Первым городом, означенным для посещения в рамках пресс-тура по провинции Цзянсу, организованного для журналистов газетой China Daily, стал, что логично, Нанкин – центр указанной провинции. Что мы знали о нем? Древняя столица Поднебесной, город с более чем двухтысячелетней историей...
Казалось, загадки старины далекой будут окружать тебя на каждом шагу. Однако ни на первый взгляд, ни даже на второй древние артефакты никак не хотели показываться на глаза. И только поближе познакомившись с историей Нанкина, начинаешь понимать, почему…
А история эта меж тем полна просто-таки головокружительных испытаний, выпавших на его долю. Основанный в 495 году до н.э., первоначально Нанкин имел статус военного укрепления, но позже стал городом, что обусловлено было прекрасным расположением на пересечении речных и сухопутных путей.
Наньцзин многоликий
Во многих источниках Нанкин указан как древняя столица Китая, т.е. вот была одна столица, а потом появилась другая, современная – Пекин. Однако дело обстояло не совсем так. На самом деле Нанкин несколько раз становился столицей, причем то основной, то так называемой «дополнительной» – такая практика была характерна для Поднебесной того давнего времени.
Так, в период Троецарствия, III век нашей эры, столиц становится аж три, и одной из них под именем Цзянъе и становится Нанкин (220-260 гг.). В этом «вспомогательном» качестве он пробыл четыре десятилетия – звание главного города государства тогда забрал себе Лоян. Однако вскоре, почти на столетие, до 420 года, получает главенствующий статус, причем под новым названием Цзянькан. Далее последует захват севера страны «варварами», а после снова деление страны на две династии – северную и южную. В качестве столицы теперь уже южной династии Нанкин и останется вплоть до 581 года. Потом, когда Китай решит вновь объединиться, Нанкин снова утратит статус главного города, сначала его потеснит в этом качестве Чанъань, а затем снова все тот же Лоян, возжелавший стать второй, вспомогательной, столицей.
Последующие восемь столетий Нанкин будет бросать из крайности в крайность – он то будет процветать, то приходить в упадок, чтобы в 14-м веке, уже при династии Мин и в напряженный момент изгнания монгольских войск, вновь стать… столицей, вновь главной, и вновь под новым названием, на этот раз – Интяньфу. И снова он не сумеет надолго удержать свое звание, в 1421 году уступив его Пекину.
Впрочем, и на этот раз городу пожалуют «второстепенный» статус, а заодно назовут «южной столицей» Наньцзин – именем, под которым он известен нам сегодня как Нанкин. (Пекин, он же Бэйцзин – «северная столица».) Пройдет еще какое-то время, и вы, наверное, уже не будете удивлены, но… Да, да. Наш Наньцзин в который уже раз теряет не только статус столицы, но и – все верно – свое название. Случилось это в 1644 году, и называется он отныне – но не навсегда – Цзяннин. Казалось бы, на этом всё, занавес.
Но нет. Карусель драматичных событий раскручивается с новой силой: опиумная война, знаменитый Нанкинский договор, восстание тайпинов. И наконец, 1912 год, 1 января – провозглашение Китайской Республики. И где бы вы думали? Правильно, в Нанкине. Но… Вновь обретенное звание столицы, тем не менее, будет опять переходить то к нему, то к Пекину, чтобы примерно с десятилетие, с 1928-го по 1937 год, Нанкин безраздельно, в очередной раз, властвовал в статусе главного города, а затем потерял его. И теперь уже, возможно, навсегда.
Надо сказать, что именно с 1937 годом была связана одна из самых трагических страниц в истории «южной столицы» Китая – Нанкинская резня, ставшая, в том числе, камнем преткновения в дальнейших отношениях государства с Японией.
Поэтому не стоит удивляться, почему не такое уж и большое количество древних памятников осталось сегодня в Нанкине.
Разумеется, многочисленные правители, сменявшие одного за другим, старались оставить о себе след в истории, возводя здания различной направленности. И большая удача, что некоторые из них уцелели, хотя и, в большинстве своем, только частично. Одни только английские войска, устраивающие бомбардировки со своих судов, чего стоили. Или те же тайпины – не построив ничего, они многое разрушили: к примеру, о знаменитой и прекраснейшей Фарфоровой пагоде мы можем знать только из летописей тех лет.
О чем расскажет Великая стена Мин
Между тем один из таких древних артефактов нам все-таки удалось увидеть. Это Музей городской стены и расположенные здесь же неподалеку ворота Чжунхуа. Всего стена имела 13 ворот, они служили входами и выходами для горожан, и не все из них сохранились до наших дней. Но ворота Цзюбао, или Ворота сокровищ, известные сегодня под именем Чжунхуа, стали счастливым исключением.
Городская стена Нанкина – один из наиболее значимых памятников династии Мин (1368-1644). Этот шедевр древней архитектуры находится под защитой государства. Высота стены составляет 14-21 метр, а сохранившаяся длина – 21 километр при первоначальном периметре около 35 километров. Надо сказать, что Нанкин один из немногих городов Китая, в котором и по сей день сохранились старые городские стены, при этом они самые сложные и уцелевшие в большей степени, в отличие от остальных.
Интересно, что в воротах расположено три ограждения для защиты за их пределами. Здесь также есть 13 пещер для укрытия солдат и 14 – для прохода лошадей. Так, при нападении солдаты, проникнув в ворота, закрывали их, а враги, разделенные на три группы, становились легкой добычей соперника. Отдельного упоминания заслуживают кирпичи, из которых сложена стена. На многих из них отчетливо видны иероглифы, описывающие их происхождение. Такая маркировка – это своеобразный знак качества изделия. А еще по этим надписям можно проследить историю развития китайской письменности, что, конечно же, является ценным историческим объектом.
Неплохо сохранились до наших дней и ворота Цзефан, ставшие сегодня прибежищем для музея, посвященного истории Великой стены династии Мин.
Поднявшись по каменной дороге на самый верх стены, перед вами откроется удивительная картина – поразительный контраст древних сооружений и виднеющихся вдалеке современных зданий. И все это, ни много ни мало, в одном кадре.
…Многое, что хотелось бы повидать в этом интересном городе, но почему-то особенно храм Конфуция. Однако время поджимало. И давно настала пора знакомиться с Нанкином современным.
В ногу со временем. И еще на шаг впереди
Новейшая история Нанкина в качестве столицы теперь уже провинции Цзянсу имеет, к счастью, весьма благополучный сюжет. Древний и сверхсовременный. Многонаселенный, но просторный и лишенный толчеи. Бережно сохраняющий традиции, но очевидно новаторский и раскрепощенный.
Все эти эпитеты как нельзя лучше подходят к сегодняшнему Нанкину – единственному мегаполису в дельте реки Янцзы. А еще, при всей своей старине, это молодой город. Ведь одних только высших учебных заведений здесь больше двух десятков.
Современный Нанкин является китайским и мировым центром нескольких ключевых отраслей промышленности в нижнем течении дельты Янцзы. Это передовое производство, включающее новые электронные информационные системы, технологии «умных» автомобилей на новых источниках энергии, интеллектуальное оборудование, биомедицинские и новые материалы; современные услуги, в том числе информационные и программное обеспечение, финансовые технологии, услуги здравоохранения и транспортно-логистические услуги; индустрия будущего, включая искусственный интеллект, аддитивное производство и др.
Двумя интереснейшими объектами, с которыми нам удалось поближе познакомиться, стали порт Лунтан и Nanjing Sciyon Wisdom Technology Group Co. – компания, занимающаяся преимущественно промышленной автоматизацией и информационным бизнесом.
Флагманский порт Лунтан и сверхтехнологии Sciyon
Железная дорога в районе порта Лунтан Нанкина, построенная транспортным бюро Нанкина, куда мы и пожаловали с экскурсией, стала первым завершенным проектом группы China Railway Shanghai Group среди десяти таких специальных железных дорог, попутно установив рекорд первой железной дороги, построенной на местном уровне.
Представители порта Лунтан, радушно встретившие любопытных журналистов, раздали всем защитное обмундирование и рассказали, что эта линия, бывшая основным компонентом Трехлетнего плана действий по строительству экономической зоны портового узла Нанкина (2017-2020 годы), является ключевым проектом в районе Цзыдун. Он полностью поддерживает транспортную систему в районе порта Лунтан и всемерно способствует строительству Нанкинского центра судоходства и логистики по реке Янцзы. Все эти меры нацелены на стимулирование экономического развития Цзыдуна, что будет иметь важное значение для улучшения транспортной сети, в том числе и в самом Нанкине.
Нанкин уже сейчас может гордиться хорошо развитой транспортной сетью через реку Янцзы к морю, а также по многочисленным железным и автомобильным дорогам. Это, без преувеличения, ключевой интегрированный транспортный узел на востоке Китая.
По словам работников порта, Лунтан – крупнейший и наиболее развитый контейнерный порт на реке Янцзы, единственный терминал для импорта и экспорта контейнеров в городе и основная портовая зона порта Нанкин, получающая приоритетную поддержку строительства и дальнейшего развития.
Обладая внушительной территорией, он специализируется на перевозке контейнеров и насыпных грузов, а также на развитии логистики, услуг и смежных отраслей.
Здесь мы стали свидетелями нескончаемого потока морских судов, слаженной, оперативной портовой погрузки и разгрузки и беспрерывного движения грузов до реки и моря. Как важный перевозчик в деле строительства регионального логистического центра морских перевозок, порт Нанкин берет на себя 100% задач по тяжелым контейнерным перевозкам в городе. В свою очередь, компания Sciyon, занимающаяся исследованиями и разработками, производством и продажей продуктов промышленной автоматизации и информатизации управления, сформировала группу продуктов kernel. В ней доминируют: распределенная система управления (DCS) NT6000; база данных реального времени Syncbase и интеллектуальные электроприводы серии SY. Компания, сосредоточив усилия в таких четырех основных областях промышленности, как автоматизация процессов, автоматизация оборудования, информатизация обрабатывающей промышленности, полевые приборы и измерительно-контрольные устройства, предложила множество превосходных промышленных решений, которые получили широкое признание и единодушную похвалу на рынке и широко используются в области перерабатывающей промышленности.
Представители компании не без гордости поведали, что на протяжении последних 30 лет предприятие оставалось непоколебимым в своей приверженности независимым инновациям в области ключевых технологий. Это привело к разработке целого ряда продуктов, включая DCS, PLC, SIS и др., успешно устранив проблемы в промышленных системах управления и позволив локализовать основное оборудование.
Активное участие в промышленном интернете позволило использовать цифровые и информационные технологии для обеспечения интеллектуального производства и рациональных операций в целом ряде отраслей, включая энергетику, химическую промышленность, металлургию, производство строительных материалов и городское управление, повышая их общую эффективность.
Кроме того, приверженность продвижению инициативы «Достижение пика выбросов углекислого газа и цели углеродной нейтральности» поддержала зеленую трансформацию производства энергии, низкоуглеродистую модернизацию промышленных и горнодобывающих предприятий и пропаганду здорового, экологически чистого образа жизни среди населения.
Таким образом, можно констатировать, что провинция является одним из крупнейших производственных центров Китая, а также ядром важных изменений в производстве. Когда-то это был центр химического и сталелитейного производства. Сегодняшняя же идея состоит в том, чтобы претворить в жизнь новую концепцию развития, придав мощную движущую силу для укрепления высококачественного и всеобъемлющего развития экономики.
Вместо послесловия
Удивительное впечатление произвел на меня этот город. Нанкин, переживший немало трагических страниц в своей истории, излучает очень теплую и какую-то по-особому светлую ауру. Крупный мегаполис, являющийся столицей динамичной и одной из наиболее развитых провинций Китая, кажется, напрочь лишен суеты, как и величественных, нависающих над тобой со всех сторон небоскребов.
По нему хочется просто идти неторопливым шагом и ни о чем не думать. Ну или думать о чем-то возвышенном и хорошем. А еще в этом городе наконец-то сбылась моя давняя мечта – попробовать знаменитый юэбин – лунный пряник. В конце октября, когда я вновь оказалась в Китае, Праздник середины осени, главным украшением и угощением которого и является юэбин, давно уже отшумел, унеся с собой сметенные со всех прилавков пряники.
Однако в симпатичной небольшой пекарне города, куда я совершенно случайно забрела теплым нанкинским вечером, мне вдруг, совершенно неожиданно, вручили этот самый вожделенный лунный пряник – наисвежайший и восхитительный на вкус. Притом совершенно бесплатно. Так что обязательно приезжайте сюда, и пусть ваши мечты также сбываются в Нанкине – жизнерадостном и светлом городе. Пускай он такой и вопреки…
Анастасия СЛИВИНСКАЯ