Руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области Нуркат Батыркулов поделился ключевыми аспектами работы Департамента и Совета по этике, в том числе проинформировал, в каких сферах чаще всего допускаются дисциплинарные проступки, какие меры принимаются в отношении лиц, допустивших нарушения и как проводится работа по защите прав государственных служащих.
1. Расскажите пожалуйста о работе Совета по этике? Каким образом была перестроена его работа, что изменилось?
Совет по этике является важным инструментом повышения этичности госслужащих. Совет значительно изменил формат своей работы. Ранее особое внимание уделялось применению соответствующих мер наказания в отношении государственных служащих. Сегодня во главу угла ставятся вопросы превенции этических нарушений, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, принятия мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики.
Кроме того, в целях смещения акцента от наказания к профилактике этических нарушений на заседаниях Совета рассматриваются результаты анализа деятельности дисциплинарных комиссий госорганов, итоги мониторинга сверхурочной работы госслужащих.
Важным фактором в работе Совета по этике является проведение разъяснительных мероприятий, в ходе которых предметом обсуждения становятся вопросы профилактики правонарушений законодательства в сфере государственной службы и Этического кодекса.
В рамках своих полномочий Совет по этике и в дальнейшем будет способствовать укреплению законности и порядка в деятельности госорганов по соблюдению государственными служащими законодательства о государственной службе и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.
2. Каков качественный состав Совета по этике и объективность принимаемых решений?
В состав Совета по этике Акмолинской области входят руководители государственных органов, депутаты маслихатов, представители общественности, СМИ, неправительственных организаций, которые могут на достаточно высоком уровне квалифицировать этические и моральные проступки, правильно разграничить проступки, дискредитирующие государственную службу и дать принципиальную оценку действиям государственного служащего. Решения Совет принимает путем голосования.
Все члены Совета по этике обладают богатым жизненным опытом, соответствующей квалификацией, пользуются большим уважением и доверием со стороны общества.
3. В каких сферах государственными служащими наиболее часто допускаются проступки, дискредитирующие государственную службу и нарушения норм служебной этики?
Практика показала, что наиболее часто нарушения допускаются в сферах государственных закупок, архитектуры и земельных отношений. Здесь также имеют место нарушения норм Этического кодекса при взаимодействии руководителей с подчиненными. В целях недопущения повторных нарушений, Советом по этике практикуются выездные заседания, в ходе которых проводятся личные приемы граждан и разъяснительные встречи.
4. Сегодня одной из основных задач Агентства является защита прав государственных служащих, расскажите пожалуйста, как реализуются данная политика Вашим Департаментом?
Конечно, мы понимаем, что наряду с функциональными обязанностями у государственных служащих есть свои законные права.
Здесь мы уделяем важное внимание формированию здорового морально-психологического климата в коллективе, потому что деловая атмосфера, а также атмосфера взаимоуважения - это залог эффективности госаппарата.
Активная работа ведется и с новыми руководителями. В рамках обучения филиале Академии госуправления мы прививаем навыки корпоративной культуры, развиваем такие управленческие навыки, как лидерство, эффективность, работа в команде.
Большое внимание уделяется качественному рассмотрению обращений государственных служащих, не согласных с тем или иным кадровым решением, решением о наложении дисциплинарного взыскания.
Нередки случаи, когда по итогам рассмотрения подобных обращений нами восстановлены права госслужащих.
Под особым контролем находится вопрос соблюдения элементарных требований по трудовой дисциплине. За последние два года, я считаю, что в нашей области сделан большой шаг в данном направлении.
Во-первых, проводится мониторинг посредством анализа данных СКУД, проводятся анкетирования, выездные мониторинги.
Все принимаемые меры позволяют нам сократить количество трудовых нарушений, тем самым обеспечить реализацию зашиты прав и законных интересов государственных служащих.
Работа в данном направлении ведется на постоянной основе.
5. Расскажите о работе дисциплинарных комиссий государственных органов?
Департаментом подведены итоги анализа деятельности работы дисциплинарных комиссий государственных органов Акмолинской области за 9 месяцев 2025 года.
За указанный период к дисциплинарной ответственности привлечено 542 государственных служащих. Из указанного числа 70 лиц привлечены по рекомендациям дисциплинарных комиссий государственных органов и иных уполномоченных органов, тогда как 472 государственных служащих - без рассмотрения на заседаниях дисциплинарных комиссий.
Основная часть нарушений (478 случаев) связана с несоблюдением норм иного законодательства. Кроме того, по фактам совершения дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, привлечено 4 лица; за нарушение норм служебной этики - 25 лиц; за нарушение служебной дисциплины - 35 лиц.
Из числа 25 государственных служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за нарушение норм служебной этики, 16 лиц были привлечены по рекомендациям дисциплинарных комиссий государственных органов и иных уполномоченных органов. В то же время 9 государственных служащих привлечены без рассмотрения заседаниях дисциплинарных комиссий (служащие согласны с фактом совершения ими проступка).
К дисциплинарной ответственности за нарушение норм служебной этики по решению Совета по этике были привлечены 5 государственных служащих, на основании писем председателя Совета по этике (в соответствии с пунктом 34 Правил наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих) – 7, на основании представлений Департамента по итогам рассмотрения обращений – 6, на основании информационного письма Департамента – 1, и выявлены государственными органами самостоятельно – 6.
Из указанного числа по фактам управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения – 2, в обращении с гражданами и коллегами проявили не корректные высказывания – 15, распространение сведений, не соответствующие действительности – 1, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и конфликт в общественных местах– 4, конфликт интересов – 2, использование служебного автотранспорта в личных целях – 1.
По итогам проведённого анализа выявлены нарушения порядка применения дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих. В частности, установлены системные факты несоблюдения сроков истребования письменных пояснений, а также сроков наложения дисциплинарных взысканий. Нарушается установленный порядок досрочного снятия дисциплинарных взысканий: решения о досрочном снятии принимаются на основании представлений лиц, не наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, вопреки требованиям законодательства о необходимости ознакомления государственных служащих с актами о наложении взысканий и протоколами заседаний дисциплинарных комиссий, фиксируются случаи их неознакомления с указанными документами.
По результатам проведённого анализа выявленные нарушения были устранены, а акты, изданные с нарушением законодательства, признаны недействительными. Итоги анализа рассмотрены на заседании Совета по этике, по результатам которого руководителям государственных органов рекомендовано принять исчерпывающие меры, направленные на недопущение аналогичных нарушений в дальнейшем.