Торжественное открытие порта Чанкай 14 ноября 2024 года стало важной вехой для Перу и всей Южной Америки. Этот современный глубоководный порт, построенный китайской компанией Cosco Shipping, знаменует собой новый этап в глобальной интеграции и развитии международной торговли в рамках Инициативы «Пояс и путь» (BRI).
Порт Чанкай – не просто логистический объект, а часть более масштабной стратегии, направленной на соединение континентов и создание устойчивой инфраструктуры для долгосрочного экономического роста. При этом проект имеет очевидные параллели с Центральной Азией, особенно с транспортными коридорами, проходящими через Казахстан, который стал ключевым звеном сухопутной части BRI.
Транспортный узел
Расположенный на тихоокеанском побережье Перу, порт Чанкай разработан как современный транспортный узел. Его глубоководные терминалы способны принимать крупнейшие контейнеровозы мира с осадкой до 17,8 метра. Ежегодная пропускная способность порта составит до 1 миллиона TEU, 6 миллионов тонн генеральных грузов и 160 тысяч автомобилей.
Этот проект, крупнейший в рамках BRI на американском континенте, радикально изменит торговую логистику. Время доставки грузов из Южной Америки в Шанхай сократится с 35 до 25 дней, снижая транспортные расходы минимум на 20%. Перу получит $4,5 миллиарда ежегодного дохода, что эквивалентно 1,8% ВВП страны, а также создаст более 8 тысяч рабочих мест. Но значимость порта выходит далеко за пределы Перу. Это начало новой эры региональной интеграции, нацеленной на улучшение связи между Тихоокеанским и Атлантическим побережьями Южной Америки.
Создание порта Чанкай сопровождается строительством биокеанской высокоскоростной железнодорожной линии, которая соединит Тихоокеанское побережье Перу с портами Бразилии на Атлантике. Этот проект способен стать основой для создания так называемых «коридоров развития» – новых экономических зон, связанных с модернизированной транспортной инфраструктурой.
Планы включают трансконтинентальную железнодорожную сеть, которая свяжет Перу, Бразилию и другие страны региона с мировыми рынками. Например, железная дорога через Анды, соединяющая порт Чанкай с городом Сантос в Бразилии, позволит значительно сократить время и стоимость транспортировки сельскохозяйственной и горнодобывающей продукции из внутренних районов Южной Америки в Азию. Эти проекты дополняют инициативы по развитию внутренних транспортных сетей в Южной Америке, которые были в упадке десятилетиями.
Параллели с Центральной Азией и Казахстаном
Проекты в Южной Америке, такие как порт Чанкай и трансокеанская железная дорога, во многом отражают аналогичные процессы в Центральной Азии, особенно в Казахстане. Казахстан, будучи ключевым узлом сухопутной части Инициативы «Пояс и путь», играет важнейшую роль в соединении Китая с Европой. Транспортные коридоры через Казахстан, такие как Международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай», уже доказали свою эффективность, сокращая время доставки грузов между континентами.
Как порт Чанкай сокращает маршрут грузов между Южной Америкой и Азией, так и Казахстан обеспечивает быстрое и экономически выгодное соединение между Азией и Европой. Эти регионы становятся важными звеньями глобальной сети торговли и транспорта, продвигая идею более связанного мира.
Инициатива «Пояс и путь» не ограничивается строительством транспортной инфраструктуры. Она направлена на создание нового подхода к глобализации, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве. Параллельно с экономическими проектами Китай активно развивает культурное взаимодействие. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул это в своей статье «Дружба Китая и Перу: в светлое будущее», опубликованной в официальной газете Перу.
Китай и Перу имеют исторические связи, уходящие в прошлое на 175 лет, начиная с первой волны китайской миграции в Латинскую Америку. Сегодня эти связи укрепляются культурным обменом, совместными научными исследованиями и развитием туризма. Подобный подход наблюдается и в Центральной Азии, где Китай участвует в защите культурного наследия, поддержке образовательных программ и развитии гуманитарного сотрудничества.
Единое видение глобального будущего
Проекты, подобные порту Чанкай в Южной Америке и транспортным коридорам через Казахстан в Центральной Азии, являются ярким примером того, как инфраструктура может стать основой для нового уровня глобальной взаимосвязанности. Вместо конкуренции за ресурсы и влияние регионы мира выбирают модель сотрудничества, приносящую пользу миллионам людей.
И хотя некоторые страны пытаются сопротивляться этим изменениям, рассматривая их через призму геополитической конкуренции, Китай, Южная Америка и Центральная Азия показывают, что истинный прогресс достигается через партнерство. Они прокладывают путь к многополярному миру, где каждый регион сможет реализовать свой потенциал, внося вклад в общее процветание и развитие цивилизации.
Серик КОРЖУМБАЕВ, главный редактор газеты «Деловой Казахстан»