31 октября возвращаемая капсула пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-16» с космонавтами Цзин Хайпэном, Чжу Янчжу и Гуй Хайчао на борту приземлилась на посадочную площадку «Дунфэн» в автономном районе Внутренняя Монголия (Северный Китай). Об этом сообщила информационная служба мобильного приложения «Россия – Китай: главное»
КНР запустила пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-17». Он был запущен с помощью ракеты-носителя «Long March-2F» (Чанчжэн-2-эф) с космодрома Цзюцюань (Северо-Западный Китай). По счету это 30-й запуск с момента учреждения программы космических пилотируемых полетов Поднебесной и 493-й полет с помощью ракет-носителей серии «Long March».
Конфуций говорил, что только «в 50 лет познал волю Неба». Неизвестно, познали ли ее китайские тайконавты («тайкун» – «космос» по-китайски), но на орбите Земли в «Шэньчжоу-17» находится самый молодой состав с момента запуска миссии по строительству китайской космической станции «Тяньгун».
Они пробудут на орбитальной космической станции около шести месяцев.
Члены экипажа пилотируемого космического корабля проведут на орбите различные испытания и эксперименты в области космической науки. Тайконавтам предстоит осуществлять выход в открытый космос, установить внекорабельную полезную нагрузку и выполнять техническое обслуживание космической станции и другие задачи. В рамках миссии «Шэньчжоу-17» впервые будет проведено экспериментальное обслуживание станции в открытом космосе, что рассматривается как очень сложная задача. Члены экипажа также продолжат оценку работоспособности систем космической станции, проверят скоординированность наземных центров поддержки при выполнении задач по управлению космической станцией. Это в значительной степени повысит потенциал ее эксплуатации.
20 лет тому назад Ян Ливэй совершил космический полет по корабле «Шэньчжоу-5», который был выведен на орбиту вокруг Земли ракетой-носителем «Long March-2F». Член отряда астронавтов стал первым гражданином КНР, совершившим путешествие космос, в то время как Китай – третьей страной, запустившей человека в космос.
И с того момента Поднебесная уверенно нажала кнопку старта в сфере разработки и создания пилотируемых кораблей. По итогам двадцатилетнего пути развития КНР встала вровень с ведущими космическими державами, овладела ключевыми космическими технологиями. В настоящее время скорость разработки пилотируемых кораблей увеличилась с одной единицы в 2-3 года до двух за год. Реализовано проектирование и производство в больших масштабах. От «Шэньчжоу-1» до «Шэньчжоу-17» КНР сделала эволюционные скачки с точки зрения безопасности и надежности космических летательных аппаратов. Космическая программа стала для Китая одним из главных приоритетов: ее бюджет и амбициозность не оставляют сомнений в том, что Пекин твердо намерен в течение ближайших лет еще значительней укрепить свои позиции в космической отрасли.
По словам генерального командира Пятой академии Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники Хэ Юй, уже со следующей серии кораблей «Шэньчжоу» акцент будет сделан на значительное повышение способности четного и нечетного полетов. Максимальная эксплуатационная работоспособность кораблей может быть достигнута до 300%, что в большей степени поддержит работу космической станции.
Представитель Канцелярии программы пилотируемой космонавтики Китая (CMSA) Линь Сицян рассказал, что страна имеет благоустроенную космическую станцию на низкой околоземной орбите, систему перевозки космонавтов между космосом и Землей и совершенную систему по отбору, подготовке и оказанию поддержки тайконавтам.
Страна поставила перед собой четкую цель: запуск двух кораблей в год. «Пользуясь случаем, приглашаем к сотрудничеству все страны и регионы мира, прилагающие усилия для использования космического пространства в мирных целях», – констатирует представитель CMSA.
Тянь ТЯНЬ