Нациестроительство в контексте реформ

279

Послание Президента Казахстана К-Ж. Токаева народу Казахстана заставляет задуматься о многих вещах - о текущих, требующих немедленного ответа на быстро изменяющуюся обстановку внутри страны и извне, и о более масштабных, долгосрочных. На специфику данного послания, конечно, оказали беспрецендентное влияние события «трагического января» в Казахстане и происходящее на наших глазах переформатирование мирового порядка, триггер-фактором которого явились события на Украине. Конечно, подобного рода геополитические катаклизмы, или «геополитический шторм», как отметил в Послании Президент, априори не могут проходить бесследно ни для одного государства. Практически наложившиеся друг на друга по времени данные события обнажили ключевые проблемы развития, как казахстанского, так и мирового, словно лакмусовая бумажка показав его болевые точки. На этом фоне в Послании, конечно же, просто необходимо было артикулировать эти самые болевые точки. Текст Послания показал, что это было сделано. Если вкратце, то можно отметить следующий важный концепт, вокруг которого и было структурировано Послание – Новый Казахстан, какой смысл стоит за этим и что необходимо для его строительства. Соответственно, основной упор был сделан на функциональной части этого концепта – программе комплексной модернизации политической системы страны для ее «последовательной демократизации» и «устойчивости и управляемости государства». Модернизация как явление уже давно и прочно вошла в лексикон политического развития страны, начиная с далеких 1990-х, об этом, кстати, также напомнил Президент в своем выступлении – в прошлом предпринимались шаги реформ в разных сферах. Однако, особенность сегодняшнего времени в том, что назрела необходимость в новой стратегии в силу «фундаментальных общественных сдвигов, происходящих внутри страны, а также нарастающей геополитической напряженности». Что в итоге было предложено? Предложено было то, на что уже давно существовал общественный запрос – на перемены в области управления, полноценное политическое представительство, улучшение качества жизни населения, социальную справедливость, транспарентность принятия решений без давления искусственных монополий любого типа, использование принципа меритократии, создание правового поля при принятии решений, справедливое участие в экономическом развитии и честную конкуренцию, устранение региональных диспропорций. Очевидно, что широкий спектр данного запроса, вызревавшего десятилетиями, но спотыкавшегося на пути своей реализации в силу отсутствия самой среды для его реализации, построить быстро сложно. Очевидно также и то, что запрос этот необходимо обязательно реализовывать, иначе угроза самой государственности, независимости и суверенитета страны может стать реальностью. Поэтому как бы сложно ни было, но необходимо начинать убирать мусор тех, кто поел, но не убрал за собой, завалы прошлого, расчищать дорогу, на ходу корректируя, причем вплоть до основания, сам механизм функционирования государственной власти и выстраивания адекватной коммуникативной среды между властью и народом – об этом и было Послание. Соответственно, в нем было заявлено о реформах в политической сфере и всех основных политических институтов, начиная с перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, создания условий для партийного плюрализма, усиления роли парламента, совершенствования избирательной системы и выборного процесса, правозащитных институтов (создание Конституционного суда), развития местного самоуправления, до бюрократической, административно-территориальной реформ. Данную административно-территориальную реформу (создание Абайской, Улытауской, Жетисуйской областей) можно считать показательной, поскольку не только и, возможно, не столько экономическая целесообразность является причиной ее проведения, но, пожалуй, то, что в научной сфере называется нациестроительством. А нациестроительство в том числе и о том, как создать условия для гармоничного совместного развития людей, которые бы имели разделяемые ценности, идеи, и лояльность которых обществу, нации была бы существенно выше лояльности перед своей семьей, родом. В Послании неким завершающим аккордом прозвучали тезисы о национальном самосознании, о возвращении исконно географических названий, о возрождении «памяти о наших великих деятелях», в частности, о Д.А. Кунаеве. В качестве значимого элемента можно отметить также создание Национального Курултая, а также тезис о важности общенационального единства. По сути, одна из важнейших реформ, которую можно выделить из текста Послания - это реформа нашего сознания – всех нас, жителей страны, всех казахстанцев, у которых могут быть «разные взгляды, но [которые] единая нация». Соответственно, все это неизбежно приводит к культуре диалога, которая дает возможность высказаться, быть услышанным и понять своего собеседника, обсудить вопросы, а также создать нормальную среду для конструктивного обсуждения этих вопросов. Поэтому Послание можно считать также не только программой модернизации и «собственной эпохой реформации», но программой нациестроительства по созданию условий для достойной жизни людей в настоящем и наших потомков в будущем.

Лаура ЕРЕКЕШЕВА, д.и.н., ф-т востоковедения КазНУ им. аль-Фараби

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -