Президент США Дональд Трамп 4 марта принял решение удвоить размер дополнительных пошлин на весь импорт из КНР с 10% до 20%.
Напомним, что дополнительные 10-процентные тарифы на китайский импорт были введены Вашингтоном в начале февраля. Китай в ответ на это с 10 февраля на 15% повысил пошлины на импорт американского угля и СПГ. На 10% повысились пошлины на сырую нефть, сельхозоборудование, внедорожники из США.
Как пишет китайская пресса, нынешнее решение Трампа тоже не оставят без ответа: ожидается повышение пошлин на импорт американской сельхозпродукции в КНР.
Перед лицом дальнейшей эскалации торгово-экономических конфликтов Пекин, вместе с тем, понимает, что «зеркальный ответ» США – мера пусть и сильная с имиджевой точки зрения, но крайне малоэффективная с точки зрения экономической. Подтверждением тому – торговая статистика.
В 2023 году 73% китайского импорта из США облагались «ответными» повышенными пошлинами. И вместе с тем, доля подпадающих под дополнительные тарифы американских лекарств, пищевой и химической продукции на китайском рынке продолжала поступательно расти.
В Соединенных Штатах - то же самое. Введенные США еще в 2018 году сверхвысокие пошлины на китайский импорт не выполняют заявленной задачи: сегодня профицит Китая в торговле с США даже больше, чем до начала торговой войны в 2018-м. Китайские товары попросту нечем импортозаместить.
Учитывая эти факты, официальный Пекин продолжает настаивать на том, что лучший путь решения торговых споров с Вашингтоном – переговоры, а не взаимное накручивание импортных пошлин, которые в итоге ложатся на плечи рядовых потребителей как в КНР так и в США.
Так или иначе, новый виток торгового конфликта дает повод говорить о том, что в развитии внешней торговли КНР могут возникнуть определенные трудности, а темпы ее роста могут упасть ниже прошлогодних 5%. Как-никак, США до сих пор являются крупнейшим суверенным торговым партнером КНР. Ответ Китая на эти вызовы будет прост и сведется к двум основным направлениям.
Во-первых, это дальнейшая диверсификация ВЭД в том числе за счет укрепления торгово-экономического взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии, Африки и с Россией, которая за последние несколько лет поднялась с десятой на пятую строчку в списке крупнейших внешнеторговых партнеров Китая. Об активизации китайской деятельности по диверсификации внешнеторговых потоков свидетельствует, в частности, факт переноса сроков проведения Китайской международной ЭКСПО цепочек поставок. Обычно проводимая в ноябре-декабре выставка в этом году оперативно запланирована на более ранние сроки: 16-20 июля.
Во-вторых, это ставка на наращивание внутреннего потребления в рамках введенной еще в мае 2020-го стратегии «двойной циркуляции», которая предполагает первоочередную опору на внутренние рынки для развития национальной экономики. Упор на внутреннее потребление в Китае делается с момента глобального финансового кризиса 2008-го. Соотношение объема внешней торговли к национальному ВВП в КНР упало с 67% в 2006 году до 32% в 2019-м. К 2020 году внутреннее потребление уже шесть лет подряд было главным локомотивом развития в Китае.
Константин Щепин