Системные, продуманные и поэтапные преобразования: Сенатор Ольга Булавка об итогах политических реформ

7513
Фото: Пресс-служба Сената

Укрепление внутренней стабильности, проведение масштабных экономических реформ и многовекторная внешняя политика стали главными приоритетами Казахстана в последние годы. С момента вступления на пост Президента Касым-Жомарт Токаев инициировал системное преобразование всех сфер жизни казахстанского общества. Объединяющим началом этого комплексного процесса стала конституционная реформа 2022 года, которая перезагрузила политическую систему и задала новый вектор развития страны. За три года было реализовано четыре пакета политических реформ, приняты более 20 ключевых законов, открывших путь к реальной демократизации политической системы. Их особенностью стали комплексность и взаимосвязанность – изменения затрагивают не только институты власти, но и общественные отношения, создавая фундамент для устойчивого развития. Президент неоднократно подчеркивал, что любые реформы, будь то политические или экономические, не принесут должного результата без формирования нового качества нации – перемены в менталитете, привычках и культуре поведения казахстанцев. Подробней об итогах масштабного процесса политических преобразований мы побеседовали с депутатом Сената Парламента РК Ольгой Булавкиной.

- Ольга Александровна, перезагрузка политической системы задала новый вектор развития страны, выступив фундаментом Нового Справедливого Казахстана. Какие ключевые изменения Вы могли бы выделить?

- Конституционная реформа 2022 года стала точкой отсчёта новой политической эпохи в Казахстане, сделав ее более прозрачной, конкурентной и ориентированной на граждан. Был заложен фундамент для долгосрочной демократизации и устойчивого развития Казахстана, с усилением роли Парламента, судебной власти и гражданского общества. Формула «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» стала центральной в политических реформах Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Эта формула начала воплощаться в практическую модель. Президент по-прежнему определяет стратегический вектор, но уже без доминирования в партийной системе. Парламент стал более активным в процессе утверждения бюджета, рассмотрения законопроектов, контроля за правительством, а правительство — действительно подотчётно, как через отчёты в Парламенте, так и через реакцию на общественные запросы. Усилена обратная связь между властью и обществом через механизмы «слышащего государства». За последние три года мы наблюдаем постепенное, но устойчивое перераспределение властных полномочий. Конечно, есть ещё перекосы в сторону исполнительной ветви, но тренд на перераспределение власти — устойчивый и очевидный.

Говоря о ключевых изменениях, я бы выделила ограничение президентского срока одним семилетним мандатом, что исключает монополизацию власти, отказ от партийной принадлежности Президента, что соответствует стандартам многих демократических стран, создает предпосылки для многопартийности, увеличивает самостоятельность Парламента. Также мы наблюдаем усиление полномочий Парламента и маслихатов через парламентский контроль за деятельностью Правительства. Сенат Парламента активно вовлекает Маслихаты в законотворческий процесс, что позволяет Маслихатам стать локальными центрами общественной консолидации. В то же время восстановление Конституционного суда позволило усилить защиту прав человека и верховенство права, позволяя гражданам напрямую оспаривать законы, нарушающие их права, а децентрализация власти усилила местное самоуправление и позволила с 2025 года проводить прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Все эти изменения направлены на де-персонализацию власти и формирование реально работающих институтов сдержек и противовесов.

- Одной из задач реформ было обновление законодательства о политических партиях. Привело ли это к повышению уровня политической конкуренции, большему разнообразию представленных взглядов и росту доверия населения к избирательному процессу?

- Да, либерализация заметна. Эти изменения как раз и стали частью масштабной трансформации политической системы по формуле «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Мы наблюдаем некую либерализацию законодательства. Упрощённая регистрация партий (с 20 000 до 5 000 членов) позволила появиться новым политическим силам и увеличило общее количество парламентских партий до шести. Обязательное включение в партийные списки не менее 30% женщин и 20% молодежи до 35 лет усилило роль социальных групп и, безусловно, оживило парламентский ландшафт. Практически на ежедневной основе депутаты Парламента поднимают вопросы, связанные с поддержкой бизнеса, сельским хозяйством, социальной политикой, добиваясь существенных результатов для своих избирателей из различных регионов страны. Доверие к избирательной системе постепенно растёт и  по-прежнему требует усиления конкуренции, в рамках поддержки общего курса реформ.

- Глава государства отмечал, что прямая выборность акимов – запрос общества, который у нас в стране уже удовлетворен. Как Вы считаете, какое значение данная реформа оказывает на ситуацию в регионах?

- Это важный шаг в сторону децентрализации. Прямые выборы акимов на уровне сельских округов дали гражданам возможность напрямую влиять на власть. В 2021–2023 годах прошли прямые выборы акимов сельских округов, что стало важным шагом в сторону децентрализации. Население получило возможность влиять на кандидатуры и участвовать в обсуждении местных бюджетов. В ряде регионов (например, в Туркестанской и Карагандинской областях) уже были случаи, когда местные инициативы по благоустройству и ЖКХ получили финансирование благодаря активности местных сообществ. В ВКО внедрены интерактивные карты бюджетных проектов, где жители могут отслеживать как расходуются средства на строительство школ или ремонт дорог. В том же регионе благодаря активному использованию социальных сетей были решены 78% обращений по ЖКХ и благоустройству. В ЗКО акимат добился пересмотра экологических нормативов, оперативно отреагировал на восстановительные работы после паводков. Таких примеров по стране не мало. Сейчас важно масштабировать этот опыт — особенно в крупных городах и районах, где концентрация власти всё ещё высока.

- Касым-Жомарт Токаев уделяет большое внимание обратной связи с населением, используя различные каналы для поддержания диалога и получения информации о настроениях в обществе. Какие инструменты, на Ваш взгляд, показывают наибольшую эффективность?

- Цифровизация сильно повысила прозрачность. Платформы такие, как eOtinish, ePetition позволяют гражданам участвовать в управлении, видеть статус своего обращения и получать официальные ответы. При этом необходим жесткий контроль за шаблонными отписками без реального решения проблемы и игнорирование обращений. Необходима публичная статистика по реально решенным вопросам. К сожалению, у пожилых людей и жителей, особенно, отдаленных сел слабый доступ к интернету, что создает технические сложности.  Всё ещё не хватает проактивности от самих органов власти — они должны не только слышать, но и системно реагировать на сигналы от общества. Глава государства не раз говорил о необходимости использовать все виды и формы коммуникаций с гражданами, отмечая, что пока данные процессы налажены не во всех сферах. По поручению Президента у нас появилась платформа для онлайн-петиций, был подписан Закон «Об общественном контроле». Легализация гражданских инициатив создала прецедент подотчетности путем публичного сбора подписей. Граждане поднимают различные вопросы – от экологии до социальных проблем через своеобразный канал для выражения общественного мнения. Необходимо, чтобы и в дальнейшем цифровые платформы стали ключевым инструментом управления, реальных изменений и трансформации.

Данные изменения стали логическим продолжением концепции «Справедливого Казахстана». Растет доверие к институтам власти, усиливается гражданская активность, защищенность граждан. Современный Казахстан движется к построению Справедливого государства, в центре которого – «Адал Азамат», добросовестно трудящийся гражданин, для которого честность, справедливость и ответственность являются жизненными принципами. Эти идеи стали ключевыми элементами политической и социальной трансформации страны. Их соответствие ожиданиям общества можно оценить через призму реализованных реформ, а также реакцию казахстанцев. Это не просто лозунги. Они находят отражение в реформах судебной системы, антикоррупционной политике, кадровых подходах. Например, отставки некоторых акимов за неэффективность работы, внедрение прямых выборов, усиливающих подотчетность местной власти, проводимые референдумы, отражающие запрос на изменения. Вводятся механизмы общественного контроля, упрощаются процедуры обращения в суд, усиливается прозрачность госрасходов. Ожидания общества высоки — особенно в отношении реальной справедливости в судах, доступе к медицине, справедливому распределению ресурсов. Переход от риторики к измеримым результатам проходит непростой путь реформирования.

- Как реформы, проводимые внутри страны, влияют на внешнеполитический статус и положение Казахстана?

- За последние годы Казахстан под руководством Касым-Жомарта Токаева укрепил свои позиции как стабильного, нейтрального и многовекторного игрока на международной арене. Его дипломатия сочетает прагматизм, баланс между крупными державами и активное участие в глобальных инициативах. Казахстан сохраняет равноудалённую позицию в условиях глобальной турбулентности, выступая площадкой для переговоров и предлагая новые форматы для расширения регионального сотрудничества. Пролагая внешнеполитический мост между Востоком и Западом, благодаря нейтралитету, наша страна является привлекательным экономическим партнёром с диверсифицированными связями. И при этом, использует международные площадки для продвижения государственных интересов. Принципы международных отношений строятся на принципах сбалансированной дипломатии. Это отказ от присоединения к военно-политическим блокам, приоритет национальных интересов в торгово-инвестиционном сотрудничестве, многоуровневое партнерство: с Россией, Китаем, ЕС и странами ближнего Востока. В частности, реализация проекта «Один пояс-один путь» с Китаем, участие в программах «Зеленого перехода» со странами ЕС, инвестиционных сделок с ОАЭ и Саудовской Аравией, развитие исламских финансов и др. Языковая дипломатия Касым-Жомарта Кемелевича Токаева позволяет вести любой диалог, будь то официальный либо неформальный, на высшем уровне и быть достойным международного признания как авторитетного лидера суверенной страны.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -