Настройки
Язык
Тема
Обновление

Казахстан и Китай: «Пояс и путь» - это солнечная дорога для всех

8830

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин осенью 2013 года во время визита в Казахстан выступил с инициативой создания «Экономического пояса Шёлкового пути».

Китайский лидер, выступая в стенах Назарбаев Университета, подчеркнул, что данная инициатива призвана стать возрождением Великого Шёлкового пути в современных реалиях и соединить разные концы Евразии транспортными коридорами.

Действительно, Великий Шелковый путь благодаря развитой сети караванных дорог проходил когда-то через Средиземноморье, Центральную и Восточную Азию, соединял Китай и Японию с Европой. Благодаря Шелковому пути распространялась культура, наука, искусство, развивалась торговля не только шелком, но и множеством других очень важных для того времени товаров.

Спустя почти 10 лет со дня объявления Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином о создании инициативы «Один пояс и один путь», она стала грандиозным проектом, охватывающим большую часть Евразии. Сегодня «Один пояс и один путь», как когда-то в древности Великий Шёлковый путь, объединяет 148 стран и 31 международную организацию, таким образом соединяя как развитые и развивающиеся страны, так и страны с «новой экономикой».

На территории этого мегапроекта проживает 63% населения планеты, здесь сосредоточены богатые запасы ресурсов, а предположительный экономический масштаб составляет 21 трлн долларов США.

«Пояс и путь» - это солнечная дорога для всех, а не частная тропинка для каких-либо единичных сторон. Все заинтересованные страны могут присоединиться, участвовать, сотрудничать и получать выгоду вместе от сотрудничества в рамках «Пояса и пути», – сказал Си Цзиньпин в приветственной речи на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума в 2021 году.  

Очень символичным стало то, что об инициативе «Один пояс и один путь» впервые было упомянуто Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином именно во время его официального визита в Казахстан.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в феврале 2020 года в речи на Мюнхенской конференции по безопасности особо подчеркнул, что центральноазиатский регион является одним из ключевых для реализации проекта «Один пояс - один путь».

Нужно понимать, что при выборе столицы Казахстана для объявления о создании важнейшей и грандиозной инициативы китайская сторона возможно принимала во внимание последовательную приверженность Казахстана идее возрождения Великого Шелкового пути.  Ведь очевидно, что именно Центральная Азия может стать торгово-инфраструктурным хабом всего евразийского континента.

Также нужно отметить прозрачность и открытость казахстанского Правительства и его готовность к сотрудничеству с Китаем. Все это указывает на заинтересованность Казахстана в развитии инициативы «Один пояс и один путь», которая является взаимовыгодным и действительно грандиозным проектом.  Он интересен и Казахстану, и Китаю.

Благодаря инициативе «Один пояс и один путь» время доставки товаров из Китая через Казахстан в страны ЕС сокращается в среднем на 3-4 дня, чем если бы они доставлялись через Россию или Монголию.

По состоянию только на 2020 год, который стал достаточно сложным из-за пандемии, 58% товаров доставлялось из Китая в страны ЕС по морю через Суэцкий канал, а 26% по воздуху. 9% и 4% товаров соответственно доставлялось в ЕС автомобильным и ж/д транспортом, внушительная часть которых проходит по территории Казахстана.  С 2013 по 2020 годы Китай инвестировал в Казахстан порядка 18,5 млрд долларов США, из которых 3,8 млрд долларов США были направлены именно на транспортный сектор.  

По некоторым данным, инвестиции Китая в Казахстан составили более 70 млрд долларов США или около 80% от всех китайских инвестиций в регион. Всемирный банк прогнозирует, что при нынешних темпах роста «Один пояс и один путь» может увеличить ВВП Казахстана на 21%.  Это только один пример взаимовыгодного и успешного сотрудничества в рамках этой инициативы.

Экономики Казахстана и Китая значительно дополняют друг друга благодаря географическим преимуществам.  Китай – это государство, имеющее развитую обрабатывающую промышленность, высокотехнологичные отрасли, широкий потребительский рынок. Высоким здесь всегда остается спрос на энергию, полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию.

Казахстан, в свою очередь, это государство с богатыми запасами нефти, природного газа, полным спектром запасов полезных ископаемых, а также обширными пастбищными угодьями и высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Поэтому обе страны в рамках мегапроекта «Один пояс и один путь» могут взаимовыгодно и правильно использовать географическое преимущество и как страны-соседи вместе развиваться быстрее и эффективнее.

Если вернуться к уже упомянутому примеру успешного транспортно-логистического сотрудничества Казахстана и Китая, который позволяет сократить время доставки китайских товаров в страны ЕС на 3-4 дня, то следует упомянуть и то, что Китай, в свою очередь, предоставил Казахстану морской путь для развития экономических обменов со странами Азиатского-Тихоокеанского региона.

Масштабный проект «Один пояс и один путь», который Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин назвал «проектом века», продолжает развиваться и расширяться - начиная от строительства портов, трубопроводов, дорог, заканчивая развитием цифровых технологии, возобновляемых источников энергии, здравоохранения и культурных и образовательных обменов. Он стал по-настоящему опорой китайской внешней политики, позволяющей усилить и углубить партнерские отношения не только с соседними странами, но и со всем миром.  

И в период пандемии, вызванной распространением COVID-19, мы еще раз убедились в том, что сотрудничество между нашими странами крепко и устойчиво. Эпидемия не смогла остановить торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и Китая. Это свидетельствует о том, что инициатива «Один пояс и один путь» придерживается высоких стандартов, внедряет устойчивые проекты, способствует повышению уровня жизни населения.  Более того, «Один пояс и один путь» сумела адаптироваться к новой ситуации, создать новую атмосферу развития и обеспечить беспрерывную работу. 

И Казахстан, и Китай сумели своевременно скорректировать модели сотрудничества в условиях пандемии, постоянно искали новые решения и обновляли методы работы. Это принесло ощутимую пользу обеим странам и народам, что можно использовать и приводить в пример как успешный кейс международного сотрудничества.

Только с января по ноябрь 2021 года в период острого развития  пандемии импорт и экспорт товаров двух стран составил 22,94 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом пандемийного 2020 года на 14,7%.  Были успешно завершены инвестированные Китаем Северо-Казахстанские проекты логистического технологического парка Aiju Group, Шымкентского НПЗ, Алматинской солнечной электростанции, Кызылординского стекольного завода и автомагистрали «Западная Европа-Западный Китай».

Количество железнодорожных экспрессов Китай-Европа, проходящих через Казахстан, продолжили свой рост и в сложное с экономической точки зрения время. С января по август 2021 года было открыто сообщение 10 030 поездов, что значительно способствовало экономическому развитию двух стран. Это свидетельствует о том, что инициатива «Один пояс и один путь» имеет для обеих стран глобальное значение, дающее мощный толчок развитию индустрии в наших странах даже в сложные времена пандемии.

Важно понимать, что стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» - это открытая платформа многостороннего сотрудничества. Как отметил в речи китайский лидер Си Цзиньпин – это «солнечная дорога для всех».  «Один пояс и один путь» не ограничивается только экономическим сотрудничеством, а обеспечивает широкое поле для работы и развития во всех сферах – культуре, образовании, спорте и т.д. при этом соблюдая все важные национальные ценности каждого участника этого глобального мегапроекта, вне зависимости от его политического веса или размера его экономики.  Для Евразии инициатива «Один пояс и один путь» - это еще и возможность создания прочной основы – фундамента для развития всего континента.

Серик Коржумбаев, главный редактор газеты «Деловой Казахстан»

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -