“5, 4, 3, 2, 1... Все вновь раскуплено за считанные секунды!” Каждый день в 10 часов утра китайцы, которые родились после 1995-х гг., увлекающиеся коллекционированием особых магнитиков на холодильник, упорно обновляют страницу флагманского магазина Национального музея Китая, желая приобрести новую “жемчужину” в свою коллекцию. Этот магнитик в виде короны феникса королевы Сяодуань династии Мин, был раскуплен в Китае за мгновения после выпуска из-за уникального дизайна и ограниченности тиража, а объем продаж за квартал превысил 10 млн юаней. Другой магнитик, который выпускает Пекинский музей древней архитектуры, нужно предзаказывать минимум за три дня, а магнитики из дворца-музея Гугун (”Запретный город”) продаются тиражом более 100 тыс. штук в месяц, как сообщает информационная служба мобильного приложения "Россия - Китай: главное".
За популярностью этих магнитиков на холодильник стоит быстро растущая в Китае “экономия первого запуска”. “Экономика первого запуска” — это общий термин для экономической деятельности в КНР, при которой компании, выпускающие новые продукты, запускающие новые форматы, новые модели, новые услуги и новые технологии, а также открывающие свои первые магазины, проводят специальные акции и промоушен-кампании. Ключевая точка продаж — в новизне. Считается, что продукты и услуги обычно обладают характеристиками “моды и ультрамодности”, которые эффективно соответствуют потребностях молодых групп потребителей. Магнитики на холодильник, выпущенные крупнейшими музеями Китая, являются одной из самых популярных новых форм культурного и креативного потребления за последние годы.
Бурная популярность магнитиков на холодильник – не единичное явление в Китае. Первый выпуск продукта, первая выставка, открытие первого магазина... “Экономика первого запуска” во многих районах Китая придает мощный импульс экономическому развитию. Данные показывают, что в 2024 году в Шанхае, Пекине и провинции Гуандун появятся 1 269, 960 и более 800 новых заведений, охватывающих розничную торговлю, общественное питание, культуру и другие сферы. THE BOX в Пекине — это молодежный центр, ориентированный в основном на молодых потребителей, которые родились после 2000-х гг. Благодаря кластеру из более чем 40 “первых” магазинов в Пекине, он объединяет сложные форматы запуска брендов, художественных выставок и музыкальный рынок. Во время Праздника Весны среднесуточный поток клиентов данной сети достигал 30 тыс. человек.
“Экономика первого запуска” в настоящее время становится в Китае новым двигателем, стимулирующим высококачественное развитие и повышение уровня потребления. Согласно отчету, опубликованному Центром городских экономических исследований CCID, китайское “Поколение Z” (группа людей, родившихся в период с 1995 по 2009 гг.) насчитывает около 260 млн человек и имеет высокую степень признания достижений науки и техники, чувствительно относится к такой информации, как “первый магазин”, “первая выставка” и “первый запуск”, являясь по своей сути основной движущей силой “экономики первого запуска” в КНР.
На одном из важнейших ежегодных политических событий в Китае Двух сессиях 2025 г. фраза "экономика первого запуска" также стала очень часто встречающейся и привлекла большое внимание. Депутат Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), президент Компании ERDOS GROUP Ван Чжэнь предложил, что следует развивать “экономику первого запуска” с учетом местных условий, для этого необходимо ориентироваться на внутренний спрос и создавать современную промышленную систему с учётом целостности и безопасности.