Необходимо повышать информационную прозрачность, чему может способствовать анализ поведенческих характеристик и информирование потребителя не только о преимуществах финансовых продуктов, но и о рисках

Формирование деловых и этических принципов на финансовом рынке, повышение роли и эффективность процедур досудебного урегулирования споров будут формировать лояльность потребителей финансовых услуг и способствовать финансовой инклюзии».

Об адаптивности к новым технологиям на финансовом рынке: 

«Технологические изменения и цифровизация ведут к переформатированию структуры финансово-экономического ландшафта. Новые технологические решения способствуют повышению финансовой и географической доступности финансовых услуг для населения и бизнеса, способствуя более эффективному распределению финансовых ресурсов в экономике. 

Финансовый сектор является одной из ключевых сфер, активно применяющих цифровые технологии. Значительное развитие за последние годы произошло в сфере предоставления онлайн-услуг посредством интернета и мобильных приложений. Использование цифровых технологий банками, страховыми организациями, брокерами позволило значительно сократить время получения финансовых услуг, снизить себестоимость проведения операций, предоставлять услуги в режиме «24/7». 

В этой связи важно построение институционального фундамента для оптимального использования преимуществ, предоставляемых финансовыми технологиями.

Финансовые технологии находятся в процессе постоянного развития и имеют ряд рисков для широкого применения, в частности не всегда присутствуют необходимые правовые и технические условия для внедрения финансовых инноваций.

В связи с чем, со стороны Агентства планируется провести ряд работ по созданию адаптивной нормативно-правовой среды в рамках которой организации, предоставляющие финансовые услуги, смогут использовать технологические решения для повышения доступности финансовых услуг и удовлетворения потребностей населения.

О стратегии развития финансовых технологий на финансовом рынке до 2025 года: 

«Национальным Банком совместно с Агентством разрабатывается стратегия развития финансовых технологий на финансовом рынке до 2025 года, реализация которой позволит развить электронное взаимодействие, повысить доступность, уровень безопасности и эффективность финансовых операций. 

В рамках стратегии будет продолжен переход к электронному взаимодействию между финансовыми организациями, государственными органами и потребителями при получении финансовых услуг.

С целью развития инструментов удаленной идентификации клиентов при предоставлении финансовых услуг, Агентством будет уделено особое внимание вопросу обеспечения безопасности хранения персональных данных от несанкционированного использования. 

Будет продолжена работа по стимулированию интереса рынка к внедрению инновационных решений в рамках «регуляторной песочницы». Это позволит провести апробацию инноваций на финансовом рынке под контролем регулятора с минимальными рисками и более оперативно выводить на рынок новые финансовые технологии и продукты». 

О конкуренции и сегментации финансового рынка: 

«В периметр регулирования входят новые участники финансового рынка, расширяющие возможности получения финансовых услуг клиентами, которые не имеют доступ к традиционным продуктам. Причем не всегда эта практика базируется на справедливых и консервативных стандартах. Более того, новые технологические решения создают возможности обхода регуляторных требований и риски арбитража. Поэтому, необходимо смещение фокуса на установлении требований к видам деятельности, нежели дальнейшая фрагментация регулирования в зависимости от субъекта финансового рынка. Это тем более важно в условиях формирования общего финансового рынка ЕАЭС и завершения переходного периода в рамках ВТО». 

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -