В чем секрет успеха Шанхая?

10681
Фото: Getty Images Signature

В чем секрет успеха Шанхая? Пожалуй это главный вопрос, ответ на который хочется получить, когда едешь в Шанхай. А еще интересно - почему именно здесь проживает самое большое число китайских миллиардеров и миллионеров? Как в Шанхае осваивают ИИ? Чем живет и дышит один из самыз крупных мегаполисов КНР и мира?

Наша коллега Саида Жаркинова отправилась в пресс-тур по Китаю, организованный для казахстанских СМИ, и попыталась найти ответы на эти и другие вопросы. Шанхай стал первым городом, который посетили журналисты.

Открыть для себя Шанхай за два дня сложно. Но попытаться увидеть своими глазами его развитие, познакомиться с жителями и хотя бы немного понять — как мегаполису удается оставаться в лидерах и привлекать огромное количество компаний-гигантов, мировых брендов и финансовых структур — возможно. Нам, казахстанским журналистам предоставился уникальный шанс посетить несколько научных центров, где работают над технологиями будущего, познакомиться с коллегами по цеху и понять — как им удается выживать в эпоху цифровизации, а еще посетить потрясающий музей ретро-автомобилей, где представлена картина эволюции мирового автопрома. Но все по порядку.

Шанхай расположен на Юго-Востоке Китая. Это гигантский город, где проживает порядка 24 млн человек. Его по праву называют городом будущего,. Даже не верится, что когда-то на его месте был обыкновенный рыбацкий поселок. А теперь здесь возвышаются замысловатой формы небоскребы, башни, рядом с которыми уживаются старинные храмы, буддистские пагоды. Раскинулись широкие улицы с эстакадами и мостами, которые соседствуют с узкими китайскими улочками с традиционными фонариками и ухоженными садами.

Новая эра автопрома

И все же многое, что подпитывает и дает развитие Шанхаю, расположено вдали от центра. Как например, интеллектуальный парк по продвижению зеленых технологий в автопроме. Он был организован в районе Цзядин местными властями совместно с автопроизводителями 20 лет назад, что наглядно демонстрирует - насколько далеко смотрят в Китае. А посылом для мощного рывка в развитии стала фраза главы КНР Си Цзиньпина, который посещая парк в 2014г подчеркнул, что электромобили и смежные отрасли - это тот путь, который поможет Китаю стать из большой страны автопроизводителя в сильной страну.

Сейчас в этом парке 5 центров. У каждого свое направление. Где-то занимаются популяризацией своих разработок, где-то проводят тест-драйвы новинок автопрома. В смарт-энерджи демонстрируют результаты работы в сфере ВИЭ и использовании новых источников энергии в зарядных станциях. А в сервис-центре потребителям объясняют правовую политику в этой области.

По их данным, в 2023 году в Китае было произведено почти 30 млн легковых авто, из них 9 млн — электромобили. Только в Шанхае в прошлом году было продано 620 тысяч машин. Среди них чуть больше половины - на новых источниках энергии. Сейчас дороги крупнейшего мегаполиса КНР бороздят 1,471 млн электромобилей. Цифра внушительная и ярко свидетельствует, что китайский автопром активно перестраивается на новые источники энергии.

Парк тесно сотрудничает с более чем 60-тью автопроизводителями. В частности, с Mercedes-Benz, BMW, Honda. Они предоставляют свои данные для изучения и обработки, и получают аналитику с информацией, где лучше устанавливать зарядные станции и как ими управлять.

Нам дали возможность прокатиться в качестве пассажиров на беспилотном транспорте. Автобус с автоматическим управлением пока тестируется, поэтому в салоне присутствовал водитель для подстраховки. Машина передвигалась со скоростью 30 км в час. Пассажиры могли наблюдать весь путь авто на мониторе. Ощущения интересные. И даже не верится, что в будущем такой общественный транспорт станет реальностью. Уж точно, Китай будет в первых рядах. Пока же для ввода их в эксплуатацию нужно внести немало изменений в ПДД и другие документы, чем власти Шанхая сегодня озабочены.

А вот в городе Гуанчжоу уже есть зона, где беспилотные автобусы работают в штатном режиме и перевозят пассажиров, в основном сотрудников компаний, расположенных там же. На них мы тоже прокатились в дождливый день и вполне себя чувствовали комфортно.

«Ученые не дремлют»

Сейчас китайские ученые работают над совершенствованием электромобилей. Активно идет перестройка на водородные технологии, которые уже используются и не только в автопроме. Нам показали лабораторию НИИ статистического института Шанхая, где проводят исследования в создании водородных батарей. Они имеют много преимуществ по сравнении с литиевыми. Легче, экологичнее, работают дольше и удобны в использовании. Но пока дороже в цене.

А рядом в электро-механической лаборатории ученые проводят исследования уже совместно с немецкими коллегами. Они направленны на усовершенствование батарей, которые имеют свойство самовозгораться. Здесь выясняют причины возникновения пламени, и ищут решения, чтобы сделать батареи более безопасными и продлить срок их службы. Кстати, НИИ сотрудничает и с Казахстаном, а если точнее с компаниями из КНР, которые строят объекты ВИЭ. В частности на ветроэлектростанциях ученые сенсорами проверяют на безопасность как саму конструкцию, так и инфраструктуру для хранения энергии и вывода в общую энергосеть.

Посетили мы и центр для привлечения инвестиций. Он стал связующим звеном производственных компаний и научно-исследовательских кругов.

Здесь демонстрируют новые разработки и использование альтернативных источников энергии. Особый упор на гидротехнологии.

Мы увидели гидромобиль стоимостью 1 млн юаней. 60% его цены приходится на генератор, где водород, смешиваясь с кислородом, вырабатывает энергию и двигает автомобиль.

Таких автомобилей в Китае 20 тысяч, в основном грузовые. Так как емкости для хранения водорода занимают много места. В общей сложности нужно 9 баллонов, рассчитанных на 800 км. На легковых авто - 3 небольших баллона, которые содержат обычно 6 кг водорода.

Их хватает на 250 км. Пока такие технологии дорогие. Но вслед за массовостью упадет и цена, отмечают в центре.

Вообще водород активно используют в космической отрасли, военной сфере, производстве оптоволокна, в медицине. А теперь ученые всего мира работают над возможностью его массового применения не только в автопроме. К примеру, идут исследования в получении водорода из ВИЭ и создании единой энергосети.

Так, нам показали концепт — как водород может запускать целый социум. Все эти разработки очень интересны и привлекают компании-гиганты, которые становятся резидентами этого центра.

Раритетные авто

Но в Шанхае не только развивают технологии будущего. Здесь очень трепетно относятся к истории. И это заметно, когда оказываешься в знаменитом музее автопрома. Это то место, которое рекомендуют к посещению всем туристам. Здесь даже можно проследить развитие мировой транспортной промышленности, не только китайской. Экспозиции начинаются с первого колеса, колесницы, корабля водоизмещением более 10 тыс тонн, который использовался во времена династии Мин, итальянской конструкции воздушного шара, паровоза из Британии, французской кареты вместимостью 14 человек…

А далее - редкие модели автомобилей. К примеру, Cadillac 1907 года выпуска. Ford 1913г., который в те годы в Америке считался самый дешевым и стоил менее 300 долларов. Обычные американские рабочие могли вполне в течение 2-3 месяцев накопить на свою зарплату и приобрети. А также знаменитый Volkswagen Beetle (Жук), который был создан в 30-х годах, но из-за 2-й мировой войны распространение по миру получил в конце 40-х прошлого века.

Увидели несколько моделей китайской марки Хунцы. Она была основана в 50-х годах. Машины предназначались для перевозки чиновников. Их особенность — габариты, обширный салон. При производстве ориентировались на мировые модели, в том числе на Chrysler. До сих пор это самая дорогая машина в КНР. На одной из моделей в лого использовались 5 изображений красного флага, которые, как оказалось, отражают 5 сословий: рабочих, крестьян, студентов, солдат и коммерсантов. Здесь фары сделаны по образу древних китайских фонарей, а дизайн передней решетки напоминает традиционный веер. Уже на более современной модели Хунцы в салоне есть подъемное стекло, которое могло при необходимости подниматься и разделять водителя от сидящих пассажиров.

Музей, расположенный в современном здании, изобилует раритетными авто. Всего их 130. Попадают сюда они разными способами. Что-то передают коллекционеры, какие-то появляются в результате обмена с другими музеями или покупки на аукционах. Все они имеют довольно высокую цену. Самая дорогая - Mercedes-Benz 1955 года - стоит 4,6 млн долларов. Машинка компактная на 2 человека, двери открываются вверх.

Есть еще длинный автомобиль, протяженностью 7 метров, американского производителя Buick 1958г. выпуска. Есть самая маленькая модель машины, которую называют яйцом из-за овальной формы. Её отличительная особенность — двери располагаются спереди, куда встроено лобовое стекло и руль управления.

Здесь также можно увидеть первые велосипеды, мопеды, приемники, магнитофоны , проигрыватели для виниловых пластинок и швейные машинки, обладать которыми в 70-х прошлого века было настоящим счастьем.

А еще расположена временная экспозиция спорткаров. Говорят, что недалеко от этого места проходит трасса Формулы 1.

Как пояснили гиды, подобные автомузеи есть в Пекине и Чэнду.

Продолжение следует…

Саида Жаркинова

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -