Высокоуровневая открытость Китая: стимулы для внешней торговли и внутреннего спроса

3025
Фото: VCG

На фоне сохраняющейся сложности и неопределенности глобальной экономики в 2025 году Китай вновь продемонстрировал мощную устойчивость развития.

В основе этой стабильной динамики ключевую роль играет высокоуровневая открытость внешнему миру, значение которой продолжает усиливаться. На Центральном совещании по экономической работе, прошедшем 10-11 декабря 2025 года, были подведены итоги экономического развития за год и обозначены будущие цели: твердо придерживаться политики открытости и содействовать взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах. Это не только полностью соответствует стратегическим установкам Четвертого пленума ЦК КПК двадцатого созыва, но и закладывает прочную основу для формирования в период «пятнадцатой пятилетки» (2026-2030 гг.) новой структуры открытости более высокого уровня.

Китайская открытость внешнему миру претерпевает глубокую трансформацию: происходит переход от открытости, основанной на движении товаров и факторов производства, к «институциональной открытости», базирующейся на правилах, регулировании, управлении и стандартах. Ее ключевая задача — создание стабильной, прозрачной и предсказуемой среды для международной торговли и инвестиций. В этом процессе зоны пилотной свободной торговли и свободные порты выступают в роли экспериментальных площадок, где в первую очередь апробируются новые правила открытости и институциональные инновации. Наиболее показательным примером является запуск с 18 декабря режима независимых таможенных операций по всему острову Хайнань. Апробируя модель таможенного контроля с высокой степенью свободы, он становится передовым рубежом интеграции Китая в высокостандартные международные торгово-экономические правила. Этот курс, заложенный в завершающем году 14-й пятилетки (2021-2025 гг.), создал основу для продвижения институциональной открытости в более широких сферах и на более глубоком уровне в период 15-й пятилетки.

Данные институциональные инновации эффективно снизили трансакционные издержки предприятий, что не только способствовало реализации стратегии диверсификации рынков и развития новых форм бизнеса, таких как трансграничная электронная коммерция, но и предоставило ключевую поддержку китайским внешнеторговым предприятиям в противодействии внешней неопределенности.

Прочная институциональная основа обеспечила мощную устойчивость и конкурентоспособность китайской внешней торговли. По итогам первых восьми месяцев общий объем импорта и экспорта товаров в Китае вырос на 3,5 процента в годовом исчислении, сохранив первое место в мире. Стратегия диверсификации рынков принесла значительные результаты: объем торговли со странами АСЕАН вырос на 9,7 процента в годовом исчислении, а этот показатель со странами, расположенными вдоль маршрута «Один пояс — один путь» , увеличился на 5,4 процента. В первой половине 2025 года объем грузоперевозок по железнодорожным маршрутам Китай-Европа превысил общий показатель за весь 2024 год, что значительно повысило уровень взаимосвязи и взаимной доступности на евразийском континенте.

Эффект высокоуровневой открытости внешнему миру выходит далеко за рамки внешней торговли. Ее более глубокое значение заключается в том, что за счет сближения с международными высокими стандартами она становится мощным «катализатором» для стимулирования огромного внутреннего спроса Китая. Реализация «Плана действий по стабилизации иностранных инвестиций на 2025 год», постоянное сокращение негативного списка доступа на рынок, а также продвижение строительства единого общенационального рынка — эти ключевые инициативы совместно создали более привлекательную деловую среду. За первые десять месяцев количество вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями в стране увеличилось на 14,7 процента в годовом исчислении, что является убедительным доказательством постоянного улучшения деловой среды и наглядным отражением уверенности иностранных инвесторов. Глубокая взаимосвязь, образуемая внешней открытостью и внутренними реформами, напрямую повысила качество предложения на внутреннем рынке и потребительскую среду: повышение эффективности государственных услуг и усиление защиты прав на интеллектуальную собственность сделали Шанхай, Пекин и другие центры международного потребления предпочтительным выбором для «глобальных дебютов» высококачественных товаров. Быстрое восстановление трансграничного туризма также придало новую жизненную силу таким сферам услуг, как общественное питание, розничная торговля, культура и туризм внутри страны.

Глубокая логика открытости заключается во внедрении добросовестной конкуренции. Приход на рынок качественных международных поставщиков не просто сокращает долю местных игроков, а напрямую создает и формирует новые потребительские спросы за счет предложения новых продуктов и услуг. В то же время конкурентное давление стимулирует китайские предприятия ускорять технологические инновации и трансформацию бизнес-моделей, тем самым повышая адаптивность всей системы предложения к внутреннему спросу и в конечном счете формируя более динамичный и эффективный рынок. Данный комплекс позитивных изменений нашел прямое отражение в макроэкономических показателях. В первом полугодии 2025 года вклад внутреннего спроса в рост ВВП составил 68,8 процента, из которых на конечное потребительские расходы пришлось 52 процента, что сделало его главной движущей силой роста. Таким образом, двустороннее взаимодействие высокоуровневой открытости и внутренних реформ ускоряет раскрытие потенциала сверхмасштабного рынка Китая.

В перспективе периода «пятнадцатой пятилетки» использование высокоуровневой открытости в качестве двойного двигателя для «стабилизации внешней торговли» и «расширения внутреннего спроса» является стратегическим выбором Китая в условиях глубокой адаптации экономической глобализации. Эти два направления работают не изолированно, а взаимно стимулируют и синергетически усиливают друг друга. На Центральном совещании по экономической работе был предложен четкий план действий по реализации данной стратегии, определивший ключевые шаги для следующего этапа открытости внешнему миру. Намеченный путь очевиден: Китай будет продвигать высокоуровневую открытость, сосредоточившись на стабильности внешней торговли и расширении внутреннего спроса через такие меры, как оптимизация зон свободной торговли и подписание новых международных торговых соглашений.

Этим стратегическим курсом Китай подтверждает готовность обеспечить мир новыми возможностями за счет собственного нового этапа развития. Эти инициативы позволят дополнительно укрепить структуру высокоуровневой открытости Китая. Например, стратегия, направленная на присоединение к таким высокостандартным соглашениям, как «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства» (ВТССТ) и «Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики» (СПЦЭ), и на переход от адаптации к международным правилам к роли их соавтора. В будущем более высокоуровневая и глубокая открытость Китая внешнему миру не только станет опорой для стабильного и качественного роста собственной экономики, но и предоставит мировому хозяйству больше возможностей для сотрудничества.

(Тан Иннань)

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -