Состоявшаяся на днях знаменательная церемония открытия морского порта Чанкай, флагманского проекта китайской государственной судоходной и логистической компанией COSCO Shipping, реализованного в рамках предложенной КНР инициативы «Пояса и пути» (Belt and Road Initiative, BRI), стала знаковым событием не только для Перу, но и для всего мира. Ведь старт данного объекта означает начало революционного ускорения темпов региональной торговли в этом регионе мира.
В то же время значение порта гораздо шире экономического содержания, потому что запуск данного объекта в Чанкае дает мощный импульс для экономики Перу и всего континента, а также для открытия тысяч рабочих мест, повышения благосостояния населения и искоренения бедности. Таким образом можно с уверенностью утверждать, что порт Чанкай является реальным воплощением торжества идей построения Сообщества единой судьбы человечества. Старт морского мегатерминала означает также открытие новой эры глобальной интеграции и основанной на тех же принципах взаимного уважения, равенства и сотрудничества, которые 11 лет назад стали прочным фундаментом для развития совместных казахстанско-китайских проектов в русле провозглашенной в сентябре 2013 года в Астане Председателем КНР Си Цзиньпином инициативы «Пояса и пути».
Кстати, связанные с этой инициативой идеи о единой судьбе человечества четко прочитывались в выступлении автора данной концепции – Си Цзиньпина в Бразилии на саммите G20 по вопросам борьбы с голодом и бедностью. «Нужно возводить больше мостов сотрудничества и меньше «маленьких дворов с высокими заборами», чтобы все больше развивающихся стран жили лучше и достигали модернизации», – заявил китайский лидер с трибуны форума. И, как мне представляется, яркой иллюстрацией сказанному служит упомянутый китайско-перуанский проект – порт Чанкай. Он идеально согласуется с растущими торговыми потребностями между Китаем и государствами Латинской Америкой и является наглядным примером «возведения мостов сотрудничества», ведущих к взаимовыгодному сотрудничеству и совместному улучшению жизни народов развивающихся стран.
«Второй Сингапур»: узел логистики в Перу откроет 9 тысяч рабочих мест
Расположенный на тихоокеанском побережье Перу порт Чанкай обладает впечатляющими характеристиками. Его глубоководные терминалы способны принимать самые крупные в мире контейнеровозы, что существенно сокращает время доставки грузов и снижает транспортные расходы. Благодаря высокой пропускной способности, порт станет одним из ключевых транспортных узлов в регионе, соединяющим Южную Америку с Азией и другими континентами.
Анализ торговых и геоэкономических преимуществ, которые открываются в этой части света с вводом морского порта, подчёркивает актуальность «Инициативы о глобальной цивилизации», выдвинутой ранее Председателем КНР Си Цзиньпином, а также его концепции построения Сообщества единой судьбы человечества. Символизм усматриваю в том, что запуск в Перу нового морского терминала, осуществленный при помощи Китая, не так давно победившего крайнюю бедность, позволит и странам Латинской Америки успешно избавиться от этого социального явления.
Согласно предварительным расчетам экспертов, запуск судоходного терминала Чанкай в Перу через активизацию логистической деятельности, торговли и экономики в целом безусловно окажет положительное влияние на рост благосостояния населения региона, в том числе благодаря открытию тысяч новых рабочих мест. Например, функционирование порта сократит время на поставку товаров из Перу и Латинской Америки в Китай до 25–28 дней вместо 40 дней, снизит стоимость грузоперевозок на 30% и создаст в общей сложности 9 тысяч рабочих мест.
В новом порту четыре причала с максимальной глубиной 17,8 метра, которые позволяют принимать сверхбольшие контейнеровозы вместимостью 18 000 TEU (двадцатифутовый эквивалент). Проектная годовая пропускная способность порта составляет 1 миллион TEU в краткосрочной перспективе и 1,5 миллиона TEU в долгосрочной, что делает его ключевым торговым хабом между Латинской Америкой и Азией. При этом, Председатель КНР Си Цзиньпин заявил в своей статье, опубликованной на днях в перуанском издании El Peruano, что проект порта Чанкай должен принести Перу $4,5 млрд. годового дохода.
Дивиденды от использования нового порта многообещающи. Уверенности в успехе добавляют планы правительства Перу по развитию железнодорожной и автомобильной сети. Транспортная паутина соединит порт Чанкай не только с крупными городами по всей стране, но и с потенциальными будущими транспортными артериями других стран региона, которые могут усилить экспортные потоки бразильской сои, железной руды, замороженного мяса, колумбийского кофе, авокадо и других товаров в Азию по открывшемуся новому трансконтинентальному торговому маршруту.
Отсюда и неиссякаемый оптимизм перуанского министра транспорта Перу Рауля Перес Рейеса (Raul Perez Reyes). В прошлом месяце в интервью журналистам относительно нового мегапорта он заявил: «Наша цель — стать «Сингапуром» Латинской Америки, чтобы портовые грузы проходили здесь на пути в Азию. Когда кто-то хочет отправиться из Бразилии, Венесуэлы, Боливии, Парагвая или Аргентины в Азию, они должны подумать в качестве отправной точки о Перу».
«Светлый путь»: в опыте Казахстана и Перу много общего
Проект порта Чанкай имеет много общего с инициативой «Пояс и путь», которая реализуется в Центральной Азии. Так, Казахстан, являясь ключевым звеном сухопутной части BRI, активно развивает свою транспортную инфраструктуру, стремясь стать важным логистическим хабом между Европой и Азией. Достаточно сказать, что на сегодня 85% наземных транзитных перевозок из Китая в Европу приходится на Казахстан.
Страны Центральной Азии, в частности, в Казахстане подобно мегапроекту порта Чанкай, в партнерстве с Китаем разрабатывают и реализуют проекты, способствующие экономическому росту, открытию новых рабочих мест и расширению международной интеграции.
Быстрый рост грузоперевозок из Китая в Европу, Россию, страны Персидского залива раздвигает горизонты логистического сотрудничества для стран Центральной Азии. Благодаря своему географическому положению Казахстан выступает важным транспортно-логистическим коридором в рамках глобального проекта «Пояс и путь». Ранее в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП Казахстана в течение ближайших лет должна достичь не менее 9%.
На фоне сегодняшней геополитической напряженности, которая сопровождается со стороны некоторых стран санкционными мерами – эмбарго и даже блокирования торговли перед казахстанскими экспертами в сфере транспортировки и логистики, как, впрочем, и их коллегам порта Чанкай, решение задачи по максимальному использованию возможностей логистических маршрутов, становится острой необходимостью.
В частности, территории Казахстана проходят Северный и Южный, Среднеазиатский коридор, «Север-Юг», международные автомобильные и железнодорожные пути, а также Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), актуальность которых в последние годы только растет. Надо сказать, что каждый из перечисленных коридоров имеет свои преимущества. Например, Транскаспийский маршрут, который пролегает через Казахстан, Азербайджан и Грузию, привлекателен для ряда компаний и стран тем, что дорога через Казахстан в среднем на три-четыре дня быстрее аналогичных вариантов перевозки, чем через Монголию и Россию.
В то же время Казахстан в последние годы активно инвестирует в развитие транспортной сети, поскольку многие авто- и железные дороги требуют модернизации и реконструкции. Решение этих вопросов на фоне растущего грузопотока требует неослабного внимания во избежание задержек в доставке товаров и повышения стоимости логистических услуг.
Путь созидания и сближения народов и континентов
Недавнее открытие мегапорта Танкай и активное развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии в сфере создания новых железнодорожных, автомобильных и воздушных маршрутов через Казахстан являются яркой иллюстрацией того, как инициатива «Пояс и путь» способствует построению в мире Сообщества единой судьбы человечества.
Расширение транспортных коридоров в Центральной Азии при активном участии в проектах в рамках BRI, а также постоянно растущее число стран-участниц в международной программе «Пояс и путь» только подтверждают вывод о том, что этот масштабный проект открывает новые возможности для развития торговли и логистики в разных частях света, а постоянное расширение транспортной сети способствует экономическому росту и улучшению качества жизни населения стран, расположенных вдоль “Великого шелкового пути”.
Таким образом, порт Чанкай – это не просто новый морской терминал, а символ новой эры глобальной интеграции, основанной на принципах взаимного уважения, равенства, сотрудничества и дружбы народов.
Кемар МАШАНЛО, главный редактор информационного агентства Phoenix 24