Психологи проанализировали посты казахстанцев с суицидальными мыслями в социальных сетях.
Представленные результаты шокируют: средний возраст лиц с суицидальными постами, по данным исследователей, составил 22,5 года, передает Деловой Казахстан.
Доклад « Оценка психологического состояния людей с суицидальными тенденциями с использованием мониторинга социальных сетей», авторами которого являются Национальный консультант по психическому здоровью в Казахстане и странам Центральной Азии Николай Негай и доцент кафедры психиатрии КазНМУ имени Асфендиярова Айгуль Нашкенова, был представлен на конференции «Ментальное здоровье и COVID-19». В рамках исследования поисковая система осуществляла сбор информации из открытых профилей в социальных сетях. С помощью ключевых слов в негативных постах определялись признаки суицидального риска или тенденций. Всего специалисты нашли 35 тыс. негативных постов. Для полного анализа по 40 параметрам, таким как отсутствие или наличие психогенной ситуации (неблагоприятные психологические явления и события, способные оказывать негативное влияние на психику человека, в первую очередь на его эмоциональную сферу), суицидальных переживаний и эмоций отобрали 350 постов. Анализировались посты подростков 12-18, молодежи 19-29 и взрослых 30-60 лет. Чаще всего посты, указывающие на желание человека совершить самоубийство, писали молодые люди.
«Часть респондентов вместо своих имен называли себя «никчемность», «уродство», «неудачник», «потерянная», «глупый человек», «одинокая девочка», «ангел без души и тела», «мне бы в небо», «комочек боли» и так далее», - рассказала соавтор доклада Айгуль Нашкенова.
По данным исследования, психогенные или психотравмирующие факторы были выявлены в 60% постов. В 59% постов содержание одержало реакцию человека на психогенные факты. В 78% постов люди высказывали депрессивные эмоции, туда же входили и депрессивные эмоции которые мы считаем нормальными, такие как грусть, досада, а в 63% случаев посты можно квалифицировать как депрессивное расстройство той или иной степени или категории, как классическая депрессия, патологические депрессивные симптомы или депрессивный характер. Также отмечается, что у пользователей в два раза чаще присутствовали в постах активные суицидальные мысли - намерения или решимость покончить с собой (37% постов).
«Наиболее часто переживаемыми эмоциями оказались обида, усталость, отчаяние и безысходность и напряжение. В качестве причин эмоционального состояния чаще всего указывали разрыв отношений и развод (26%), причем под разрывом отношений имелся в виду разрыв отношений не только с партнером, но и с близкими. В 15% случаев были конфликты с родителями, в 14% — физическое насилие, в 13% случаев — финансовые проблемы», - комментирует исследователь.
62% людей писали в своих постах о своем одиночестве, отсутствии близких людей, невозможности создавать отношения, либо о разрыве эмоциональных связей и привязанностей. 44% высказывали недовольство собой, своими поступками, внешностью, характером вплоть до идей самообвинения. Недовольство миром отмечалось в 29% постов. Также исследователи выявили, что подростки гораздо чаще высказывают активные мысли о суициде. В подростковой группе соотношение активных и пассивных мыслей составляло 3 к 1, у молодых людей 2 к 1, у зрелых — 1 к 1.
«То есть подростки проявляли большую готовность совершить суицидальную попытку. Суицидальные мысли чаще связаны с психогенией (неблагоприятными для психики явлениями — Прим. Автора). Мы вчитывались в каждый пост и каждый кто анализировал давал психиатрическую экспертную оценку симптома, синдрома и переживаний. Из выявленных в постах конфликтах наиболее патогенными были разрыв отношений и конфликты с родителями. Из этого мы сделали выводы: разработанные нами критерии анализа депрессивного контента позволили выделить некоторые особо патогенные эмоции, такие как обида, эмоциональное состояние (одиночество) и конфликты (разрыв отношений и конфликты с родителями)», - резюмирует исследователь.
Это исследование позволит улучшить процесс профилактики выявления самоубийств.
«Статистика по суицидам остается высокой. Можно в социальных сетях выявлять этих людей в глобальном масштабе, определять их состояния и высылать таргетную информацию антисуицидальную, чтобы проводить профилактику», - прокомментировала Айгуль Нашкенова.
Исследователи отмечают, что попытались связаться онлайн с владельцами 161 профайла в соцсетях — это делали профессиональные психологи. Достоверно идентифицировать и получить ответы удалось только от 66 детей, которым была предоставлена онлайн-консультация. В будущем планируется создать проектный офис на базе Центра психического здоровья, который будет заниматься выявлением суицидальных детей. Онлайн психиатры будут выходить с ними на связь, приглашать на офлайн-встречу, к процессу будут подключаться региональные центры психического здоровья.
Комментируя доклад, главный научный сотрудник отделения лечения пограничных расстройств и психотерапии Российского НМИЦ психиатрии и неврологии имени Всеволод Розанов заявил, что в такой работе необходимо учитывать этические моменты. Он призвал учитывать особенности детской психологии при оказании помощи суицидальным подросткам.
«С одной стороны вроде все правильно, нужно выявлять этих детей. Действительно может, это появление новых возможностей. Они говорят об этом в соцсетях, вы им говорите тоже — есть сайт, есть психолог, ненавязчиво помогаете», - сказал он.
На базе КазНМУ имени Асфендиярова с 13 по 15 октября в рамках Дней университета прошла масштабная конференция «Ментальное здоровье и COVID-19». Она организована совместно с Министерством здравоохранения Казахстана и Российским национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии имени Бехтерева. Среди участников — лучшие специалисты в области психиатрии из Казахстана, России, Турции, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана, Болгарии, Польши и Литвы. На конференции были освещены вопросы не только психиатрии, но и фармакологии, медицинского образования, представлены новейшие достижения науки в области здравоохранения.
Подготовил Альберт Ахметов