Ляньюньган… Первое, что приходит на ум при упоминании этого прибрежного города, расположенного в провинции Цзянсу на востоке Китая, это морской порт, контейнеры, тонны грузов и, конечно же, Казахстан. Ведь именно здесь расположена знаменитая база китайско-казахстанского логистического сотрудничества.
Так что не так давно, впервые очутившись в этом городе в рамках проведенного газетой China Daily пресс-тура под названием Hi Jiangsu, мы приготовились увидеть километры и километры контейнеров, грузоподъемников и, откровенно говоря, ничего более…
Каково же было наше удивление (ну, мое так точно), когда взору предстал очаровательный, веселый, шумный, утопающий в зелени и цветах город с изысканными образцами архитектуры на колоритных живописных улочках. Все хотелось потрогать, получше разглядеть и все время с восторгом одергивать своих попутчиков со словами: «Ты видишь это?»
А полюбоваться здесь и вправду есть, на что.
«Путешествие на Запад» наших дней
Сегодня Ляньюньган известен как восточный форт нового азиатско-европейского трансконтинентального моста и имеет правительственный статус нового города-порта, обладающего современной промышленностью, внешней торговлей и туризмом, в восточном районе Китая.
Жители Поднебесной утверждают, что Ляньюньган – это место, где встречаются Восток и Запад. Посудите сами: ежедневно в порт по морю заходят грузы из самых разных стран мира, чтобы затем, по железнодорожной магистрали Евразийского континентального моста, отправиться через весь Китай в Казахстан и далее через Россию, Беларусь, Польшу в Роттердам (Нидерланды). Именно порт Ляньюньган носит гордое звание единственного морского порта «Экономического пояса Шелкового пути», и именно сюда приходят суда с грузами Морского Шелкового пути.
Надо сказать, что период бурного расцвета город начал переживать не так давно, и по этому поводу вспоминается фраза, которую произнес глава Китая Си Цзиньпин в рамках своего визита в Ляньюньган в 2009 году. Китайский лидер тогда отметил: «Если бы история Сунь Укуна происходила в наши дни, то она напоминала бы путь Ляньюньгана. Город стал развиваться только с приходом ХХI века, потом стал частью железнодорожного Евразийского континентального моста. Он – «Путешествие на Запад» наших дней».
Так почему же Си обратился к легендарному роману У Чэнъэня «Путешествие на Запад»? Дело в том, что сюжет этого классического произведения посвящен первому путешествию жителя Поднебесной – монаха Сюаньцзана – на Запад. В VII веке он отправился в Индию в поисках буддийский сутр. И именно здесь, на «Горе цветов и плодов», упомянутой в предисловии (речь идет о горе Хуагошань), родился прославленный герой романа по имени Сунь Укун – китайский литературный персонаж, он же Царь обезьян.
Спустя годы отсюда он и начал свое путешествие на Запад. Тут, кстати, возникает закономерный вопрос: а так ли случаен тот факт, что один из главных героев романа появился на свет в Ляньюньгане? Может быть, этому небольшому, в сравнении с другими китайскими городами, местечку на роду было написано стать территорией зарождения внешней политики Китая?
Как бы там ни было, но отпечатки многовекового межкультурного взаимообмена видны здесь невооруженным взглядом. Так, если подняться на гору Кунваншань, можно отчетливо увидеть следы буддийской культуры. Здесь сохранились высеченные в скале буддийские божества – памятник, который по сей день вызывает большие споры среди ученых-экспертов. Существовавшая ранее устоявшаяся точка зрения о том, что буддизм пришел в Китай по сухопутному Шелковому пути, вызывает логичный вопрос: почему тогда, прежде чем попасть на скалы горы Кунваншань, изображения не появились сначала в более западных и более населенных регионах страны.
Ряд историков это натолкнуло на мысль, что Ляньюньган был конечной точкой сухопутного Шелкового пути и началом Морского. Так что же? Выходит, что Морской Шелковый путь зародился раньше сухопутного? Думается, ученые дадут когда-нибудь точный ответ на этот вопрос.
Увидеть причудливое переплетение культур Запада и Востока в Ляньюньгане можно повсюду, для этого достаточно просто пройтись хотя бы по центру города. В начале 30-х годов прошлого века сюда пригласили голландскую компанию, чтобы построить порт. В 20-30-е годы на центральных улицах Ляньюньгана вовсю процветала бойкая торговля, город даже стали называть «малым Шанхаем».
И правда, люди, бывавшие в Шанхае, отмечают удивительное сходство Ляньюньгана с крупнейшим мегаполисом мира и… оказываются правы в своем предположении. Как нам рассказали, в 30-е годы сюда пожаловала шанхайская строительная компания, дабы, по просьбе заказчика, возвести ряд домов в характерном для Шанхая стиле шикумэнь, исповедующем гармонию сплетения Восточной и Западной цивилизаций.
Однако эти дома лишь малая часть таких смешанных образцов в архитектуре города. Причудливое сочетание этих, казалось бы, далеких друг от друга китайской и европейской культур распространено здесь повсеместно. Ну и воздух… Морской, опьяняющий, с отчетливым запахом рыбы и морепродуктов, кои в городе в продаже повсюду – от фешенебельных ресторанов до ломящихся от товаров столиков уличных торговцев. И все это великолепие, конечно же, дары Желтого моря, к берегам которого далее и лежал наш путь.
На берегах Желтого моря
На восток от Ляньюньгана раскинулась настоящая жемчужина – Желтое море, которое разделяет его с Кореей и Японией. Морское побережье протянулось в длину на 162 км, вблизи его располагаются 14 островов. Среди них и находящийся к северо-востоку от города живописнейший Ляньдао – самый крупный остров в провинции Цзянсу. Его площадь составляет 5,4 кв. км, и он выполняет функцию естественного заслона портового города.
Конец октября, когда наш журналистский десант высадился на острове, считается уже некупальным сезоном. Оттого, наверное, и посетителей на пляже было не так много, а купальщиков и вовсе не наблюдалось. Хотя, если честно, будь у нас чуть побольше времени, можно было бы с огромным удовольствием окунуться в очень теплые еще и такие ласкающие морские волны. И даром что не сезон…
К юго-западу от города горделиво возвышается величественная гора Юньтайшань. Главный ее пик – Юйнюйфэн высотой 625 метров над уровнем моря по праву считается вершиной провинции Цзянсу. Кстати, именно из-за такой географической особенности город получил свое нынешнее название – Ляньюньган, что означает «порт между островом Лянь и горой Юньтайшань».
Не портом единым
Пусть сезон морских купаний и остался позади, но гостям Ляньюньгана определенно есть чем заняться и без оного. Достаточно сказать, что город этот, в Древнем Китае именуемый Хайчжоу, существует уже более 2000 лет, с тех самых пор, как во времена династии Цин на этом месте был учрежден уездный центр Цюйсянь.
Стоит ли говорить, что памятники древности здесь на каждом шагу. Помимо уже упомянутых выше буддийских статуй на горе Кунваншань, это и первобытные наскальные рисунки на Генеральских скалах, и храм известного ученого Сюй Фу, и тихий залив Фэншувань в Сюйчэн, а еще Каменное море в Дунлэй, водопад в рыболовном заливе Чжанцзяцзе и многое другое. На сегодняшний день в городе открыто около полутора десятка живописных районов и более сотни туристических пунктов.
И все же утверждать, что город живет исключительно портовыми делами и дарами моря вкупе с туризмом, будет в корне не верно. Так, в настоящий момент в Ляньюньгане имеется примерно шесть десятков крупных и средних промышленных предприятий, среди которых особо выделяется и ряд гигантов. Все они относятся к различным отраслям экономики: химическая, пищевая, текстильная промышленность, машиностроение, производство строительных материалов, медикаментов и др.
Помимо этого, достаточно развито и сельское хозяйство – проезжая мимо, мы наблюдали многочисленные рисовые, пшеничные, картофельные и кукурузные поля.
И все же, как ни крути, история возникновения порта Ляньюньган, известного как база логистического сотрудничества между Китаем и Казахстаном и морская база ШОС в рамках строительства инициативы «Один пояс, один путь», вызывает большой интерес. Как и вопрос – с чего все начиналось?
Порт Ляньюньган. От начала…
Международный морской порт Ляньюньган, расположенный на западном побережье Тихого океана и побережье Желтого моря в Китае, был построен в июле 1933 г. После войны – а Ляньюньган был освобожден в ноябре 1948 года – порт закономерно пришел в упадок, поэтому было создано Управление порта. Повторное открытие порта состоялось в июне 1949 года, к тому времени было проведено уже три масштабных строительства.
В 1959 году в порту Ляньюньган располагалось 7 причалов грузоподъемностью менее 5000 тонн. В июне 1961 года порт Ляньюньган перешел в ведение Министерства связи, и было создано Управление Lianyungang Port. В 1968 году администрация порта Ляньюньган, вернувшись к руководству городом, начала строительство угольного терминала вместимостью 10 000 тонн.
В 1980 году порт Ляньюньган практически завершил проект реконструкции старой части порта. 1984 год ознаменовался завершением основного проекта порта Ляньюньган.
… До наших дней
Недаром при упоминании Ляньюньгана первое, что всплывает в памяти, это название нашей республики. Ведь именно Казахстан с его столицей Астаной стал тем местом, где впервые было озвучено намерение о создании глобального проекта – инициативы «Один пояс, один путь». В сентябре 2013 года в присутствии лидеров КНР и Казахстана порт Ляньюньган и Национальная железнодорожная компания Казахстана совместно подписали соглашение о сотрудничестве в области совместного строительства каналов для транзитных грузоперевозок и транзитно-распределительных баз. Так и появилась на свет китайско-казахстанская база логистического сотрудничества в Ляньюньгане. С тех самых пор Казахстан – самая большая в мире страна, не имеющая выхода к морю, получила выход к этому самому морю.
…Прибыв, наконец, ранним утром в порт Ляньюньган, мы смогли своими глазами увидеть работу этого огромного стратегического объекта, столь важного для нашей страны. Повсюду кипела слаженная работа погрузчиков рядом с бесчисленным количеством контейнеров, готовящихся к отправке к дальним берегам во все уголки мира, а вокруг царили необыкновенные чистота и порядок.
В офисе логистической базы Ляньюньган нам поведали, что в порту открыто пять регулярных железнодорожных рейсов в южную столицу Казахстана, город Алматы, и это положило начало транзитным перевозкам по новому евразийскому континентальному мосту. На долю этих рейсов приходится более 60% от объема международных транзитных перевозок по Новому континентальному коридору.
На сегодняшний день международные железнодорожные рейсы из Ляньюньгана охватывают такие основные направления как Алматы, Астана, Ташкент и еще ряд важных станций, чтобы затем разделиться на два маршрута: Актау – морская трасса Каспийского моря – БТК (железная дорога Баку – Тбилиси – Карс) до Стамбула в Турции, или же проследовать по континентальному мосту, пролегающему через территорию России до Германии.
Мы узнали, что в настоящее время в Ляньюньгане сформированы три крупных портовых района: старый район порта, район порта Мяолин и район порта Сюйгоу.
На национальном уровне Ляньюньган получил поддержку со стороны государства и выступает в качестве государственного стратегического пункта – начальной точки экономического коридора «Один пояс, один путь», который простирается на запад до голландского города Роттердама. Общая протяженность коридора составляет 10 900 км, он пересекает центральную часть двух континентов, соединяющих страны Азии и Европы, на долю которых приходится 26,6% от общей площади мировой суши и 36% населения мира.
Ударная десятилетка
Одним словом, китайско-казахстанская международная логистическая база в Ляньюньгане – это первый важный проект двух стран в совместном строительстве «Одного пояса, одного пути». Удивительно, как за 10 лет база из маленькой площадки, не имеющей даже специальной железной дороги, превратилась в центр комбинированных сухопутно-морских перевозок и один из стержней Нового Шелкового пути.
Здесь формируются грузы для транспортировки товаров из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, при этом на казахстанско-китайской границе функционирует сухой порт Хоргос, который соединен с казахстанским логистическим терминалом в Тихоокеанском порту Ляньюньган в Китае. Данная система позволяет поставлять грузы от восточного побережья Китая через Каспий в любую точку Европы, Россию в самые кратчайшие сроки. Всего же Ляньюньган осуществляет морское сообщение с более чем 160 странами по всему миру.
Была за морем страна, и называлась она Аолайго. Страна эта прилегала к великому морю, посреди которого возвышалась Гора цветов и плодов. Она образовалась после того, как отделились друг от друга небо и земля, и был положен конец хаосу. От этой горы шли подземные жилы, питавшие десять больших островов и являвшиеся источником благоденствия трех малых островов, населенных небожителями. Отрывок из романа У Чэнъэня «Путешествие на Запад»
Вместо послесловия
В конце хотелось бы поделиться одним наблюдением. Дело в том, что район, в котором нас поселили в Ляньюньгане, произвел просто-таки ошеломляющее впечатление. Ну вот представьте: отличные современные дороги со всеми полагающимися разметками и светофорами, ухоженные деревья, кустарники, красивейшие цветники, уютные скверики и… практически полное отсутствие людей.
И только многочисленные стройки с возводимыми жилыми домами вокруг явственно намекают, что совсем скоро и в этой части города закипит бурная жизнь. Думается, таким вот образом место, с незапамятных столетий заточенное на распространение межкультурных обменов, обязательно получит свое дальнейшее успешное развитие.
Анастасия СЛИВИНСКАЯ