10 лет инициативе «Один пояс и один путь»: Достижения и новые горизонты сотрудничества Китая и Казахстана

132319

В сентябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Казахстан выдвинул инициативу совместного построения «Экономического пояса Шелкового пути». В октябре того же года Председатель Си Цзиньпин предложил совместно построить «Морской шелковый путь XXI века» в Индонезии. Инициатива «Один пояс и один путь», твердо придерживаясь духа Шелкового пути, основанного на принципах мира и сотрудничества, открытости и инклюзивности, заимствования друг у взаимной выгоды, соответствует внутренним требованиям реформы системного глобального управления, демонстрирует создание Сообщества единой судьбы человечества, ориентирующегося на сплочённость и общую ответственность. Инициатива «Один пояс и один путь» создала платформу международного сотрудничества с широким участием и беспрерывно предлагает новые идеи и решения для улучшения реформы системы глобального управления, что в целом приветствуется международным сообществом.

За последние 10 лет совместное строительство «Одного пояса и одного пути», основываясь на совместном обсуждении, совместном строительстве и совместном использовании, круг друзей которого продолжает расширяться, в различных областях постоянно обогащается и развивается. «Один пояс и один путь» стал крупнейшим в мире международным общественным благом с самым крупным масштабом, широким участием и наибольшими преимуществами и достигло поистине солидных и серьезных высот.

Сопряжение стратегий развития и широкое углубление политической координации. Инициатива «Один пояс и один путь» привлекла 152 страны и 32 международные организации к подписанию более 200 документов о сотрудничестве, а соответствующие концепции и предложения сотрудничества были включены в важные итоговые документы многих авторитетных международных организаций.

Усиление строительства инфраструктур и эффективное улучшение качество жизни людей. В основном сформировалась модель сотрудничества «шесть коридоров и шесть путей, множество государств, множество портов», а также большое количество взаимовыгодных проектов, таких как порт Пирей, высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг и Железная дорога Белград-Будапешт были успешно реализованы, принося пользу народам стран вдоль маршрута.

Углубление экономического и торгового сотрудничества и стимулирование мирового экономического роста. За 10 лет общая сумма инвестиций в рамках инициативы «Один пояс и один путь» уже составляет около триллиона долларов США. Инициатива объединяет участников в реализации более 3000 совместных проектов, создав 420 тысяч рабочих мест, что позволило избавить приблизительно 40 млн людей от нищеты, увеличила ВВП стран с низкими доходами на 3,4%.

Укрепление гуманитарных контактов и содействие взаимопониманию и дружбе между народами. Страны, расположенные вдоль «Одного пояса и одного пути» осуществляют углубленное гуманитарное сотрудничество в сферах образования, науки, культуры, археологии и спорта. От обмена студентами до совместной археологии, от взаимного перевода книг до совместного производства фильмов – дружба между народами, которая длится уже тысячи лет, крепнет день ото дня.

Казахстан является местом, где впервые была провозглашена инициатива «Один пояс и один путь» и занимает особое и важное положение в совместном строительстве «Пояса и пути». За последние десять лет под стратегическим руководством и личным продвижением глав двух государств качественное, совместное строительство «Один пояс и один путь» между Китаем и Казахстаном дало плодотворные результаты.

Первое – развитие политических контактов и разработка плана сотрудничества. Под руководством глав двух государств Китай и Казахстан первыми подписали документ о двустороннем сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь». При руководящей и координирующей роли Китайско-Казахстанского Комитета по сотрудничеству, стороны всемерно содействуют сопряжению инициативы с Новой экономической политикой Республики Казахстан «Нурлы жол», закладывая прочную основу для взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.

Второе – взаимосвязанность и создание кооперативной сети. Китай и Казахстан успешно создали всестороннюю и трехмерную сеть связи, охватывающую автомобильные, железные дороги, авиацию, а также нефте- и газопроводы. Обе страны активно развивают транзитные перевозки. Китайско-Казахстанский логистический терминал Ляньюньган и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» построили новый сухопутно-морской транспортный канал Азия-Европа. Проходящие транзитом через территорию Казахстана грузовые поезда «Китай-Европа», стали «стальным караваном верблюдов», играя значимую роль в обеспечении бесперебойности глобальных цепочек поставок и производства.

Третье – углубление торговли и увеличение «пирога» общих интересов. Китай является важнейшим торговым и инвестиционным партнером Казахстана, а объем торговли между двумя странами увеличивается с каждым годом. Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, Северо-Казахстанский сельскохозяйственный технологический парк и многие другие проекты реализуются в Казахстане, ускоряя процесс индустриализации. Автомобили китайских марок, такие как Changan, Chery, Haval и JAC, пользуются популярностью у потребителей в Казахстане, а китайские смартфоны, такие как Huawei, Xiaomi и OPPO, имеют бесчисленное количество «фанатов» в Казахстане. Более 220 казахстанских предприятий вышли на международную платформу электронной коммерции Alibaba, а казахстанская высококачественная продукция стала доступной многочисленным семьям в Китае.

Четвертое – валютно-финансовые потоки открывающие «кровную связь» сотрудничества. Пять китайских финансовых учреждений активно участвовали в строительстве Международного финансового центра «Астана», оказывая мощную поддержку развитию китайско-казахстанской торговли. Двусторонние расчеты в местной валюте между Китаем и Казахстаном постепенно расширяются, а Национальный банк РК и Народный банк КНР подписали меморандум о сотрудничестве с целью создания в Казахстане механизма клиринговых расчетов по операциям в юанях. Страны учредили специальный фонд для китайско-казахстанского сотрудничества в области производственных мощностей, а также в полной мере используют финансовые платформы, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, которые предоставляют новые каналы финансирования для совместного строительства «Одного пояса и одного пути».

Пятое – это гуманитарный обмен, объединяющий сердца людей для сотрудничества. Китай и Казахстан образовали 23 пары городов-побратимов и регионов-побратимов, динамика регионального сотрудничества имеет высокую тенденцию. Китай открыл в Казахстане 5 Институтов Конфуция, в которых ежегодно обучение проходят более 3000 людей, «Бум на изучение китайского языка» продолжает расти. Сотрудничество между образовательными и научно-исследовательскими учреждениями двух стран стабильно развиваются, «Мастерская Лу Баня» успешно продвигается, а Китайский культурный центр и Центр традиционной китайской медицины ускорили свою реализацию. Передвижение людей и обмены в различных кругах между двумя странами увелииваются с каждым днем, постоянно создавая новые перспективы для контактов между народами.

Десять лет сотрудничества принесли плодотворные результаты, и мы будем продолжать работать вместе, чтобы открыть новую главу. Пользуясь 10-летием совместного строительства «Одного пояса и одного пути» как возможностью, Китай продолжит придерживаться принципа совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования на основе высоких стандартов, устойчивости в интересах улучшения жизни людей, обобщать опыт со всеми сторонами, укреплять связи и способствовать качественному совместному строительству «Одного пояса и одного пути» для достижения новых и больших побед.

Во-первых – проложить путь к процветанию. Придерживаться принципа взаимной выгоды, укреплять согласованность стратегий развития и координации экономической политики, активно высвобождать потенциал развития, углублять сотрудничество в сфере транспорта, промышленности, сельского хозяйства, энергетики и других областях в интересах экономической интеграции, скоординированного развития и общего выигрыша.

Во-вторых, продвигать путь открытости. Придерживаться принципа открытости и инклюзивности, создать открытую платформу сотрудничества, совместно заложить стабильную, справедливую, прозрачную и предсказуемую бизнес-среду и реализовать новую «горячую точку» для инвестиций и развития бизнеса.

В-третьих, проложить путь к «зеленому». Придерживаться принципа концепции «зеленого» развития, продвигать сотрудничество в области зеленой инфраструктуры, зеленой энергетики, зеленых инвестиций, зеленых финансов и других областей, пусть зеленый станет фоновым цветом совместного строительства «Пояса и пути».

Четвертое – проложить путь к инновациям. Придерживаться принципа расширения возможностей «Пояса и пути» с помощью цифровых технологий, создавать больше практических достижений в 5G, больших данных, трансграничной электронной коммерции, искусственном интеллекте и других областях для построения новой модели цифрового и интеллектуального сотрудничества для будущего.

Пятое – проложить путь к сердцам народа. Придерживаться народноориентированной концепции сотрудничества, укреплять практическое сотрудничество в сфере занятости, сокращения бедности, образования и других областях, а также создавать больше проектов сотрудничества, чтобы приносить людям больше возможностей и пользы.

Инициатива «Один пояс и один путь» зародилась в Китае и принадлежит всему миру. Китай будет работать со всеми сторонами, включая Казахстан, для содействия качественному развитию под руководством Глобальной инициативы по развитию, Глобальной инициативы по безопасности и Глобальной инициативы по цивилизации, продолжать способствовать построению сообщества единой судьбы человечества, чтобы принести ещё больше блага народам всех стран.

Чжан Сяо, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -